Сущность здорового образа жизни студента

Сущность здорового образа жизни студента

Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС

Автор: Зотин Виталий Владимирович

Организация: СибГУ им. М.Ф. Решетнева

Населенный пункт: г. Красноярск

Аннотация. В докладе рассматриваются основные требования к организации здорового образа жизни студента, выявляются ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

Ключевые слова: здоровье, здоровье психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, физическое самовоспитание и самосовершенствование.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия определяются уровнем здоровья.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Каждый должен быть здоровым человеком, знать и уметь, какими методами, секретами можно продлить своё благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни. У студента должна быть высокая жизненная позиция, направленная на хорошее состояние здоровья. А нормальная полноценная жизнь немыслима без достаточно хорошего здоровья.

«Народ здоров, если здорово общество», – так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчёркивается важность главного – здоровья человека.

Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Образ жизни – это привычки, режим, темп и ритм жизни, особенности работы и общения.

Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов жизнедеятельности личности, основанная на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

К основным составляющим здорового образа жизни относят режим труда и отдыха, организацию сна, режим питания, организацию двигательной активности, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания, профилактику вредных привычек, культуру межличностного общения.

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести чётко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к лёгкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание — это физиологически полноценный приём пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Важным аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам. Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а её гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

Общение, эффективность которого определяется, развитостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Развитию коммуникативной культуры, бесспорно, содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с её многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни. Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели.

Итак, здоровый образ жизни даёт студенту как хорошее самочувствие, способность успешно переносить большие нагрузки, так и уверенность в своих силах.

В данной статье раскрываются основные аспекты здорового образа жизни в жизни людей и студентов в частности. Проанализированы основные мотивы, побуждающие заниматься студентов физической культурой. На их основании был предложен ряд способов, которые могут помочь привить студентам здоровой образ жизни. Как внутри учебного заведения, так и в повседневной жизни.

Одним из актуальных вопросов для современной молодежи является сохранение и укрепление собственного здоровья. Но стоит помнить, что здоровый образ для каждого человека является индивидуальным. Каждый человек руководствуется не только определенными законами общества, но и индивидуальными особенностями организма.

Поэтому важнейшей задачей общества является сохранить здоровье молодого поколения. Ведь к настоящему моменту данная возрастная категория испытывает определенные трудности, которые связаны и с социальными факторами, и с негативным воздействием окружающей среды. Всё это происходит по причине вынужденной адаптации под быстро меняющиеся условия жизни, обучения и т.д. Особую остроту приобретает данный вопрос в условиях социально-демографического кризиса, т.к. значимость приобретают задачи, которые непосредственно связанны с устранением негативных тенденций в молодежной среде. Сюда входит и курение, и алкоголизм, и преступность, и многое другое. А значит необходимо прививать молодежи необходимость ведения здорового образа жизни. [2]

Здоровый образ жизни (он же ЗОЖ) — это такой образ жизни, который направлен на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма в целом. Он помогает не только сохранять и укреплять здоровье, но и улучшать работоспособность организма, раскрывать в человеке его лучшие физические качества. Стоит помнить, что здоровый образ жизни — это не только отказ от вредных привычек, это ещё и умение организовывать свою повседневную жизнь так, чтобы по максимуму использовать все свои личностные качества для достижения физического, душевного и социального благополучия.

Говоря о здоровье человека, необходимо отметить, что самым важным компонентом культуры здоровья является мотивационно-целостный. По отношению к здоровому образу жизни данный компонент отражает уровень формирования потребностно-мотивационной сферы обучающегося. Сюда входит множество различных факторов: грамотно выстроенный режим отдыха, соблюдение гигиены и психогигиены, правильное питание. Напротив, антиподы здорового образа жизни — это вредные привычки. Курение, алкоголь, наркотики и другое. Но вредные привычки могут быть не только явными. Например, это может быть приверженность к сидячему образу жизни. А как показывает практика, одна вредная привычка “тянет” за собой другую, другую и так может продолжаться до бесконечности. К сожалению, привить студентам системное поддержание ЗОЖ только на основании того, что это полезно для здоровья — довольно проблематично. Поэтому необходима пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта как фактора не только поддержание здоровья, но и выработки воли, ловкости, мужества и т.д. [4]

Исследования М. А. Арвисто позволяют выделить три основных ранга ценностных ориентаций студента в физкультурно-спортивной деятельности (табл. 1). [1]

Что вам нравится в физической культуре и спорте?

Кукую пользу в физической культуре и спорте вы видите?

Аспекты сексуального поведения

Данная таблица показывает, что ценности первого ранга являются сильно преобладающими, поэтому именно им необходимо уделять первоочередное внимание. Всё это может достигаться в процессе различных мероприятий, которые будут проводиться учебными заведениями, в которых обучаются студенты. Данный процесс может происходить как путем вовлечения в учебные занятия, так и проведением отдельных мероприятий, поддерживающих здоровый образ жизни студентов. Это, в свою очередь, может позволить повысить учебную эффективность студентов. Этому могут способствовать различные методические материалы, обсуждение проблемы на научно-практических конференциях. Важна и дальнейшая работа над критериями и качествами, которые нужно развивать у студентов.

Ещё одним важным фактором является внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ). Это не только те технологии, которые при своем применение позволяют сберегать здоровье учащихся, а порой даже идти ему на пользу, но и различные педагогические приемы и методы, которые не несут вреда студентам. [4]

В учебных заведениях необходимо проводить анализ здоровья студентов. Проводить индивидуальные и групповые консультации-тренинги по нормализации состояния студентов для формирования здорового образа жизни.

Однако формирование здорового образа жизни у студентов зависит не только от “политики”, проводимой в этом отношении учебным заведением. Здоровый образ жизни включает в себя и несколько простых, но вместе с тем очень важных компонентов: правильный режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, рациональное питание, психоэмоциональное состояние и многие другие. [3]

  • Правильный режим труда и отдыха. Режим дня — это основа жизнедеятельности каждого человека, поэтому он должен быть индивидуальным, зависим от состояния здоровья, уровня работоспособности, интересов и предпочтений каждого. Это позволяет выработать правильный ритм организма, создать оптимальные условия для работы и отдыха. Все эти факторы позволяют укреплять здоровье любого человека. В качестве основных “столпов” режим труда и отдыха можно выделить: чередование работы и отдыха, нахождение на свежем воздухе, соблюдение гигиены сна, выделение под определенные виды деятельности строго определенное время.
  • Вредные привычки. Курение и излишние употребление алкогольных напитков являются основными и самыми распространенными вредными привычками среди молодежи (более распространённая — курение). Ученые доказали, что из-за курения снижается восприятие учебного материала. О вреде здоровью можно и не говорить. Курение очень часто является причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов, легких. Кроме того, курение вредит и здоровью окружаюших, делая их пассивными курильщиками. При частом употреблении алкоголя нарушается деятельность ЦНС, а также деятельность функций некоторых внутренних органов.
  • Достаточная двигательная активность. Сюда можно отнести необходимость регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
  • Правильное питание. Это рациональное питание с учетом различных факторов: пола, возраста, весовых характеристик и т.д. Прием пищи должен содержать в себе различный спектр продуктов, включающих в себя всё необходимое организму: углеводы, белки (40% растительного происхождения и 60% животного), жиры (животного происхождения от 60 до 80%, растительного от 20 до 40%), углеводы (простые от 20 до 40%, сложные от 60 до 80%), витамины, минеральные соли, макро- и микроэлементы. Тогда правильное питание обеспечит правильный рост, формирование организма, а также поддержание его в нормальном состоянии. Питание должно быть равномерным. Не стоит переедать или недоедать. Важно, чтобы из рациона были исключены подпорченные или же окончательно пропавшие продукты.
  • Закаливание. Это ещё один способ укрепить свое здоровье. В первую очередь, закаливание формирует устойчивость к различным температурам. Закаленный человек меньше подвержен простуде и иным заболеваниям. Помимо этого, оно оказывает общеукрепляющие действие на организм, увеличивает тонус нервной системы.
  • Психоэмоциональное состояние. Нужно уметь избегать частых стрессов, уходить от них. Этому может помочь, как и физическая разгрузка (например, йога), так и эмоциональная (например, различные тренинги).

Стоит отметить, что в основе любого здорового образа жизни лежат биологические (он должен быть возрастным, укрепляющим, ритмичным и т.д.) и социальные (должен быть волевым, моральным и т.д.) принципы. Именно соблюдение обоих групп принципов приводит к необходимому для человека результату. В нашем случае поддержанию здорового образа жизни.

Ещё одним важным моментом является соблюдение распорядка дня. Говоря о студентах, то психологи советуют устанавливать им распорядок дня, чтобы выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая суть в том, что в коре больших полушарий формируется последовательность действий (в частности возбуждения и торможения), которые необходимы для производительной деятельности. Нужно адаптировать свой распорядок дня под расписание учебного заведения и свои индивидуальные особенности организма.

Для формирования здорового образа жизни необходимо соблюдать следующий распорядок дня:

  • желательно соблюдать единое время, когда ты засыпаешь и просыпаешься;
  • по возможности заниматься сутра гимнастикой;
  • отрегулированный режим питания;
  • чередование физических и умственных нагрузок;
  • соблюдение элементарных правил гигиены;
  • необходимо стараться работать и спать только в помещениях, которые хорошо проветриваются. [5]

Подводя итог, хочется сказать, что формирование здорового образа жизни у студентов является важнейшей задачей для общества. Как было отмечено выше, необходимо пропагандировать и прививать студентам здоровый образ жизни. Мероприятия по поддержанию ЗОЖ следует внедрять в учебные занятия и программы.

Но главное, что стоит помнить — это то, что защита собственного здоровья, в первую очередь, задача нас самих. Поэтому необходимо с раннего детства заботиться о своем здоровье, а не перекладывать это на других.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply