Технология проблемного диалога как средство реализации фгос английский язык

Технология проблемного диалога как средство реализации фгос английский язык

Макаренкова, И. Д. Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе / И. Д. Макаренкова, Т. С. Чернышева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14091/ (дата обращения: 02.10.2021).

Современный урок нацелен на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Технология проблемно-диалогического обучения, автором которой является Мельникова Елена Леонидовна, является одним из самых эффективных возможностей реализации ФГОС, так как предполагает более качественное усвоение знаний, исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Проблемно-диалогическое обучение даёт творческое усвоение знаний учениками через специально организованный учителем диалог. Технологический аспект предполагает ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. При введениинового материала учитель добивается постановки учебной проблемы, поиска её решения и подведения итогов деятельности самими учащимися. Учебная проблема создаётся через побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

УМК «Английский в фокусе -5» предназначен для учащихся общеобразовательной школы. Технология проблемного диалога позволяет поэтапно формировать знания и развивать все составляющие коммуникативной компетенции школьников, используя задания и упражнения УМК. Технология проблемного диалога соответствует интересам, возрастным и реальным возможностям учеников 5 класса.

Проблемно-диалогический урок даёт учителю возможность проектировать и конструировать социальную среду развития учащихся. Ученик активно участвует в учебном процессе, который имеет деятельностную направленность. Результатом такого обучения становится готовность осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур.

УМК позволяет активно использовать технологию проблемного диалога с целью заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

На первом этапе урока создаётся проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Она должна быть интересной, доступной и понятной школьникам. После осознания проблемной ситуации школьники самостоятельно формулируют вопрос, искать ответ на который они будут на протяжении урока.

Второй этап — актуализация имеющихся у учеников знаний для решения поставленной задачи. Учитель делает акцент на те знания. которые понадобятся школьникам для изучения новой темы.

Третий этап — поиск решения проблемы учениками, он посвящен совместному «открытию» знаний. Технология проблемно-диалогического обучения предполагает три способа поиска решения поставленной проблемы: побуждающий диалог, подводящий от проблемы диалог и подводящий без проблемы диалог. Данные методы поиска решения учебной проблемы позволяют организовать подлинно творческую деятельность учеников, развивать их речь и логическое мышление.

Четвёртый этап — выражение решения. УМК представляет различные варианты представления результата работы в виде схемы, таблицы, словесного высказывания, экскурсии и т. д.

Пятый этап применение знаний учениками. На этом этапе могут применяться индивидуальная или групповая форма работы.

Последний этап урока посвящен рефлексии и подведению итогов работы. Рефлексия может быть организована через подведение итога урока по вопросам плана, оценочные листы, сигнальные карточки.

Рассмотрим примеры использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе на основе УМК «Английский в фокусе — 5».

Тема урока

Приёмы реализации технологии проблемно-диалогического обучения

Целевое назначение

Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» (фотографии разных типов школ), подводящий диалог

Метод постановки учебной проблемы, предъявление материала, захватывающего внимание учеников

Прием «знаю- не знаю», приём «группировка»

Организация побуждающего диалога с целью определения темы урока и вопроса для исследования, актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы

3. Типичный английский дом (заполнение плана)

Приём «столкновения разных мнений учеников», приём представления практического задания, не сходного с предыдущими

Создание проблемной ситуации, открытие и применение нового знания, выражение решения в виде составления плана

4. Американские киногерои (создание постера)

Приём «задание на ошибку», приём «исключение»

Актуализация учениками своих знаний, создание проблемной ситуации, представление решения проблемы в виде постера

5. Пушистые друзья (краткое описание характеристика животного)

Приём «удивляй», приём «исследовательское задание»

Выдвижение и проверка гипотезы, поиск решения проблемы, решение в виде словесной характеристики животного

6.Достопримечательности (ролевая игра «Экскурсия»)

Прием «словесная паутина», заполнение таблицы, побуждающий диалог

Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока, актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы

7. Погода (создание веб-страницы с таблицей и географической картой)

Приём «с удивлением» (между житейским представлением учащихся и научным фактом»)

Побуждающий к гипотезе диалог, поиск решения проблемы, открытие и применение нового знания

8. День Благодарения (создание викторины)

Подводящий диалог для открытия нового знания

Обеспечение творческой деятельности учеников, создание проблемной ситуации

9. Лондон (описание достопримечательности)

Приём «тема- вопрос- план»

Формирование логического мышления и речи учащихся, поиск решения проблемы

10. Шотландия (настольная игра)

Побуждающий диалог к открытию новых знаний путём проб и ошибок

Выполнение мыслительных заданий, выражение решения через ролевую игру

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения позволяет ученикам посредством диалога поставить учебную проблему и вызывает у них интерес к изучаемому материалу. Учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует изучение нового материала. Процесс получения новых знаний с использованием технологии проблемного диалога является более эффективным и интересным за счёт использования методов постановки проблемы, формирования познавательной мотивации, методов поиска решения и продуктивных заданий, что даёт возможность эффективно реализовать требования ФГОС.

  1. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык: Английский в фокусе / Spotlight: Учебник для 5 кл. общеобразоват. организаций — Москва: Просвещение, 2014. — 164 с.
  2. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык: Книга для учителя. 5 класс / учебное пособие для общеобразоват. организаций — Москва: Просвещение, 2017. — 192 с.
  3. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5–55.
  4. Мельникова Е. Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. Образовательная система «Школа 2100″. Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов.М., Баласс, 2009. С. 164–283.
  5. Образовательные технологии. Сборник материалов. — М.: Баласс, 2008. — 160 с.
  6. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. Мельников Е. Л. // Начальная школа: плюс До и После, № 9, 2012 г.

Презентация на тему Методический семинар Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС, предмет презентации: Английский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 20 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение

Проблемный диалог: вместо объяснения темы учим самостоятельно решать проблемы и открывать новые знания.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученикиставили и решали проблемы.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

·Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации.

Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие — в сути задания.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Урок математики, 2 класс, тема «Умножение».

Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (например, 2+2+2+2 = 8). Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?» Составляя выражение 9+9+9+9+9+… ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации)

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой. Приведём пример:

Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Вопрос был один? А мнений сколько?

Что вас удивило? Что интересного заметили?

Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Подводящий к теме диалогпредставляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников.

Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

— На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их.

— Какие слова вы выписали?

— Обозначьте суффиксы в этих словах.

— Вы уже знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?

— Какой возникает вопрос?

— Так какая сегодня тема урока ?

Ученики выписывают слова.

— В слове пёсик суффикс -ик, а в слове овражек суффикс –ек.

— В одном слове пишется суффикс – ик, в другом — -ек.

— Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

— Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик.

Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Методы поиска решения учебной проблемы:

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок.

2.Подводящий к знанию диалог ( без проблемы и с проблемой)

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез.

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы:побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог.

Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками.

Различие методов — в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.

Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.

Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Таким образом, данная технология является:

результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Данная технология может реализовываться при любой образовательной системе.

Отсюда вывод: проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply