Представить себе жизнь человека без творчества практически нереально. Даже в каменном веке люди тянулись ко всему прекрасному и создавали предметы, которые становились неотъемлемой частью культуры. Человечество прошло огромный путь – от наскальных рисунков до развития высочайших технологий. Творческая деятельность – это не просто новые открытия и создание неповторимых ценностей. Это то, без чего невозможно представить себе планету Земля.
Творчество в жизни взрослого человека
Великий российский философ, Николай Александрович Бердяев, автор известной книги «Смысл творчества», опубликованной в 1916 году, считал, что каждый человек по природе своей – творец. В любом заложено зерно гениальности. И оно может дать благодатные всходы при особых условиях, главным из которых является свобода личности. Именно свобода, по мнению философа, является тем неиссякаемым источником, который питает творчество. Благодаря ему происходит прогресс в развитии цивилизации.
Божественная, непостижимая природа людей такова, что даже в условиях внешне ограниченной свободы, под натиском цензуры, в нищете, в заключении, несмотря на болезни, благодаря внутренней свободе, полету мысли, рождались гениальные философские теории, научные формулы, стихи и проза. Народное творчество, в рамках которого возникали памятники фольклора, наскальная роспись, изобретались колеса и крылья, всегда развивалось не благодаря, а вопреки внешним условиям.
Творчество, как и жизнь человека, были и остаются неким преодолением. Их смысл в решении определенных задач, направленных на преобразование себя и окружающего мира.
Еще один известный ученый, оставивший огромный вклад в развитие психологии в конце прошлого тысячелетия, Лев Семенович Выготский, считал, что тема творчества «звучит» везде, где люди воображают, изменяют, комбинируют, создают нечто новое, какой бы крупицей оно не казалось, в сравнении с гениальными произведениями великих личностей в истории человечества.
Основоположник гуманистической психологии, американец еврейской национальности, родители которого эмигрировали из России в начале прошлого века, Абрахам Харольд Маслоу считал, что жизнь и творчество (как некое качество), даруются каждому человеку одновременно, в момент рождения. Каждый из людей способен творить, также как птицы – летать или деревья покрываться листвой. Однако многие утрачивают этот ценный дар.
Творчество в жизни мужчин
Великие мужчины-творцы оставили свой след в развитии человеческой цивилизации. Это мыслители, философы, инженеры, художники, поэты, музыканты и прочие великие личности, имена которых навсегда запечатлены в истории. А также те неизвестные авторы, чьи жизнь и творчество ручейком вплелись во всеобщий прогресс, составили культурное наследие человечества. Безымянные создатели памятников народного творчества и вполне обыденных предметов обихода, орудий труда, которыми каждый из нас пользуется ежедневно, не задумываясь о его происхождении.
Стремление к созидательному труду, прежде всего к мыслительному – та «искра», которая дарована каждому представителю сильного пола. Кроме того, она подкрепляется извечным желанием найти смысл, докопаться до сути, свойственным большинству мужчин.
Данное сочетание рождает потребность в развитии и творчестве, которую испытывают многие. А реализуя, обретают смысл существования, радость бытия, внутреннюю гармонию.
Творчество в жизни женщин
Представительницы прекрасного пола наделены теми же даром и потребностью творить. Хотя наука признает некоторые различия в мыслительных способностях людей разного пола, обусловленные тем, что одни и те же когнитивные способности реализуются у них разными отделами коры головного мозга и даже неодинаково распределяются между его полушариями. У представителей сильного пола преимущественно развиты зрительно-пространственные способности. У женщин – вербальные и перцептивные.
Но если говорить, в общем, о жизни, творчестве и возможности его реализации, то дамы обладают некоторым преимуществом, в сравнении с представителями сильного пола. Ведь природа распорядилась так, что именно женщина способна рожать потомство, производить на свет нового человека, частично реализуя свои творческие способности, потребности и амбиции. Ее мощная созидательная энергия находит выход в детях, в воспитательном процессе, который также является творческим.
Как правило, реализовав себя в материнстве, состоявшись в своей главной роли, женщины не оставляют попыток преобразовать мир. Кто-то делает научную карьеру, кто-то продвигает культуру, а иные находят себя в декоративно-прикладном творчестве или превращают в произведения искусства обычные семейные ужины. Представительниц прекрасной половины человечества занимают самые полярные жанры творчества:
- от вышивания крестиком до конструирования самолетов;
- от стихосложения до изобретения новых математических формул.
Формы деятельности
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность ( нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
- Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
- Умственный– связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
- Смешанный– труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
- Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для той или иной игры
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
- Учение (учёба)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
Виды учения
- Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
- Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
- Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
- Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Человеческая деятельность имеет особенности:
- Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
- Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
- Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
- Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
- Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
- Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Движущая сила прогресса – творчество людей. Бердяев Н. А.писал: «Творчество это единственный вид деятельности, который делает человека человеком». Роджерс Н. последовательно в своих трудах доказывает, что творчество это процесс, который может приводить к созданию некого продукта.Он пишет: «Этот процесс порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество – часть всего нашего существования, нашего тела, нашего разума, эмоций и духа». Пономарёв Я. А. считает, что творчество одна из форм образования материи.
Наиболее, полное определение творчества дано Ильиным Е. П. «Творчество – духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира духовной культуры».
Существуют различные теории природы творчества человека.
Психоаналитическая теория творчества развивается последователями Фрейда З. и Юнга К.Они рассматривают два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты. З. Фрейд полагал, что мотивы творчества являются производными от сексуальных влечений. Он считал, что в продуктах творчества, прежде всего художественного характера, воплощены вытесненные стремления и переживания. Это явление он называл сублимацией. Другое положение теории З. Фрейда является важнейший источник творчества – подсознание, бессознательные психические процессы.
Следовательно, творчество – это десексуализация, т. е. перенос бессознательной сексуальной энергии в творческую сознательную деятельность.
К. Юнг выделял в человеке два начала – личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. Бессознательное полно новых мыслей и творческого вдохновения. Это является источником творческого дара. К.Юнг пишет: «Творческое живёт и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которого оно забирает нужные соки, на правах вышестоящей инстанции мобилизует «Я» на службу себе».
Следовательно, с позиции психоанализа, творческий дар – это явление, не подвластное сознанию и воле человека.
Когнитивная теория творчества разработана Дж. Келли. Он рассматривая творчество, не использует творчество как термин. Для него человек – исследователь, который эффективно взаимодействует с миром. Жизнь человека – исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности.
Предтечей гуманистического подхода к изучению творчества является А. Адлер. Его компенсационная теория творчества рассматривает науку, искусство и другие области культуры, как способ компенсации своих недостатков. Творчество он рассматривает как образ жизни человека, а не решение каких либо своих задач. А.Адлер пишет: «Творческое «Я», имеющееся у человека, влияет на каждую грань жизненного опыта и делает его архитектором своей жизни».
Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Фромм Э. определяет творчество, как способность «удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Альтшуллер Г. С. создал торию развития творческой личности. С его точки зрения способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма человеческого бытия. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Духовная деятельность есть генерация мыслей. Необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовать духовную деятельность. Главное не развитие способностей, а создание мотивации на овладение технологией творческого труда.
Альтшуллер Г. С.писал: «Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специальное мастерство».
Справедливость этого взгляда подтверждается биографиями многих поэтов, писателей и композиторов. Сократ первым указал, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, а следуя природному инстинкту. Так Бородин А. работал в химической лаборатории Медико-хирургической академии, Сент-Экзюпери А. был лётчиком, Тютчев Ф. и Грибоедов А. были дипломатами. Они создавали свои шедевры не по оплачиваемому заказу, а по велению души.
Список использованных источников и литературы.
Адлер А. Воспитание детей. М. 1998
Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М. Сов. Радио, 1979
Бердяев Н. А. Вселенскость и конфенсионализм. СПб. 2014
Словарь справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий. Под. Ред. Барышевой Т. А. СПб. 2008
Ильин Е. П. Психология творчества. М. 2012
Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструкторов. СПб. 2000
Пономарёв Я. А. Языки психологии творчества. М. 1976
Фрейд З. Введение в психоанализ. Азбука-Аттикус. М. 2015
Фромм Э Кризис психоанализа. СПб. 1992
Юнг К. Очерки по психологии бессознательного. М. 2010
«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.
Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.
Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.
Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида. Разработали и провели: Воспитатель:.
Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.
Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.
Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.
Подарок и краткая история его происхождения! Хочу поделиться с вами радостью!Я давно и безумно хотела собаку!И хотела именно Шарпея, и именно мальчика шоколадного окраса!Вот такая можно.
Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.
Leave a Reply