Сто сорок солнц закат пылал как называется такое средство выразительности

Сто сорок солнц закат пылал как называется такое средство выразительности

– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.

  • Например, таинственный свет, густые туманы.

– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.

  • Лес, точно терем расписной… И. Бунин

– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.

  • Уж небо осенью дышало… А.С.Пушкин

– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).

  • Серебряная ложка луны. Ю. Мориц
  • В саду горит костер рябины красной… С.Есенин

создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.

  • Отколе, умная, бредешь ты, голова? И.А. Крылов

– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.

  • В сто сорок солнц закат пылал. В.Маяковский

– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.

  • Жизнь человека – только миг.

– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.

  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. Пословица

—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).

  • Швейцара мимо он стрелойВзлетел по мраморным ступеням.А.С.Пушкин

Троп, основанный на замене единственного числа множественным, и наоборот.

Не швед ли мнил, что он главою,

Как атлас, держит целый свет?

Эпитет, противоречащий определяемому слову.

Сладкая горечь; мрачный свет.

Троп, основанный на явном художественном преувеличении размеров предметов, образов, явлений.

В сто сорок солнц закат пылал

(В. Маяковский)

Троп, основанный на явном преуменьшении размеров

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов)

Троп, основанный на контрасте. Употребление слов именуется ироничным в случае снижения значения.

Откуда, умная бредешь ты голова? (речь идет о глупце)

Троп, основанный на условном обозначении важных явлений.

Волк-аллегория хищника;

Овца-аллегория жертвы;

Лиса-хитрости.

Поэтическое определение существенных с точки зрения автора признаков, свойств литературного образа. По значению эпитеты делятся: изобразительные (определяют цвет, форму, размеры, запах, материал), лирические или эмоциональные (выражают чувства поэта), лиро-эпические (сочетают в себе признаки лирического и изобразительного эпитетов), постоянные (определяют устойчивые признаки предметов), метафорические (содержат элемент сопоставления).

Синий платок(и); волшебная тишина утра(э); свежее дыхание ветерка(л-э); красно девица(п); жемчужные зубы(м).

Сопоставление двух отчетливых понятий, явлений. Признаком сравнения является наличие союзных слов (как, точно, словно, будто, подобно).

Лес, точно терем расписной (И. Бунин).

Развернутое описательное выражение, которое заменяет точное название явлений природы, исторического лица и.т.д.

Луна – небесная лампада;

Юность-веста наших дней; бабочка- порхающий цветок.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Противопоставление двух образов, понятий или явлений, что свидетельствует о конфликтности, контрастности противоборствующих сил.

Ты богат, я очень беден

Ты прозаик, я поэт

Это предложение с однородными членами ,в котором каждое последнее слово усиливает значение предыдущего.

Я выйду, я выбегу, брошусь на встречу (И. Уткин)

Это пропуск в предложении или стихе одного или нескольких значащих слов (чаще глаголов).

Шопот. Робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыхание

Сонного ручья (Фет)

Риторические формы

Р. вопрос — вопросительный оборот речи, не требующий непосредственного ответа.

Р. обращение – обращение поэта к явлениям природы, к отсутствующим, к умершим, т.е. к тому, кто не может дать ответа.

Р. восклицание – оборот речи, который произносится выразительно, сильно, с восклицательной интонацией.

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою? (р.вопр.)

Смотри как роща зеленеет, Палящим солнце облита. (р.обращ.)

Да здравствует солнце! Да скроется тьма! (р.восклиц.)

Синтаксический параллелизм

Развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. Чаще всего сопоставляются явления природы и душевное состояние человека.

Что затуманилась, зоренька ясная,

Пала на землю росой?

Что ты задумалась девушка красная,

Очи блеснули слезой? (народная песня)

Парцелляция

Расчленение фразы на части или даже на отдельные слова

Поэт внезапно встал. Побледнел.

Анафора – повторение слов в начале предложений, стихов, строф.

Эпифора — повторение слов в конце предложений, стихов, строф.

Стык – повторение слова или словосочетания в конце одного и вначале другого предложения, стиха, строфы.

Кольцо – повторение слова или словосочетания в начале и в конце предложения, стиха, строфы.

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало <…>

Рассказать , что лес проснулся…(а.);(Фет)

Была жара, жара плыла (с.)

(В. Маяковский);

Звезда вечерняя, печальная звезда (к.) (И. Тургенев);

Стихотворение Пушкина «Моя родословная» (э.).

Полисиндетон

(многосоюзие)

Повторение одинаковых союзов при соединении однородных членов предложения.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (А. Пушкин).

Интонационное, бессоюзное соединение однородных членов предложения.

Швед, русский! Рубит, колет, режет! (А. Пушкин).

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА (эвфония)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Аллитерация

Повторение нескольких одинаковых согласных в стихе, строфе, предложении.

У т ихае т све т лый ве т ер.

Нас т упае т серый вечер,

Воро н ка н ул на сос н у,

Тро н ул со нн ую вол н у.

Повторение одинаковых гласных звуков в стихе, предложении, строфе.

Как х о р о ш о ты, о , м о ре н о чн о е.

Звукоподражание

Более четкое соответствие звукового строя речи созданному писателем образу. Многие звуки в природе имеют акустическое сходство со звуками языка. Так «р»-раскаты грома; «з»-звук металла; «с»-свист; «ш»-глухой шум

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя

\Грохочет в небе голубом.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Диалектизмы

Слова местные, взятые из говоров того же языка, чтобы придать выражению местный колорит.

Говорить-гутарить.

Употребление лексики профессиональных групп, возникающей в известной бытовой обстановке, например, в студенческой. Слова воровского жаргона называются арготизмами

Пара, зачетка, хвостисты.

Атас, канает, шухер, хана.

Вульгаризмы

Употребление грубых слов просторечия в литературе.

Стерва, шельма, сволочь.

Устаревшие, вышедшие из употребления слова.

Вежды – веки; ланиты-щеки; рамена – плечи; выя – шея; уста – губы; глаголить – говорить; ветрило- парус.

Слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений, человеческой жизни.

Смерд, кафтан, кокошник, аршин, грош, князь, боярин, волость, уезд.

Вновь образованные слова, ранее в языке не существовавшие. Авторские неологизмы называются окказионализмами

Я повсеградно оэкранен,

Я повсесердно утвержден.

Слова, относящиеся к прозаической лексике, но употребляемые в поэтическом контексте.

Я снова жизни полн: таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Тропы :

💥 Эпитет – это троп, образное определение. Чаще всего это прилагательное или причастие в переносном значении. Волшебная ночь, прозрачное утро, богатый стол.

💥 Сравнение – это троп, сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Существует 3 способа сравнения:

1. С помощью сравнительного оборота, в котором используются частицы как, будто, словно, точно, похож. Глаза, как небо голубые.

2. С помощью формы Творительного падежа. Веселым треском трещит затопленная печь.

3. С помощью формы сравнительной степени прилагательного или наречия. На груди твоей снега белей.

💥 Метафора – это троп, скрытое сравнение. В отличие от обычного сравнения, когда явно сопоставляются по сходству два предмета, в метафоре один из них скрыт, что и создает многозначность и образность. Проще говоря, метафора – это то, чего не может быть. Флейта водосточных труб, половодье чувств, сквозняк в голове.

💥 Олицетворение – это троп, подвид метафоры, когда что-то неживое наделяется свойствами живого организма. Ветер выл, кричал и плакал.

💥 Метонимия – троп, подвид метафоры, сопоставление предметов или явлений по смежности, при этом одно из понятий пропускается. В разговорной речи мы постоянно используем метонимию, но не замечаем этого. Основные виды метонимии:

1. Фамилия автора используется в качестве обозначения его произведений. Вчера я Пушкина читал. Слово произведение или роман пропущено.

2. Название города используется для обозначения его жителей. Говорит Москва.

3. Сосуд, в который помещена еда или жидкость, используется в качестве обозначения пищи. Я три тарелки съел.

4. Материал, из которого изготовлено изделие, обозначает само изделие. Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

💥 Синекдоха – это троп, подвид метонимии, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. «- Скажи-ка, дядя, ведь не даром/ Москва, спаленная пожаром,/ Французу отдана?» (не одному французу, а всей французской армии).

💥 Гипербола – троп, сильное преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал…

💥 Литота – троп, сильное преуменьшение. Старичок с ноготок, мальчик с пальчик.

💥 Ирония – вид комического, легкая, чуть заметная насмешка, троп, при котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ну, ты мастер! (по отношению к человеку, который что-то сломал).

💥 Аллегория – троп, изображение абстрактного, отвлеченного явления через конкретное понятие. Часто применяется в баснях, где под животными подразумеваются люди, обладающие определенными особенностями характера: лиса символизирует хитрость, муравей – трудолюбие, осел – упрямство и т.д.

Лексические средства :

🟢 Слова высокого стиля;

🟢 Разговорная (просторечная) лексика;

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply