Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов

Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов

Б01: 10.1273Uwsd-2015-7.4-12 УДК 378.147.88

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена проблеме поиска путей оптимизации системы высшего профессионального образования, вызванного возрастанием требований к качеству подготовки выпускников вузов в условиях стремительного роста науки и техники. Анализируется роль самостоятельной управляемой работы студентов в учебном процессе вуза при подготовке кадров нового поколения, способных к самостоятельному творческому решению поставленных жизнью задач. Раскрываются различия таких форм учебной работы как самостоятельная работа студентов и самостоятельная управляемая работа студентов под контролем преподавателя. В качестве одной из новых форм оценивания знаний студентов по дисциплине «Концепции современного образования» рассматривается презентация. Приводятся методические рекомендации по составлению презентации, которые позволяют эффективно организовать самостоятельную работу студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; самостоятельная управляемая работа студентов;

организация самостоятельной работы; форма контроля знаний; содержание презентации; структура презентации.

CONTROLLED STUDENTS' INDEPENDENT WORK AS AN EFFECTIVE MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article is devoted to the problem of finding ways to optimize the system of higher education, caused by an increase in requirements for quality training of college graduates in the rapid growth of science and technology. The author analyzes the role of controlled students' independent work in the university education process of training a new generation capable of independent creative solution of life problems. The given paper reveals the differences of such form of educational work as students' independent work and controlled students' independent work under the supervision of a teacher. Presentation is considered as one of the forms of students' knowledge assessment in the subject «Concepts of modern education». Guidelines for the presentations preparation that can effectively organize the students' independent work are shown in the article.

Keywords: independent students' work; controlled students' independent work; the organization of independent work; a form of knowledge control; the content of presentation; the structure of presentation.

В условиях существующей тенденции к постоянному увеличению объема информации, вызванному стремительным ростом науки и техники, развитием новых технологий и увеличением их наукоемкости возрастают требования к базовому образованию выпускников вузов и универсальности их подготовки, а также повышаются требования к качеству их интеллектуальных и организаторских способностей. Сейчас оказывается недостаточным репродуктивное усвоение студентами огромного количества информации, которую они просто не в состоянии механически запомнить. Все это побуждает всю педагогическую общественность решать задачу усовершенствования старых, разработки и введения новых форм и методов обучения, отвечающих требованиям социального заказа сегодняшнего дня. Использование разнообразных методов творческой организации деятельности студентов позволит сформировать у будущих специалистов в области современной техники и технологии особые «профессиональные компетенции», направленные на получение знаний путем логических умозаключений и применение их на практике в реальных условиях при создании конкурентоспособной продукции в сжатые сроки. Такие профессиональные компетенции предполагают, наличие широкого набора постоянно обновляемых компетенций и представляют собой «знания в действии». Данная задача, стоящая перед вузами, соответствующим образом требует усовершенствования учебных планов и обновления рабочих программ подготовки новых поколений высокоспециализированных кадров. При существующей тенденции меняется не только парадигма высшего образования, но и формируется новая среда обучения/учения, причем значительно возрастает направ-

ленность учебного процесса в вузе на систематическую самостоятельную работу студентов. Высшие учебные заведения не могут дать знания своим выпускникам на долгие годы. Новые знания удваиваются почти каждые семь лет, особенно быстро в технических отраслях, а получаемые в высших учебных заведениях стремительно устаревают, практически через каждые 3-7 лет. Вузы должны привить студентам потребность в постоянном пополнении знаний. Не случайно эта проблема последние годы непосредственно и косвенно прорабатывается как в педагогическом, так и в психологическом и методическом плане. Поэтому главным методологическим вопросом становится — как формировать человека будущего в условиях общества знаний, адекватных экономическим изменениям и повысить его мотивацию к пожизненному образованию?

В настоящее время имеются необходимые теоретические предпосылки и достаточный практический опыт, чтобы успешно решать эту проблему в высшей школе.

Данные многочисленных экспериментов показывают, что в памяти человека остается лишь 10% услышанной информации, 50% от того, что человек увидел, и около 90% от того, что сделал самостоятельно. Однако наивно полагать, что при уменьшении количества аудиторных часов студенты сами по себе начнут заниматься самостоятельно более интенсивно и систематически. Как известно, важнейшим условием для успешного обучения является интерес студента к учению вообще, что определяет его позитивное отношение к учебному процессу. Активная мыслительная деятельность студентов не может быть вызвана без психологической подготовки к ней. Невозможно научить человека

вопреки его желанию. Студент учится сам, а преподаватели лишь помогают ему. К сожалению, молодые люди не всегда могут увидеть жесткую связь между дисциплинами, которые они изучают в вузе, и тем, что им потребуется в жизни. Важно им объяснить, что это действительно взаимосвязанные вещи обеспечивающие фундаментальную подготовку молодых людей к жизни в новом информационном обществе и усиливающие их социальную стабильность, связанную с их будущим личным успехом. Из этого и нужно исходить при организации самостоятельной управляемой работы студентов под контролем преподавателя направленной на формирование мышления студентов, активизацию их учебной, познавательной и научной деятельности, развитие умения использовать полученные знания и выработку навыков творческой поисковой деятельности.

Следует различать такие формы работы как самостоятельная работа студентов и самостоятельная управляемая работа студентов под контролем преподавателя. Общим в них является сам характер вида деятельности обучаемого. Отличие — степень и сам характер управления этой деятельностью.

Любая самостоятельная работа предполагает самостоятельный поиск и применение знаний. Однако, как правило, студенты младших курсов не всегда четко осознают междпредметные связи и часто затрудняются установить внутрипредметные связи между научными понятиями. Часто отсутствует навык обработки и систематизации знаний, полученных из различных источников информации, кроме того, студенты затрудняются рационально планировать свою деятельность, а некоторые не умеют вообще самостоятельно организовывать самообразование и это приводит

к тому, что они испытывают серьезные трудности в использовании полученных теоретических знаний при решении практических вопросов. Такому виду учебно-познавательной деятельности их надо учить. Эффективность педагогического процесса зависит от грамотного руководства самообразованием студентов и от готовности обучаемых к этому виду деятельности. Прежде всего, преподавателю необходимо определить начальный уровень знаний и умений студентов, с которыми ему предстоит работать, и выделить их уровень готовности к самообразованию. От этого во многом будет зависеть результат всего учебного процесса. Если студенты имеют очень низкий уровень знаний, необходимый для успешного освоения дисциплины, и как следствие не понимают преподавателя, то целесообразно изменить методику преподавания или внести необходимые коррективы в рабочую программу по соответствующим разделам дисциплины вплоть до уровня ознакомления и постепенно переносить центр внимания от обучения к самообучению. При этом важно, чтобы студенты постоянно ощущали заинтересованность преподавателей в их учебных продвижениях и успехах, в стремлении стать хорошо образованными и высококвалифицированными специалистами. Осознанность обучения во многом обеспечивается уровнем сложности предлагаемых заданий. Учебные задачи должны быть не очень простыми, но и не настолько сложными, чтобы преподаватель был бы вынужден полностью выполнять их сам. В ходе последовательного изложения материала необходимо соблюдать саму логику науки, учитывать психологические особенности мышления студентов и их познавательные возможности. Познавательные возможности обучающихся увеличиваются постепенно и тем быстрее, чем це-

ленаправленнее и интенсивнее преподаватель руководит их развитием.

Уверенное самостоятельное продвижение студентов по пути познания крайне затруднительно без овладения некоторым минимумом базовых знаний и умений, так как понимание нового и сознательное его усвоение происходит на базе известных, ранее усвоенных фундаментальных знаний. Следует заметить, что отдельные факты, не объединенные общей идеей в теорию, не могут являться достаточной базой для самостоятельного продвижения в изучении нового материала. Усвоенный теоретический материал является не просто составной частью учебной дисциплины, а должен «работать» при изучении следующего нового учебного материала или курса основ науки. Суждения, умозаключения и законы целесообразно выводить с помощью тех методов научного исследования, которые характерны для данной науки. Отсюда возникает необходимость приближения процесса учения в вузе к процессу действительного научного познания. Студенты, как правило, по мере продвижения от одной темы к другой понимают логическую целесообразность изучения каждого последующего вопроса, определяют его большую или меньшую новизну, ви

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Формирование творческой личности будущего специалиста является актуальной проблемой не только для среднего профессионального образования, высшей школы, но и важнейшей социально-экономической задачей всего общества. Решение этой задачи заключается, прежде всего, в развитии творческих способностей студентов на всех этапах обучения, повышении их интеллектуального потенциала, активности и самостоятельности. Сегодня нельзя делать главную ставку на усвоение определенной суммы знаний, задача образования состоит в том, чтобы научить студента умению учиться всю жизнь. Необходим переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

  • Автор записи

Формирование творческой личности будущего специалиста является актуальной проблемой не только для среднего профессионального образования, высшей школы, но и важнейшей социально-экономической задачей всего общества. Решение этой задачи заключается, прежде всего, в развитии творческих способностей студентов на всех этапах обучения, повышении их интеллектуального потенциала, активности и самостоятельности. Сегодня нельзя делать главную ставку на усвоение определенной суммы знаний, задача образования состоит в том, чтобы научить студента умению учиться всю жизнь. Необходим переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Для формирования нового поколения специалистов нужны конкретные проекты и методики обучения, способные раскрыть потенциальные возможности студентов, стремление к знаниям, новаторству и профессионализму и ничто так не повышает престиж и эффективность новых технологий обучения как самостоятельная работа студента. Решение учебных проблем с опорой на самостоятельную работу является главным в работе колледжа.

С тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть приоритетность интересов студентов в самоопределении и самореализации, мы изменили подходы организации СРС.

Работа по совершенствованию организации СРС специальных дисциплин проводилась в несколько этапов:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Провели фундаментальные исследования в области педагогики по организации СРС и на заседаниях ц\к были заслушаны вопросы: классификация видов СР, формы организации СР, дидактические принципы организации СР.

ВТОРОЙ ЭТАП. Провели прикладные исследования о состоянии самостоятельной работы на спец. цикле. Анализ показал: отсутствие системы СР, эпизодическое ее использование, УМК СРС в лучшем случае состоит из тематических рефератов, преподаватели ограничиваются устными инструкциями для выполнения работ.

В ходе исследования применялось анкетирование среди студентов и интервью с преподавателями. При ранжировании СР преподаватели на 1 место поставили такие СР, которые направлены на закрепление знаний; на 2 месте – способствующие приобретению новых знаний, и лишь на 3 месте – СР, формирующие навыки творческого характера.

Таким образом, в ходе анализа были выявлены основные ориентиры совершенствования форм и методов организации СРС:

1. Надо учить студентов методике самостоятельной работы.

2. Вид СРС выбирается с учетом возрастных особенностей студентов, уровня развития познавательных способностей и социально-психологических особенностей личности студента.

3. Задание должно соответствовать реально существующим у студентов умениям и навыкам, их надо развивать от курса к курсу.

4. Задания должны содержать детально алгоритмизированную инструкцию по выполнению необходимых действий.

5. Задания должны быть дифференцированными по уровню сложности.

6. Самостоятельная работа требует прямого руководства, которое осуществляет непосредственно сам преподаватель.

ТРЕТИЙ ЭТАП. По дисциплине «Технология и организация производства» были разработаны задания для СРС по 3 уровням.

Первый уровень СР – воспроизводящие работы, требующие от студента главным образом репродуктивных действий, связанных с воспроизведением готовых знаний, образцов, что чаще всего наблюдается при решении типовых задач, выполнение упражнений. В процессе выполнения таких работ проявляется подражательная копирующая самостоятельность студентов. Эта СР выполнена в виде «Рабочей тетради», которая имеет большой набор самостоятельных заданий различных форм: формирование ПТА, тесты, решение задач, работа со схемами, краткий тематический реферат. Преимущества «Рабочей тетради» СРС: комплектность (сосредоточение значительной части материалов, необходимых для организации проведения СР, в одном источнике); простота использования (студенты выполняют необходимые записи, расчеты, таблицы в самой тетради); простота методики работы для преподавателя (тетрадь содержит все необходимые данные, инструкции и вопросы).

Второй уровень – самостоятельные эвристические работы, побуждающие студентов к активному осмыслению материала, поиску вариативных решений учебной задачи, анализу проблемной ситуации под руководством учителя, самостоятельному выполнению логических операций. В процессе применения знаний студент не связан готовыми образцами; он предлагает свои способы выполнения операций, проявляя активно-поисковый уровень самостоятельности.

В качестве основной формы организации СРС мы использовали маршрутную технологию обучения, в основе которой лежит выполнение студентами индивидуального комплексного семестрового задания. Задания разрабатываются так, чтобы, во–первых, теория и практика органически взаимодействовали, чтобы практика питала теорию и наоборот – осмысливалась с помощью теории; во-вторых, чтобы студент имел возможность и стимул регулярно выполнять задания СРС. Маршрутное задание выдается на одном из первых занятий. Для успешного выполнения его студентами требуются периодические консультации преподавателя. В семестре запланировано несколько контрольных «точек», когда преподаватель проверяет успешность работы над маршрутом, делает необходимые корректировки и методически направляет студента: рекомендует литературу и учит работать с ней, знакомит с правилами организации СР. Выполнение некоторых заданий можно контролировать прямо на уроке. При составлении маршрутов учитывается время, необходимое для выполнения задания, не превышающего нормы, отведенной Госстандартом СПО.

Третий уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы, выполнение которых требует интенсивной самостоятельной деятельности. В результате студент находит оригинальное решение учебной задачи, которую он не только перестраивает, используя элементы исследования, но и по–новому дает интерпретацию фактов.

Таким образом, мы создали условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей студентов, умения и навыки которых развиваются от семестра к семестру.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. По 1 семестру проведен анализ результативности эксперимента. Перед началом эксперимента измерили первоначальный уровень качества знаний студентов на основе результатов установочной контрольной работы, а по итогам 1 семестра определили качество знаний студентов традиционного и экспериментального обучения.

При традиционном обучении рост качества знаний студентов составил – 3 %, при экспериментальном – 14 %.

Эффективное внедрение самостоятельной работы в учебный процесс с учетом реальных возможностей позволило студентам: более глубоко, осмысленно и системно изучить дисциплину, систематизировать изученный материал; развить навыки самостоятельности, творческого мышления, значительно повысить свой рейтинг по дисциплине; преподавателям: снизить репродуктивные функции учебных занятий, повысить общую успеваемость обучаемых, осуществить более неформальный текущий и итоговый контроль, использовать различные меры поощрения при аттестации студента.

Итак, важность самостоятельной работы студентов, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Образование современного человека следует оценивать, прежде всего, по степени его творческого отношения к знаниям и умению самостоятельно их выполнять. Решить эту задачу в полной мере поможет решительная модернизация организации СРС. Наши исследования в области методики самостоятельной работы актуальны. Однако охватывают они лишь малую часть круга проблем, направленных на радикальное изменение системы учебного процесса в настоящее время.

Работа над этой темой убедила нас в том, что есть «вечные» истины и «вечные» проблемы. Но есть и главный судья – время, которое заставляет смотреть на них глазами нашего современника. И хотя сегодня значимость СР осознается глубже, чем вчера, важно найти практические пути решения этой сложнейшей проблемы, чтобы сделать открытым процесс обучения, вывести самостоятельную деятельность и сотрудничество студентов за пределы колледжа.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply