Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом (А.П. Бутенко, И.М. Быховская, В.З. Коган, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич).
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации (А.В. Барышева, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, Т.А. Ильина, В.А. Сластенин). Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая — (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.Е. Апарин, И.И., Брехман, Ю.Л. Лисицын, В.П. Петленко); однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Определение понятия «здоровье человека», принятое Всемирной организацией здравоохранения, связывает его с состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических недостатков.
Здоровье — важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни — это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья.
А.Я. Иванюшкин [13] предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:
1) биологический — изначальное здоровье предполагает совершенство само регуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;
2) социальный — здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;
3) личностный, психологический — здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека”.
И.И. Брехман [2] подчеркивает, что здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что «здоровье человека — это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации”.
Один из основателей валеологии Т.Ф. Акбашев [3] называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком.
О.С. Васильева, [13] обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
социальный педагог здоровый образ
4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % — от наследственных факторов, на 20 % — от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет (Ю.П. Лисицын).
Б.Н. Чумаков [13] охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.02.2019 |
Размер файла | 14,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.Allbest.Ru/
Размещено на http://www.Allbest.Ru/
Размещено на http://www.Allbest.Ru/
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Кафедра социальной педагогики
Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни подростков в условиях сельской школы
Social and pedagogical activity for the formation of a healthy lifestyle of life of adolescents in the conditions of rural school
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Крепкое здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов [2]. Н.М. Амосов подчеркивал: «Здоровье — это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» [1].
Приобщение детей к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации — воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, которое закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе [5].
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. Особое внимание следует уделять возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивному росту и перестройке функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Также нужно иметь представления и знания о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе школы, неформальном объединении подростков.
Здоровье человека часто определяется условиями и образом жизни. Так, ряд авторов полагают, что образ жизни — это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека. социальный педагог здоровый жизнь подросток
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни — это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека [4].
Здоровый образ жизни — способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиях жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций, достижение активного долголетия. Здоровым может считаться такой образ жизни, который приводит человека к оптимальной продолжительности и качеству жизни [3].
Из выше сказанного становится ясно, насколько важно, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Формирование здорового образа жизни связано с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
• отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
• оптимальный двигательный режим;
Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, они становятся для него естественными и, повторяя их, человек не задумывается об этом.
В сельской школе социальный педагог может приобщать подростков через различные мероприятия, такие как: проведение флешмобов, походов, соревнований, дней здоровья, организация классных часов и т.д. Эффективное приобщение подростков к формированию здорового образа жизни невозможно без совместного участия педагогов и родителей. Также можно выделять путевки для активного отдыха подростков, совместных классных или семейных отдыхов.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо ситуаций. Важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. В этом немалую роль играет деятельность социального педагога, который через массовые, общественные мероприятия постепенно приобщает подростков к здоровому образу жизни.
Литература
1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье [Текст] / Н.М. Амосов. — М.: ФиС, 1984.
2. Всемирная организация здравоохранения [Текст]: Сорок восьмое издание Включающее поправки, принятые до 31 декабря 2014 г
3. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф.Закировой. — М.:
Издательский центр «Академия», 2008, — 352 с.
4. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю.П. Лисицын. — М.: — 1982, 40 с.
5. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
Размещено на allbest.ru
Подобные документы
Теоретические основы здорового образа жизни. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Социально-педагогические условия эффективного формирования здорового образа жизни у подростков, деятельность социального педагога по его осуществлению в школе.
курсовая работа [127,2 K], добавлен 21.02.2014
Содержание понятия «здоровый образ жизни подростка». Психолого-педагогические особенности трудных подростков. Сущность здорового образа жизни. Принципы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни трудных подростков.
курсовая работа [74,8 K], добавлен 06.01.2015
Сущность и элементы здорового образа жизни. Здоровьесберегающая образовательная среда как условие формирования здорового образа жизни. Методы диагностики состояния здоровья школьников. Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни учащихся.
курсовая работа [41,0 K], добавлен 27.06.2012
Состояние здоровья школьников как социально-педагогическая проблема. Программа мероприятий по формированию здорового образа жизни подростков в образовательной школе на материале МОУ средней школы п. Стойба. Апробация и эффективность реализации программы.
дипломная работа [187,0 K], добавлен 15.08.2010
Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. Особенности формирования здорового образа жизни в школе. Разработка модели организационно-педагогической деятельности классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников.
Leave a Reply