Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания детей

Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания детей

Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.

Одной из принципиальных отличительных особенностей современной начальной школы и системы воспитания личности является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения детей к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Сегодня каждому учителю должно быть ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей ребенка является важнейшим условием его развития. Эстетическое воспитание и обучение во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития.

Эстетическое познание искусства, природы и всех иных явлений мира сопровождается развитием таких особых качеств личности, как художественный вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически еѐ оценивать. Общеобразовательная школа является серьезной ступенью в этом процессе. Приобщая к красоте искусства и действительности, она развивает способность ребенка творчески воспринимать любое проявление эстетического и учит умению его различать, формирует потребность в эстетическом, развивает оценки любого явления искусства и действительности.

Система эстетического воздействия предполагает тесную связь различных форм классной, внеклассной, внешкольной художественно-творческой деятельности ребенка.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М.Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.

Важным средством эстетического воспитания младших школьников является театрализованная деятельность.

Роль художественного (эстетического) воспитания для развития личности достаточно сложно переоценить. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимается целенаправленное формирование в человеке эстетического отношения к окружающей действительности. Именно в этом процессе воспитания осуществляется приобщение индивидов к определенным ценностям, а также их перевод во внутреннее духовное содержание с использованием механизма интериоризации.

Различные ученые дают разные толкования понятия «эстетическое воспитание».

В словаре по эстетике приводится следующее определение эстетического воспитания: эстетическое воспитание – это «система мероприятий, которые направлены на выработку и совершенствование в человеке способности к восприятию, правильному пониманию, оцениванию и созданию прекрасного и возвышенного в жизни и искусстве» [9].

Из данного определения видно, что этетическое воспитание не должно ограничиваться созерцательной задачей, оно должно быть направлено также на формирование способности создавать прекрасное в искусстве и жизни, то есть на формирование активной творческой личности.

Р.В. Назарова дает следующее определение: «… эстетическое воспитание <…> это процесс приобщения человека к сокровищнице этнической и мировой культуры, прежде всего посредством искусства, и деятельности человека, главной целью которого является развитие целостной, креативной, с развитой индивидуальностью, действующей по законам красоты личности» (цит. по: [6, c. 15]).

При этом эстетическое воспитание, будучи сложной философской категорией, включает в себя воспитание способности чувствовать, воспринимать, понимать, ценить эстетическое в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и искусстве, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни – «творить мир по законам красоты» – и помогает отчетливо разобраться в задачах эстетического воспитания и способах их решения [7, с. 188].

Театрализованно-игровая деятельность – понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми [31, с. 18]. Наибольшие возможности пробудить интерес к сценическому искусству имеются в младшем школьном возрасте. Театрализованно-игровая деятельность вносит в жизнь младших школьников много радостей, развивая при этом интерес к театральному искусству.

«Из всех видов художественной деятельности именно театрализованно-игровая ближе всего младшему школьнику, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества», – подчёркивает Э.Г. Чурилова [31, с. 3]. Действительно, театральное искусство близко и понятно детям с самого детства уже потому, что в основе театра лежит игра. Дети – прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности. Потребность в игре у детей появляется рано. Игры – драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображение. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Театрализованная деятельность является богатым источником развития эмоционального мира ребенка (чувств, переживаний и эмоциональных открытий), приобщает его к духовному богатству. Синтетический характер театрального искусства (взаимосвязь художественного слова, музыка, декорационного оформления) выступает как активный индивидуальный процесс, создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей.

Театр способствует проявлению механизмов идентификации и обособления, действие которых обнаруживается в развитии самосознания и в художественной деятельности людей, позволяет школьнику входить в мир художественного произведения, идентифицируясь с его героями, и отстраняться от них посредством выхода за пределы художественного произведения на встречу с собою.

В младшем школьном возрасте занятия театром помогают развитию внимания, памяти, мышления.

Освоение образных систем, средств выразительности, законов развития и бытования различных видов искусств позволяет уже в младшем школьном возрасте овладеть основами целостного познания художественной культуры и способствует эстетической воспитанности младшего школьника. Эстетическое воспитание учащихся, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование у них готовности к творчеству.

По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.

Роль эстетического воспитания для развития личности достаточно сложно переоценить. Именно в этом процессе воспитания осуществляется приобщение индивидов к определенным ценностям, а также их перевод во внутреннее духовное содержание с использованием механизма интериоризации.

Различные ученые дают разные толкования понятия «эстетическое воспитание».

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Эстетическое воспитание младших школьников в широком смысле тесно соприкасается со всеми свойствами личности и служит ее всестороннему обогащению. Система эстетического воспитания младших школьников должна строиться с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста.

В начальной школе пробуждается у детей интерес к искусству, происходит привлечение к музыке и художественно-творческой деятельности. Начальное звено образования призвано сформировать у учащихся целостное мировосприятие и мироощущение, обеспечить развитие эстетических идеалов и вкусов, чувства ответственности за сохранение культурных ценностей общества.

Среди методов эстетического воспитания выделяют следующие: рассказ, беседа, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация, наблюдение, упражнения.

Театрализованно-игровая деятельность – понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми. Одним из основных видов театрализованной деятельности в начальной школе является театрализованная игра.

1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24.

2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада / Л.В. Артемова. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с.

3. Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров. – Волгоград : Учитель, 2010. – 210 с.

4. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. – Москва : Академия, 2001. – 364 с.

5. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – Москва : Эксмо, 2002. – 586 с.

6. Брюзгина, Л.П. Опыт нравственно-эстетического воспитания младших школьников / Л.П. Брюзгина // Начальная школа. – 1991. – № 11. – С. 15 – 17.

7. Ворошина, Л.В. Игровая деятельность в дошкольном учреждении / Л.В. Ворошина. – Ульяновск : изд-во УГПИ им. И.П. Ульянова, 1989. – 118 с.

8. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 72–74.

9. Героева, Л.М. Философский аспект эстетического воспитания в формировании самосознания младших школьников / Л.М. Героева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2013. – № 8 (34). – C. 30–37.

10. Гликман, И. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики / И. Гликман // Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 46–49.

11. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М. : Высшее образование, 2003. – 320 с.

12. Кофман, Н.С. Художественное творчество в детском саду / Н.С. Кофман ; под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1974. – 169 с.

13. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: начальная школа. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 384 с.

14. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе : практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2006. – 256 с.

15. Кульневич, С.В. Современный урок : научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 280 с.

16. Лепешев, Д.В. Игровые технологии воспитания / Д.В. Лепешев // Творческая педагогика. – 2004. – № 1. – С. 72–82.

17. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – М. : Прометей, Юрайт, 1998. –298 с.

18. Лоншакова, А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка / А.А. Лоншакова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 38–44.

19. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – Москва : Академия, 2007. – 464 с.

20. Масленникова, А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация / А. Масленникова // Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 50–56.

21. Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников : пособие для учителей нач. классов / А.Я. Михайлова. – М. : Просвещение, 1975. – 128 с.

22. Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И.В. Дубровина [и др.] ; под ред. И.В. Дубровиной. – Москва : Сентябрь, 2011. – 180 с.

23. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения : рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы / под ред. А. Г. Каспржак ; Национальный фонд подготовки кадров, Институт новых технологий образования. – Москва: Просвещение, 2004 г. – 260 с.

24. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Высшее образование, 2006. – 432 с.

25. Петрова, Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя / Г.А. Петрова. – Казань : Изд. Казан. ун-та, 1976. – 200 с.

26. Прима, Г. Игра-драматизация в воспитании дошкольников / Г. Прима // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 5. – С. 37.

27. Реуцкая, И.А. Игра дошкольника / И.А. Реуцкая ; под ред. С.Л. Новосёловой. – М. : Просвещение, 1989. –166 с.

28. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998. – 358 с.

29. Степанова, О.А. Игровая школа мышления : методическое пособие / О.А. Степанова. – Москва : Наука, 2003. – 128 с.

30. Таланчук, Н.М. Введение в неопедагогику : пособие для педагогов-новаторов / Н.М. Таланчук. – Москва : Профессиональное образование, 1991. – 183 с.

31. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М. : Владос, 2004. – 160 с.

32. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.

Работа защищена на оценку «9» без доработок.

Уникальность свыше 40%.

Количество страниц – 25.

Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply