Семейное чтение как средство духовно нравственного становления личности ребенка

Семейное чтение как средство духовно нравственного становления личности ребенка

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»

В. А. Сухомлинский

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека само реализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, проявляющихся во взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста особенно важно, потому как именно в это время они особенно восприимчивы к усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Велика роль семьи в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров. Как известно из традиционных русских методов семейного воспитания, родители учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Исстари средством воспитания подрастающего поколения являлось устное народное творчество,литературное слово: малышам рассказывали сказки, читали стихи, рассказы. Подрастая, дети сами начинали читать. Отношение к книге, как к ценному источнику знаний, культивировалось в обществе совсем недавно.

К сожалению, в современном мире, в большинстве случаев, литературный опыт детей, чаще всего, ограничивается лишь рассказами из азбуки и хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте. На первое место выходят средства массовой информации (телевидение, интернет, компьютерные игры… Из жизни детей уходит живое общение,вследствие чего вырастает глобальная проблема: становится нормой задержка речевого развития (дети начинают говорить только к 3-м годам).

Ученые цивилизованных стран бьют тревогу: «…подрастающее поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги».

Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.

В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Одним из эффективных средств, в процессе воспитания, может служить семейное чтение. Так как возможности заложены в содержании литературно художественных произведений, которые имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ребенка, в развитии его гражданского сознания, способности общаться, в формировании эмоционально — ценностного отношения к окружающему миру. Неисчерпаемым источником народной мудрости являются русские народные сказки.Все мы с детства помним выражение: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Дети дошкольного возраста, в силу малого жизненного опыта,не всегда могут сами разобраться: в чем суть заложенного в сказку УРОКА. И тут необходима помощь взрослого!

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу взаимопонимания, доверия, общения между людьми разных поколений и успешную почву для развития личности ребенка.

Это обуславливается в следующем:

1. Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению «жизненной копилки знаний» и впечатлений человека, затрагивает «струны души».

2. Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными устоями, обычаями, традициями.

3. Семейное чтение дает возможность познакомиться с жизненным опытом старших членов семьи. Узнать о своих близких что-то важное и интересное.

4.. После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшим место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.

5 Возможно, участники беседы втянутся в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволит открыть для ребенка родовые связи, и на этой основе пробудится интерес к собственному семейному древу. Что, в свою очередь способствует восстановлению связи времен, осознанию того, что все мы являемся частью великого наРода.

6. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

Одна из задач педагогов дошкольных учреждений – помочь семье в духовно-нравственном становлении личности ребенка через приобщение к чтению литературы и формирование у ребенка читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Человек стал.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Воспитывать нравственного человека» Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие — кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребёнка эти прекрасные человеческие.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie.docx 38.81 КБ

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ»
(примерное содержание)

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

∙ совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

∙ совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.;

∙ семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;

∙ после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;

∙ чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.

Если воспитатель намерен возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения, он может познакомить родителей своих воспитанников с основными рекомендациями:

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время ; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;

3) читать сказку может сам ребенок или кто-то из взрослых; кто именно это будет – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднений;

4) если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

5) если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал; по-видимому, его что-то беспокоит , он нуждается в помощи;

6) порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять ;

7) если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка, бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским, мнением;

8) если ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно; выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения после совершенного необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нем заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например эту: «Как так: нет сердца? »…

Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра-драматизация . Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Вот почему многие сказки написаны автором в двух вариантах. Вариант сценария для кукольного или иного представления поддерживает интерес детей к сказке, а родители могут принять участие в игре-драматизации, взяв на себя роль одного из героев, помочь сделать кукол.

Необязательно готовить персонажей сказки для театра «бибабо», где кукла перчаткой надевается на руку. Можно сделать героев сказки из картона, бумаги, слепить из глины. Могут пригодиться и старые коробочки из-под лимонных долек, надо только наклеить снаружи картинку с изображением героя. Не умеете рисовать – сделайте театр вязаных игрушек. Не умеете вязать – пусть героями сказки станут старые флаконы из-под одеколона, дезодоранта, духов. Надо только залить внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтобы «наряды» были разноцветными, а под крышечку можно надеть богатый воротник или приклеить поля к «шляпе». Можно вместе с ребенком сделать декорации подземного или подводного царства, оформить при помощи пластилина на фанерном листе поле, луг, лес.

Игра-драматизация позволит семье и поиграть, и помастерить из природного или другого материала, и пообщаться.

Творчество – это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свою сказку-спектакль всех членов семьи – и взрослых, и детей.

Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребенку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем:

∙ в фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях и их высказываниях по существу содержания сказки;

∙ в записи впечатлений детей от сказки, их бесед с куклами, разыгрывании сценок с помощью предметов-заместителей в игровых ситуациях;

∙ в фиксировании ситуаций, связанных с содержанием сказок (возникающих спонтанно или созданных специально), в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке;

∙ в проведении с детьми занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты сказки.

Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:

– обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

– создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

– активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы, если бы…;

– проигрывание эпизодов сказки , что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

– проигрывание вариантов решения ситуаций , то есть использование сказки как притчи-нравоучения и т. п.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.

ВЫСТУПЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЯ
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ПО ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ»
( примерное содержание)

Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В чем конкретно проявляется педагогическая организация по проблеме семейного чтения?

1) Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.

2) В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками:

– «Сказка в жизни ребенка»;

– «Как и когда рассказывать сказки»;

– «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги»;

– «Личная библиотека вашего ребенка» и др.

Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.

3) Целесообразно проводить открытые занятия для родителей воспитанников по литературным произведениям. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.

4) Особая роль принадлежит родительскому собранию – наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного, записи детских рассказов о книгах и литературных персонажах и т. д.

Такие собрания требуют от педагогов тщательной подготовки, точного выбора темы в соответствии с задачами воспитания и особенностями литературного развития детей, с интересами родителей.

5) Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи и т. д.). Полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ * ( см . П римечание )

Итоги анкетирования подводит заместитель заведующего по воспитательной работе.

Анализ анкет «Семейное чтение» и «Чтение из поколения в поколение» дал нам представление об организации чтения ребенка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе.

Всего было обработано 113 анкет. Из них мы увидели, что наиболее активные участники процесса приобщения детей к чтению – это мамы и бабушки. Чаще, конечно, мамы.

В 13 из 113 семей книга входит в семью почти с рождением ребенка; в 27 семьях ребенку начали читать в 1 год; в 32 – от 2 до 3 лет. Самостоятельно дети начинают читать с 5 до 6 лет.

В каждой семье, что очень приятно, есть домашняя библиотека, объем которой колеблется от нескольких книг до одной тысячи. Анкеты показали, что в детской домашней библиотеке преобладают сказки, далее идет познавательная литература. Но чаще был ответ: «Всего понемногу».

Лишь 10-я часть опрошенных родителей выписывает детские журналы.

На вопрос об отношении ребенка к совместному чтению большинство родителей ответило, что ребенку этот процесс нравится.

При совместных чтениях родители не просто читают книги, но и помогают детям понять прочитанное. Чего же, на взгляд родителей, им не хватает, чтобы помочь своему ребенку в трудном, но увлекательном процессе – чтении?

Из 113 человек 64 ответили, что им не хватает времени; 12 – знаний в области детской литературы; 11 – знаний в области детской психологии; 29 человек ответили, что им не хватает знания форм и приемов привлечения к чтению. Многие родители отдали предпочтение рекомендательным спискам и планам чтения; 13 человек захотели получить индивидуальную консультацию.

Последние ответы указывают на то, что родители нуждаются в помощи библиотекаря, в поддержке профессионала. Ориентируясь на итоги анкетирования, мы стараемся планировать дальнейшую работу, учитывая пожелания и предложения родителей.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ДИСКУССИИ

1. 6-летнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: «Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим».

Как вы считаете, оправдано ли стремление Гришиных родителей прочитать ребенку как можно больше книг?

2. Один раз, когда Динка была еще маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала ее детям. Все плакали. Динка тоже плакала. Сначала тихо, а потом, когда умерла Ева, она вскочила, затопала ногами и хотела разорвать книгу. «Да, я, кажется, сделала большую глупость… Она еще слишком мала для такой книги», – каялась мать.

Нужны ли детям грустные книги?

3. 6-летняя Катя достаточно хорошо читает самостоятельно. Но вот настает вечер, и Катя просит маму почитать ей книгу. Мама недоумевает: «Зачем ты меня просишь об этом? Ведь ты прекрасно с этим справляешься сама».

Нужно ли читать ребенку, если он уже научился читать самостоятельно?

4. Мама 2-летней Насти беседует с мамой 4-летнего Игоря:

– Вот купила дочери новые книги сказок.

– Как? Вы ей уже читаете книги? Зачем? Ведь она еще так мала! Мне кажется, что в этом возрасте дети еще не воспринимают книгу.

Как вы считаете, кто из женщин прав? Со скольки лет, по вашему мнению, надо читать книги детям?

5. Мама 6-летней Ксюши жалуется своей знакомой:

– Никак не могу заставить свою дочь читать книги. И чего только не делала: приносила книги интересные, красочные. Убеждала, уговаривала, заставляла – ничего не помогает.

– Вот и у меня та же проблема. Моему Саше уже 12, а он так и не привык к самостоятельному чтению.

Почему дети не хотят читать? Что делать, чтобы ребенок читал?

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1
«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»

1) Читаете ли Вы детям книги, по чьей инициативе и как часто?

2) Проводите ли Вы беседы после чтения? ______________________

а) Какие вопросы задают Вам дети? ___________________________

б) О чем говорите с детьми после чтения? ______________________

в) Стремятся ли дети пересказать прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось? ____________________________________

г) Делятся ли своими впечатлениями, полученными от чтения, от просмотра кинофильма, с другими? _________________________________

д) Обращают ли внимание только на содержание или также на форму произведения? (Повторяют ли образные выражения, сравнения, запоминают сказочные повторы, своеобразные стилистические обороты, эпитеты, зачин, концовку и т. д.) _____________________________________

3) Играете ли Вы с детьми дома в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений; продолжение чтения наизусть стихотворения, начатого взрослым, придумывание рифмованных слов? ______________________________________

4) Какое участие принимают дети в семейных праздниках (готовясь к празднику, учат ли стихи, инсценируют ли их, сочиняют поздравления)?

5) Находят ли отражение в играх ребенка литературные персонажи, сюжетные ситуации книг и кинофильмов?

6) Имеется ли у ребенка дома место для книг, игрушек?

7) Имеется ли в доме библиотека, фонотека, фильмотека?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 2
«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»

1. Есть ли у Вас домашняя библиотека? ________________________

2. Какие газеты и журналы выписываются для детей?

3. Какие книги вызывают наибольший интерес у Вашего ребенка?

4. Как Вы прививаете своим детям интерес к книгам?

5. Какие книги Вы читаете вслух и обсуждаете вместе с детьми?

6. Рассказывает ли Вам ребенок о прочитанных в детском саду книгах? _______________________________________________________

7. Отведены ли в режиме дня Вашего ребенка специальные часы для самостоятельного чтения? _____________________________________

8. Как помогает чтение ребенку в его развитии?

9. Какие положительные качества развивает у ребенка чтение?

10. Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они Вам в воспитании детей? ________________________________________________

11. Хотели бы Вы посещать библиотеку семейного чтения?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 3
«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»

1. Когда у Вас возникло желание привести ребенка в библиотеку? Сколько лет было Вашему ребенку? _____________________________

– необходимость (задание детского сада или кружка).

3. Для Вашего ребенка визит в библиотеку – радостное событие? ___

4. Что помогает Вам выбирать книги для ребенка?

– детские журналы и газеты;

– память своего детства;

– знание возможностей и вкусов своего ребенка.

5. Что влияет на выбор Вашего ребенка?

6. Назовите любимые книги Вашего ребенка.

7. Рассказывает ли Вам ребенок о прочитанном? _________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 4
«ЧТЕНИЕ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ»

1. Имеете ли Вы домашнюю библиотеку? Назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги).

2. Сколько поколений Вашей семьи собирает библиотеку?

3. Назовите самую «старую» книгу.

4. Последняя книга, которую Вы купили.

5. Какие книги Вы мечтаете приобрести:

– для своего ребенка: _______________________________________

6. Каких современных детских писателей Вы можете вспомнить?

7. Вспомните любимую книгу Вашего детства. Как Вы считаете, будет ли она интересной Вашему ребенку?

8. Существует ли сегодня такая книга, которая объединяет интересы Вашего ребенка с однолетками?

9. Ваш ребенок как:

10. Представьте, что Ваш ребенок все свободное время уделяет чтению. Как к этому относятся окружающие? (Напишите их приблизительную оценку.)

11. По вашему мнению, воспринимают ли современные дети взгляды взрослых, родителей?

12. Что необходимо сделать, чтобы найти понимание со стороны детей? _______________________________________________________

13. С вашей точки зрения, семейное чтение – это:

– обсуждения прочитанного всей семьей или некоторыми ее членами; чтение вслух для всех членов семьи;

– книги для каждого члена семьи отдельно;

– когда все члены семьи заняты чтением.

14. Как Вы считаете, является ли сегодня библиотека центром диалога поколений, ячейкой семейного литературного общения? Если нет, то что для исправления такого состояния необходимо сделать?

«ПОДСКАЗКИ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(«ДА» И «НЕТ»)

∙ Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером).

∙ Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

∙ Читайте сами, показывая пример своему ребенку.

∙ Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.

∙ Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.

∙ Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.

∙ Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.

∙ Дарите ребенку книги.

∙ Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

∙ Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

∙ Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.

∙ Не заставляйте читать насильно.

∙ Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит.

∙ Не заставляйте читать слишком трудные книги.

∙ Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

∙ Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении.

∙ Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте – и улучшение наступит быстрее.

∙ Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей.

∙ Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами.

∙ Никогда не отговаривайте ребенка от чтения – читать что-то лучше, чем ничего не читать.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА

Когда вы читаете со своим ребенком, то:

∙ Найдите спокойное место.

∙ Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу.

∙ Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему.

∙ Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

∙ Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем прочитал.

∙ Ведите для ребенка, а затем вместе с ним Дневник чтения.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО СОВМЕСТНОМУ ЧТЕНИЮ КНИГ С ДЕТЬМИ

I. Перед чтением книги:

1. Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.

2. Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?

3. Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются – художниками. Найдите вместе их имена в книге.

4. Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

5. Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собственного рассказа по картинкам.

6. Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.

7. А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.

II. Пять простых советов.

1. Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.

2. Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.

3. Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.

4. Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.

5. И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПОДДЕРЖАНИЮ В ДЕТЯХ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

3. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

4. Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.

5. Запишите детей в читальный зал.

6. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

7. Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений.

8. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьями, которые еще не умеют читать.

9. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

10. Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки).

11. Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.

12. В дороге поиграйте с ребенком в игру: придумать слова, начинающиеся с разных букв (по слову на каждую букву алфавита).

13. Разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи.

14. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

15. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.).

16. В доме должна быть детская библиотека.

17. Интересуйтесь мнением детей о последних новостях (оставляйте в доступном месте газеты).

18. Попросите детей собрать и прочитать аннотации на фильмы перед тем, как вы решите, на какой фильм сходить всей семьей.

19. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

20. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, до-станьте книгу на эту тему.

21. Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в костюмы любимых героев.

22. Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.

23. Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш город в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).

24. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

25. Пусть дети самостоятельно составят сборник своих любимых шуточных стихов, рассказов и т. д.

26. Пусть дети читают книги о том, как мастерить и строить своими руками, книги о спорте и т. д.

27. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

28. Устройте вечер, посвященный любимым книгам.

29. Пусть дети сами напишут продолжения к любимым книгам или историям.

30. Купите энциклопедию и проэкзаменуйте друг друга, например спросите: «Почему небо голубое?»

31. Поиграйте в игру «коллективное письмо»: каждый из членов семьи и друзей пусть пишет продолжение письма и передает другому.

32. Пусть в доме всегда будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.

33. Пусть дети посоветуют другим, что почитать, и сами купят книги в подарок.

34. Пусть дети разыгрывают рассказы по ролям: используют выразительное чтение, костюмы и реквизит, ставят сценки и т. д.

35. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

36. Расскажите детям о книге, которую Вы только что прочитали и которая им будет интересна: разожгите их любопытство, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.

37. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

38. Используйте положительный пример: запишите детей в драмкружок или в любую секцию.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply