Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с овз

Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с овз

Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся способом, наиболее подходящим данному ребёнку. Инклюзия — явление социально – педагогического характера, соответственно она нацелена на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребёнка. Основой инклюзивного образования является учёт индивидуальных особенностей детей, разнообразия их образовательных потребностей, возможностей, интересов . В связи с этим появляется необходимость менять методы, формы и технологии работы. © Фокина Лидия Петровна

«Методика обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, создание комфортного психологического климата в коллективе. Должна быть обеспечена специальная материально-техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения, модернизированы технологии в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и условиях инклюзивной практики» Н.В. БАБКИНА, кандидат психологических наук, доцент, Институт коррекционной педагогики РАО Несмотря на различное понимание термина «Педагогическая технология», большинство специалистов объединяют их четырьмя важными положениями: 1. Планирование обучения и воспитания на основе точно определённого желаемого результата. 2. Программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика. 3. Сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным результатом как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов. 4. Коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса © Фокина Лидия Петровна

Технологии проектирования и программирования Технологии командного воздействия учителя и специалистов Технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды Технологии, направленные на освоение академических компетенций Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей Технологии, направленные на формирование социальных компетенций, в т.ч. принятия, толерантности Технологии оценивания достижений Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс © Фокина Лидия Петровна

Технология уровневой дифференциации Домашнее обучение © Фокина Лидия Петровна

ИКТ — технологии Применение ИКТ в инклюзивном образовании позволяет оптимизировать учебную среду, обеспечивая альтернативный и , что особенно важно, доступный пользователю формат цифровых образовательных ресурсов. Благодаря использованию программных средств автоматизированной разработки учебных курсов, содержание учебной программы может быть представлено различными способами: — в качестве текста на сайте в Интернете; — анимированного изображения; — виртуальной реальности; — мультимедийного; продукта , включая цифровую звукозапись и видео. При изучении предметов могут быть использованы разнообразные технологии, поддерживающие процесс коммуникации между участниками © Фокина Лидия Петровна

ИКТ — технологии При изучении предметов могут быть использованы разнообразные технологии, поддерживающие процесс коммуникации между участниками: Синхронные и асинхронные средства связи и взаимодействия: — электронная почта; — форумы; — видеоконференции; — телеконференции и т.д. 2. Интерактивные элементы: — мультимедиа ресурсы; — компьютерное моделирование; — обучающие игры в условиях онлайн взаимодействия. 3. Различные методы онлайн контроля и оценки: — самопроверка; — компьютерное тестирование с множественным выбором и др. Преодолевая препятствия времени и пространства, эти технологии способствуют повышению качества и улучшению доступа к образованию, позволяя людям с ОВЗ принимать активное участие в образовательном процессе, и усиливать учебную мотивацию. © Фокина Лидия Петровна

Вспомогательные технологии на основе ИКТ Компенсаторная Техническая помощь для облегчения традиционных в образовании видов деятельности: чтения и письма; Дидактическая Педагогическая помощь в использовании ИКТ для создания подходящей учебной среды и образовательных ресурсов; Коммуникационная Коммуникативная помощь для участия в системах сетевого взаимодействия Основная цель применения вспомогательных технологий при обучении лиц с ОВЗ — предоставление им возможности общаться (в письменной или устной форме). Это достигается с помощью разнообразных устройств ввода данных и инструментов, которые поддерживают письменную речь, чтение, рисование. © Фокина Лидия Петровна

Основные типы средств ИКТ Стандартные технологии компьютеры, имеющие встроенные функции настройки для лиц с ОВЗ Доступные форматы данных (альтернативные форматы) — доступный HTML; — говорящие книги системы DAISY; — «низкотехнологичные» форматы (система Брайля) Вспомогательные технологии ( устройства, продукты, оборудование, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ОВЗ) — слуховые аппараты, инвалидные кресла; — устройства для чтения книг с экрана; — клавиатуры со специальными возможностями; — речевые тренажёры Go Talk («Гоу Ток»); — «Duxbury Braille Translator» – программа, которая осуществляет двунаправленный перевод : обыкновенный шрифт – азбука Брайля; — «Кликер 6» — говорящий текстовый редактор программы позволяет писать при помощи клавиатуры или картинки. Каждое слово можно увидеть и услышать. © Фокина Лидия Петровна

Игровые технологии Игровые приёмы в обучении и воспитании — обеспечивают занимательность занятий; — учитывают индивидуальные особенности; — активизирую познавательную деятельность, культуру речи; — налаживают процесс сотрудничества учителя и ученика. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Развивается мышление, память, внимание, наблюдательность. Игра выполняет важнейшие функции: — социализации; — коммуникативную; — диагностическую; — коррекционную; — развлекательную. © Фокина Лидия Петровна

Игровые технологии Дидактические игры наглядные словесные демонстрационный материал, (в основе – накопленный опыт раздаточный материал, детей, их наблюдения). раздаточный материал, игры с игрушками, игры-инсценировки. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения материала, включая игры-загадки, игры на составление высказываний © Фокина Лидия Петровна

Игровые технологии Дидактические игры по характеру познавательной деятельности Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу («Сложи ракету»). Игры, требующие воспроизведения действий. Это игры, направленные на формирование навыков («Лучший космонавт», «Математическая рыбалка»). Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Проверь Угадайку», «Цепочка», «Составь круговые примеры»). Игры, в которые включены элементы поиска и творчества («По какой тропинке ты пойдешь», «Загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения ракеты»). © Фокина Лидия Петровна

Игровые технологии Дидактические игры по числу участников Коллективные Групповые Индивидуальные Задания в отдельных играх необходимо индивидуализировать, даже в играх коллективных. Если ученики слабо успевают, то, чтобы они все-таки приняли участие в игре, необходимо посильные для них задания. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует ученика на выполнение более сложных заданий. Ученикам, успешно овладевшим знаниями, следует давать в игре более усложненное задание, чтобы у них поддерживался интерес к игре. Игровые технологии в жизни школьника имеют большое коррекционное воздействие и являются одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к любому предмету. © Фокина Лидия Петровна

Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение. Домашнее обучение © Фокина Лидия Петровна

Социализация Недостаток общения со сверстниками при домашнем обучении отрицательно влияет на последующую адаптацию ребенка в обществе. Как показывает практика, друзей-соседей оказывается мало для нормального общения. Дети, посещающие школы, обычно имеют больше друзей, быстрее приспосабливаются к социальным условиям различного характера в будущем. Домашнее обучение Недостатки обучения на дому Конкуренция «Домашний» ученик, конечно, получает максимум информации, проходит процесс обучения в уютной домашней обстановке, к нему организован индивидуальный подход. Но опять же, с точки зрения психологии, эти плюсы могут стать большими минусами. Во-первых, ребенок привыкает к тому, что он получает все внимание преподавателя. В последующем это приведет к возникновению проблем в высших учебных заведениях и даже в рабочем коллективе. Во-вторых, он не учится преодолевать трудности и проблемы социального характера, т.к. находится в «тепличных условиях» родного дома, а это значительно «тормозит» процесс психологического взросления ребенка. Объективность по отношению к ребенку. В школьном обучении существует опасность, что ребенок останется незамеченным на фоне одноклассников, его таланты не будут до конца раскрыты. Дома же, наоборот, есть риск проявлять излишнее снисхождение к ребенку, либо же «сверх строгость». Необходимо помнить про дисциплину, она обязательно должна присутствовать в домашнем обучении. . В любом случае, какой бы способ образования был выбран, необходимо помнить – недостатки есть и у школьного и у надомного обучения. Главное вовремя их обнаружить и свести к минимуму. © Фокина Лидия Петровна

Похожие статьи

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной.

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика. Инклюзивное образование – проблемы и.

Организационно-педагогические условия сопровождения детей.

детский сад, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная практика, группа, образовательный процесс, Консультативный пункт, дошкольное учреждение.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное.

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Методическая деятельность в условиях инклюзивного.

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение, методическая служба.

Применение интерактивных технологий в инклюзивном.

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебновоспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное.

Инклюзивное образование — стратегическое направление.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное. ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка.

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие. Проблемы формирования инклюзивного общества в.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с. — Обеспечение равных возможностей.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply