Театр это такая кафедра с которой можно много сказать миру добра какое средство выразительности

Театр это такая кафедра с которой можно много сказать миру добра какое средство выразительности

Для чего существуют театры? Одни люди уходят, другие приходят, но одно только знание того, что театры есть и они живут – делает человека богаче духовно. Ведь истинное предназначение театра это мораль, увидев которую люди должны учиться, делать выводы, понимать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Правильный театр является отличным механизмом повышения нравственности, духовности, воспитанности, он учит позитивно смотреть на мир. Каждый артист, неважно, актер он или кукловод, играет во всем этом механизме огромную роль. Каждый персонаж несет со сцены зрителю свою идею, свою изюминку, будь то злодей или же герой, все они работают, чтобы создать единую картину и дать зрителю пищу для размышлений.

Никитин, С. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося / С. В. Никитин, Е. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (дата обращения: 02.10.2021).

Движущей силой прогресса XXI века стала личность, индивидуальность человека. Многовариантность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития все дальше уходят от четких схем деления общества, характерных для человечества XX века. Личность в истории всего человечества все больше становиться доминирующей в самых массовых процессах и движениях. [1 ссылка]

Основные принципы театральной педагогики как одной из самых творческих по своей природе совпадают с культуротворческими принципами. Поскольку роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоническую личность ученика, театральный педагог стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.

Театр сегодняшнего дня может выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, при чем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале. По мнению О.А. Лапиной связывая прошлое, настоящее и будущее время, в единый целостный опыт человечества, театр может найти ответы на неизменные и вечные вопросы которые интересует человечество на протяжении всего своего существования: « «Кто мы?», «За чем и для чего живем на Земле?». Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот так мы ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть, на самом деле и каким ты можешь и должен стать» ». [2]

Кроме того, театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и неизвестных граней современности. Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.

Таким образом, театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа.

На сегодняшний день одна из основных форм театрального искусства в школьном образовании – это драматический кружок, который существует не по законам образовательного стандарта, а как самостоятельный «орган» художественного искусства. В нем учувствуют талантливые, одаренные, интересующиеся театром дети. Доминирующим результатом занятий театральным искусством является: уверенность в себе, утверждение себя как личности. Театральные занятия, дают детям еще одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной, тем более, если она по тем или иным причинам не может проявить себя ярко в чем-то другом, например в спорте. Посещая театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности.

Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как:

— уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;

— приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни;

— воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности;

-приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого;

— соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти;

— развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, альтруистичность, фантазию и воображение, пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»;

— приучение детей к дисциплине и самодисциплине;

— формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и своему труду;

— расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни.

Школьная театральная педагогика – это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Так как именно в школьной «атмосфере» формируется личностное становление самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение своим телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, которые необходимы человеку для перспективного успеха в любой сфере деятельности. Самым универсальным средством развития личности, личностных способностей человека является именно театрально-эстетическая деятельность, которая органично включается в образовательный процесс.

Каково же содержание понятия «Школьная театральная педагогика»? Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, она преследует иные цели и задачи, среди которых ведущей не является профессиональная подготовка актеров и режиссеров. Школьная театральная педагогика воспитывает личность ученика средствами театрального искусства. Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, познаваемый формирующейся личностью.

Педагог-режиссер – это особая проблема современной школы. Театр – это единственный вид искусства в школе, который в последнее время был лишен профессиональных специалистов. С появлением театральных классов, факультативов, внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы, стало видно, что школьное образовательное учреждение не сможет обойтись без профессионала умеющего работать с детьми в области театрального искусства. Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая постепенно развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на более высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент, определенный синтез разных позиций. В постоянных спорах, кем должен быть руководитель школьного театра: педагогом или режиссером, как правило, нет антитезы.

Если говорить о театральной педагогике в высших театральных учебных заведениях, то тут существуют более широкие и углубленные тенденции изучения театра. Здесь присутствуют свои определенные законы, нормативы, требования, правила, критерии оценивания – которые характерны именно для высших театральных учебных заведений. В театральном образовании нового времени можно выделить преимущественно два главных доминирующих направления, которые взаимно сосуществуют в учебном процессе. Из первого направления, можно отметить, что технологическая подготовка актеров и режиссеров углубляется и совершенствуется, а с другой стороны учитываются не количественные, а качественные показатели. Сегодняшней уровень преподавания практических дисциплин в современной театральной школе России, динамично развивается и совершенствуется, отвечает всем реалиям новейшего времени. Музыкальное искусство как одно из выразительных средств театра, является неотъемлемым элементом сегодняшнего спектакля. Актер нового тысячелетия должен и обязан владеть всем арсеналом своих выразительных средств – это тело, голос, вокал, танец, акробатика, пластика, пантомима, умение играть на музыкальных инструментах. Весь этот арсенал навыков востребован в современном театре в полной мере. Так же возросли и требования к внутренней психотехнике актера. Различные психотехнические тренинги, методики, владения внутренним миром стали обязательной и неотъемлемой частью современного театрального образования. [1 , ссылка ]

Воспитательный и двунаправленный подход к будущему артисту – это основа сегодняшней стратегии театрального образования. Не количественные, а качественные показатели должны быть мерилом педагогической деятельности. Театральный вуз должен, прежде всего, оцениваться не потому, сколько он выпустил артистов, а потому, насколько они оснащены технологически и насколько индивидуальны, его дипломированные специалисты и бакалавры.

Таким образом, актер нового тысячелетия должен быть неповторимой, уникальной личностью в совершенстве владеющий технологическими навыками своего искусства.

Именно такой двунаправленный педагогический процесс должен стать основой современных учебных программ, методических разработок, а так же подхода к воспитанию. По мнению А.Зубова «акцент на личность, на воспитание индивидуальности должен доминировать сегодня во всех сферах педагогики. Общеобразовательная школа без такого подхода превращается в нечто бесформенное, когда коллективистических ценностей советского периода уже нет, а персонального воспитания человека еще нет, и не предвидится. В области же школы профессиональной — и средней специальной, и высшей – современная действительность настойчиво подталкивает к переходу от количества к качеству. Всегда воспевалось коллективное творчество, а сегодня это требование личной неповторимости, базирующейся на высочайшей профессиональной технике, становится не просто желательным, а единственно возможным для реализации своей жизни в искусстве». [1 ссылка]

Как видно, приобщение к театру, начиная со школьных лет, дает возможность учащимся понять и осознать для себя, что театральное воспитание – это богатый духовный пласт. В начале XXI века занятия в школьном театре по-прежнему являются одним из наиболее предпочитаемых увлечений подрастающего поколения России. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования в школах страны. Конечно, теперь у школьников есть много привлекательных видов досуга – ТВ, видео, компьютер, Интернет, но живое общение друг с другом посредством сценического слова, театрального действия остается незаменимым. Именно школьные подмостки способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и за тем автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело применял эти знания на практике – блистал эрудицией, хорошей памятью, умел ориентироваться в мире информации, добывал самостоятельно знания, рационально подходил к процессу познания.

Вспомним слова Н.В. Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» [1]

Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени. Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в современном социуме – это уверенность в себе и своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени

Так говорил великий русский писатель, большой ценитель театра, Николай Васильевич Гоголь. Но в наши дни, по неутешительному заключению социологов лишь 6 % москвичей в возрасте 18-25 лет интересуются театром. Согласитесь, ждать с таким диагнозом решительно невозможно! Одни начинают новую жизнь с понедельника, а мы предлагаем стремительно нагонять упущенное: лечение «театрофобии» — наша первостепенная задача.

Профессиональный и студенческий театр роднит публика

Зрительному залу Российского Академического Молодежного Театра незнакомы проблемы «пустых мест»: каждая постановка сопровождается аншлагом. «Причина, по которой зрители приходят в театр и остаются с нами, в том, что Молодежный, прежде всего, живой театр, — рассказывает руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями РАМТ Ольга Бигильдинская. — Новые спектакли у нас рождаются не потому, что «пора бы что-нибудь уже выпустить». Это естественная потребность коллектива — жить в движении, в развитии — профессиональном и человеческом, постоянно идти вперед. А еще мы не театр одного режиссера, и то, что Алексей Владимирович Бородин приглашает в РАМТ разных постановщиков и дает возможность ставить молодым мастерам, помогая их становлению — это тоже очень здорово и правильно. И, наверное, самое главное, что театр, работая в разных жанрах, и беря самую разную драматургию, никогда не опускает свою профессиональную и нравственную планку. Вас никогда не оскорбят со сцены, не унизят, не поставят в неловкое положение, не заставят смотреть то, что недостойно быть обнародованным. Находясь в нашем зрительном зале, вы всегда будете приподнимать себя на новый духовный уровень. При этом вам никогда не будет скучно, тоскливо, нудно. Молодежный — живой театр в самом лучшем смысле этого слова».

В то же время Молодежный камерный театр «На Пироговке» — совсем юный театр под руководством Ольги Захаровой, создавшей все условия для реализации актерского потенциала как «сеченовцев», так и молодых профессиональных актеров. Почему мы объединили эти два театра в одном материале? Что роднит два столь разных «детища Феба»? Это публика, так жадно аплодирующая под занавес многочасового действа, режиссеры, так безоговорочно угадывающие настроения общества, актеры, так самозабвенно отдающиеся исполняемым образам.

«Пустые места» могут случиться в жизни любого, даже самого успешного театра, — с уверенностью заявляет художественный руководитель Молодежного камерного театра «На Пироговке» Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Ольга Захарова, — но если один раз зрителю понравилось, в следующий раз он непременно придет с друзьями. На премьерных спектаклях «Варшавской мелодии» залы были переполнены в полтора раза. Но успех — понятие относительное. У нашего театра пока свой, любящий зритель — мамы, папы, друзья. С другой стороны, если в зале есть реакция — смех или тишина, а порой и слезы — значит, зритель погружен в атмосферу происходящего на сцене и сопереживает».

Студенты приглашаются играть

«Идеи для постановок я ищу в себе, — делится профессиональными секретами главный режиссер Молодежного камерного театра Первого МГМУ им. И.М. Сеченова «На Пироговке», — беру то, что волнует, то, о чем хочется говорить, что резонирует. И, конечно, я руководствуюсь вкусом, который привит моим педагогом по режиссуре, В.И Анисимовым, прямым учеником Г.А. Товстоногова. Звучит самоуверенно, но давая жизнь молодежному театру 2 года назад, я была уверена в высоком интересе со стороны молодежи: 10-летний опыт подсказывал, что перспектива заниматься актерским мастерством с возможностью играть на сцене всегда притягивает большое количество желающих. Дальше – вопросы к педагогу, сможет он заинтересовать и открыть ребят или нет. Я принимаю всех желающих и даю шанс. Зачастую волнение, внутренние рамки, даже воспитание не позволяет ребятам раскрыться на первых занятиях, что уж говорить о прослушивании. Моя задача выявить актерские способности и помочь их развить. Я уверена — играть может каждый, если правильно открыть человека. Конечно, масштаб дарования, актерский диапазон у всех разные. Это и является определяющим моментом при переходе из студии в труппу театра.

«Работая на одной сцене с профессиональным актером, Александром Микеровым, я испытывала одновременно и огромную ответственность, ведь нужно стараться соответствовать заданной планке, и нескончаемое воодушевление от осознания, сколь многому могу научиться, — с воодушевлением делится впечатлением исполнительница главной роли Гелены в постановке МКТ «Варшавская мелодия», студентка 3 курса лечебного факультета Тина Хочолава. — Важно следовать принципу, повторяемому Ольгой Захаровой во время репетиций: «Допускайте момент импровизации, тогда живее реакция, живее спектакль».

Сегодня, чтобы присоединиться к работе в театре «На Пироговке» достаточно позвонить администратору Студенческого клуба и записаться на занятие по мастерству актера.

Студентов приглашают обсуждать

В Российском академическом молодежном театре существует образовательный проект «ТЕАТР+», совершенно безвозмездно, более пяти лет, привлекающий столичную молодежь к разговору о прекрасном. «Это такой же творческий проект, как и спектакль. Темы его дискуссий подсказывает жизнь театра, — делится подробностями Ольга Бигильдинская. — Скажем, был год Чехова, и мы решили обсудить подход к чеховским постановкам разных режиссеров, пригласив к нам в театр Леонида Хейфеца, Иосифа Райхельгауза, Михаила Левитина, Дмитрия Крымова, Антона Яковлева. Мы говорили не только о постановках «Вишневый сад» и «Чехов-GALA» Алексея Бородина в нашем театре, но и спектаклях других мастеров, и что важно, спектаклях разных лет. Или, например, был проект «Молодые режиссеры — детям!», который осуществил наш театр, предоставив выпускникам мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе поставить детские спектакли в РАМТе. Это стало поводом к разговору о профессии режиссера — о том, как ее получить и что делать потом молодым специалистам. Так что наш проект тоже живой, остро реагирующий на то, что происходит в самом театре, и расширяющий горизонты зрителя, рассказывающего ему о том, что стоит за тем или иным событием, проблемой, персонажем. Главной нашей целью было создать такую дискуссионную площадку, которая будет собирать людей потому, что тут интересно, не потому что нам «надо провести мероприятие». Проект этот свободный, бесплатный, никаких ограничений для «вольнослушателей» нет, разве что вовремя записаться на встречу — количество мест всегда ограничено».

…Театры ждут ценителей, а какова цена?

Тем, кого заботят ценовые аспекты похода в театр, сообщаем, что на некоторые спектакли Большой сцены РАМТа билеты можно купить по самым, что ни на есть, «студенческим ценам» — 100-300 рублей. Также РАМТ устраивает акции для постоянных зрителей: в официальной группе театра в «Фейсбуке», страничке ПРО РАМТ в ЖЖ, на сайте www.ramt.ru. Часто на спектакль по одному билету можно прийти вдвоем. Или вообще попасть бесплатно, написав о нем отзыв на своей странице в сети. Нужно просто следить за новостями.

Расположенный по соседству с РАМТ — Большой театр с радостью предоставляет по 30 билетов на Новую и 60 билетов на Основную сцены по 100 рублей ежедневно. В получении заветного билета существует ряд хитростей, проверенных лично: первое, что стоит учитывать — 90 билетов включают в себя все льготные категории граждан, и московские студенты организуют цепочку записи на вечерний спектакль. Стартует цепочка она в 9 утра (а в теплое время года и раньше). Поэтому попасть в Большой театр за 100 рублей, просто проходя мимо в 6 часов вечера, у вас не получится. Заветный «лист записи» передаётся из рук в руки в течение дня. Задача — отыскать «хранителя листа», как правило, сидящего на ступенях перед главными кассами театра. Кстати, ступени примыкаю к центральному входу в РАМТ, записать себя и друзей, вернуться к 16.45 или 15.45 (по воскресеньям представления начинаются в 18.00), когда все те же представители студенческой театральной «тусовки» пытаются построить колонну согласно номерам в списке (придете позже на полчаса, потеряете место). Даже хмурый охранник им не препятствует, а лишь выполняет последние приготовления, создавая импровизируемый коридор «металлических ограничителей» на пути к окошкам касс. Первым двадцати счастливчикам, которым достались билеты на новую сцену, и тридцати, попавшим на основную, беспокоиться не о чем, вы точно увидите Большой театр во всем его великолепии и многообразии. Уверенность других уменьшается при виде десятка ценителей искусства пенсионного возраста, не создающих лишних сложностей со списком, а степенно проходящих к кассам за долгожданными льготами. Предлагаемые билеты включают так называемые «неудобные» места на верхнем ярусе. Но никто не запретит вам сменить «ПМЖ» во время антракта, работники театра — народ привычный, даже помогут отыскать свободное место в партере или амфитеатре, где вы будете соседствовать со счастливыми обладателями билетов за 7 и выше тысяч рублей. Так что информация, «курсирующая» по социальным сетям о скидках не является мифом, но имеет свои особенности.

А вот Молодежный камерный театр Первого МГМУ им. И.М. Сеченова «На Пироговке» совершенно бесплатно ждет на своих постановках «сеченовцев», их друзей, преподавателей и вообще, всех ценителей театральных традиций.

Надеемся, наш курс информационной терапии возымеет должный эффект над читателями. И если побочные эффекты все же возникнут, то проявятся лишь в гипертрофированной любви к искусству!

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply