Тест журнал печорина как средство самораскрытия характера героя тамань княжна мери фаталист

Тест журнал печорина как средство самораскрытия характера героя тамань княжна мери фаталист

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

УРОК 53
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
(ГЛАВЫ «ТАМАНЬ», «КНЯЖНА МЕРИ»).
«ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА» КАК СРЕДСТВО САМОРАСКРЫТИЯ ЕГО ХАРАКТЕРА

Основное содержание урока
Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как источник страданий других людей.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Выявление особенностей образа рассказчика в «Журнале Печорина». Анализ ключевых эпизодов.

I. Характер Печорина в его собственных оценках
Сообщение учителя о «Журнале Печорина» как средстве самораскрытия характера героя.

— Почему автор раскрывает душу Печорина через самоанализ?

— Какими способами созданы психологические характеристики героев?

II. Сообщение учащегося «Лермонтов в Тамани» (по книге Н. Г. Долининой; см. Гл. 5. «Тамань»).

— Какие реальные факты его биографии стали в романе художественными?

Краткое содержание сообщения учащегося:

В Тамань М. Ю. Лермонтов приехал в сентябре 1837 года. Он задержался в этом «скверном городишке», ожидая корабль, на котором собирался отправиться в Геленджик, и провёл несколько дней в полуразвалившейся хате старой казачки Царицихи. Испугавшись, она ошибочно приняла поручика за агента царской тайной полиции, который якобы хочет обнаружить контрабандистов. По соседству жила молодая татарка, женщина редкой красоты, муж которой был связан с контрабандистами. Встретил Лермонтов и слепого мальчика по имени Яшка, который позднее служил звонарём в местной церкви и рассказывал проезжающим, как он встречался с поэтом и прислуживал ему. (См.: Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — Л., 1975. — С. 87—98; 110—112.)

III. Групповая практическая работа:

Группа 1.
Проанализируйте диалог слепого и девушки-ундины
со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра».

Как в эпизоде проявился характер Печорина?

Зачем он хотел «достать ключ» к загадке контрабандистов?

Группа 2.
Проанализируйте портрет девушки-ундины и рассуждения Печорина о женской красоте
со слов «Вдруг что-то похожее на песню…» до слов «…те же прыжки, странные песни».

Какие оценки даёт девушке Печорин?

Как они характеризуют его самого?

Дайте оценку Печорину в этой сцене.

Какие слова в описании его душевного состояния являются ключевыми?

Обобщающая беседа:

Что удивило Печорина в жителях Тамани? Приведите примеры.

Почему Печорин называет контрабандистов честными?

Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

Зачем в главе «Тамань» автор делает рассказчиком Печорина?

Покажите, как в жизни героя переплетаются причины поступков и их следствия.
(Печорин не мог предположить, что, следя за контрабандистами из желания узнать о тайнах их жизни, он повлияет на судьбы этих людей.)

IV. Печорин как источник страданий других людей

Сообщение учащегося о прототипах героев новеллы «Княжна Мери» (Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — Л., 1975. — С. 110—112.

Аналитическая беседа:

— *Какие реальные жизненные факты, связанные с прототипами героев новеллы «Княжна Мери», становятся фактами литературными?

— Определите жанр новеллы «Княжна Мери».
(По жанру «Княжна Мери» — дневник. В нём содержится 16 записей с точными датами: с 11 мая по 16 июня. Только последняя запись — о дуэли — сделана позже: через полтора месяца в крепости у Максима Максимыча.)

— Как М. Ю. Лермонтов создаёт в новелле иллюзию реального времени?

— Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»?

— Каковы взгляды Печорина на дружбу? Согласны ли вы, что в дружбе «один раб другого»? Аргументируйте свой ответ.

— Как Печорина характеризуют отношения с Вернером и Грушницким?

— Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

— Сознательно ли Печорин становится источником страданий людей или это следствие его интереса к их внутренней жизни? Обоснуйте свой ответ.

V. Групповая практическая работа:

Группа 1.
Найдите черты искренности и притворства в исповеди Печорина со слов «Да, такова была моя участь…» до слов «Это меня не огорчит нимало».

Группа 2.
Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня).

Как в диалоге показан ум и неординарность характера Мери?

Каким мы видим в эпизоде Печорина?

Группа 3.
Проанализируйте запись от 14 июня.

Как Печорин объясняет изменения в самом себе?

Как это его характеризует?

Группа 4.
Проанализируйте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня).

Искренен герой в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

Обобщающая беседа:

Почему рассказ о дуэли даётся автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?

Каково поведение Печорина на дуэли?

Какие положительные и отрицательные черты подчёркивает в нём автор?

Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении психологии людей в «Журнале Печорина»?

VI. Сообщение учащегося «Интонации Печорина в его записях о природе и о людях: отличаются ли они?».

В чём проявилась двойственность характера Печорина?

Домашнее задание

Проанализировать письменно эпизод из «Журнала Печорина».

Составить развёрнутый план ответа на вопрос: «Как автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина?»
— или письменно ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Сопоставить Вулича с пушкинскими героями Сильвио («Выстрел») и Германном («Пиковая дама»).

Сопоставить язык и стиль начала повести «Фаталист» с первыми абзацами «Пиковой дамы» Пушкина.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Заочная экскурсия в музей Лермонтова в Тамани (с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета).

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

АВТОР И ГЕРОЙ
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Из повествования ясно, что Лермонтов не рисовал самого себя и не разоблачал своего героя. В предисловии к роману Лермонтов иронически писал о читателях-критиках: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых. Старая и жалкая шутка!» Объясняя свою задачу, которая состояла в том, чтобы воздержаться и от хвалы, и от хулы, чтобы не прослыть моралистом и «исправителем людских пороков», Лермонтов признавался: «Ему (автору.— Ред.) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал». Эти слова Лермонтова-сочинителя вызывают полное доверие. Следовательно, ни утверждающая, ни отрицающая Печорина точка зрения не может быть принята, в том числе и Максима Максимыча. Штабс-капитан — хороший служака, заслуженный офицер, добрый человек, но он совсем другого склада. Ему совершенно чужд самоанализ Печорина и сам герой, рожденный эпохой романтического индивидуализма. Максим Максимыч сохранил явные приметы старого, доромантического, патриархального сознания, которое еще не вычленилось из общенародной стихии.

Максим Максимыч — цельный человек, он способен на простые, не притязающие на глубину оценки. Однако в их свете личность Печорина только упрощается. Простосердечный Максим Максимыч не понимает героя, судит о нем и его поступках поверхностно.

К взгляду Лермонтова на Печорина значительно ближе странствующий офицер, который играет роль «посредника» между разными рассказчиками — Максимом Максимычем и Печориным. Он, как и Лермонтов, отделяет себя и от Максима Максимыча, и от Печорина. Как Лермонтов, он тоже наблюдатель и не отказывается от осуждения или восхваления. В «Предисловии к «Журналу Печорина», которое написано странствующим офицером, он соглашается с Лермонтовым, автором предисловия ко всему роману: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги.— «Да это злая ирония!» — скажут они.— Не знаю». Для Лермонтова и для странствующего офицера Печорин — герой нашего времени, но оба далеко не всегда держатся его взглядов. В заглавии романа слились утверждение и ирония, преклонение перед личностью Печорина и горькое сожаление, даже грустная насмешка над тем, что, будучи действительно героической личностью по своему масштабу, по своим богатейшим возможностям, он оказывается ниже своего предназначения.

Внутреннее нравственно-эстетическое задание Лермонтова, владевшее его пером, состояло в том, чтобы подвергнуть критике трагическое противоречие собственного сознания, громко сказать, что он, Лермонтов, не тождествен, не равен Печорину, что убийственный индивидуализм Печорина не имеет жизненной перспективы. Лермонтов, создавая Печорина, преодолевал себя, изживал в себе печоринское начало и отказывался, отстранялся от него в самом себе.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. », фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

Иллюстрация к "Княжне Мери". Рисунок П. Павлинова, 1938 г.
Литературный музей, Москва.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»
– М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 304–305.
См. Иллюстрации П.Я.Павлинова к роману «Герой нашего времени»

Цель: проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, ответить на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

1) Обучать критическому осмыслению (анализ, сопоставление) литературного произведения.

2) Формировать информационно-коммуникативную компетентность обучающихся.

3) Воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе, культуру общения.

Оборудование: мультимедиа: презентация, отрывки из фильма

1. Организационный момент.

— На предыдущих уроках знакомились с темой, идеей, композицией романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Проанализировали первые главы романа. Сегодня, продолжая работу над романом, мы постараемся проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, а также ответим на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

— Откройте тетради, запишите тему урока.

— Сегодня у нас с вами необычная форма работы — работа по группам. Группы предварительно получили задание по одной из глав «Журнала». Каждый ученик будет оценен в конце урока: на столах лежит лист оценивания, который заполняет ответственный в данной группе.

2. Блиц — опрос по содержанию романа. Создание мотивации.

-Итак, прежде, чем перейдем к работе по группам, давайте вспомним события и героев произведения.

-Предлагаются фрагменты из романа с пропусками на месте географических названий.

Надо заполнить пробелы.

-По отрывкам из романа нужно отгадать персонажа, о котором идёт речь.

-Каждому предмету нужно найти хозяина.

3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового

— Когда был написан роман?

( с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)

— Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

3.1. Композиция (презентация Композиция)

— Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке).

Т.е. фабула не совпадает с сюжетом. Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА?

Фабула — воссозданные в произведении события, которые соединены временной последовательностью и логической, причинно-следственной связью.

Сюжет – это «художественно построенное распределение событий» (Б. В. Томашевский), совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла.

— Иначе говоря, фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект, в котором одно событие закономерно вытекает из другого и не может быть пропущено без нарушения общей логики. Сюжет же является формой воплощения фабулы; рассказ о событиях может сопровождаться нарушением хронологической последовательности, убыстрением или замедлением темпа повествования, умолчаниями или, наоборот, художественной конкретизацией и детальной разработкой отдельных, наиболее важных с точки зрения автора моментов.

— Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке.

— Почему в романе сюжет и фабула не совпадают? Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя, а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица- самого Печорина). Все другие персонажи тоже объясняют так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)
Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, пишет:

"Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя".

— Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин.)

3.2. Психологический портрет Печорина.

— Давайте обратимся к главам романа, чтобы проследить, как раскрывается внутренний мир героя.

Герой в оценке Максима Максимовича.
— Кто нам представляет Печорина в главе "Бэла"?

(Печорин предстает перед читателем в рассказе Максима Максимовича, в его восприятии).

— Каким предстает Печорин в его рассказе? Найдите в тексте.

( Чтение фрагмента со слов : «Раз, осенью, пришел транспорт…» до слов «…богатый человек: сколько было у него дорогих вещиц»).

— Можно ли доверять мнению Максима Максимовича? (Он не понимает того, что человек не всегда стремится обнажить свои чувства, не понимает причин «несчастного характера» героя. Считает, что причина этого – избалованность в детстве. Для него Печорин странен. А значит скрыт и загадочен для нас, читателей).

Герой в оценке второго рассказчика — странствующего офицера.

— Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"?
(Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина.)
— Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?
(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. Приведите примеры из текста.
("…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…"
"…он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера…"
"…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…"
"…его кожа имела какую-то женскую нежность…"
"…усы его и брови были чёрные — признак породы в человеке…"
"…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".
"… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…").

— Таким мы видим Печорина глазами Максима Максимыча и странствующего офицера. Т.о., Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе.

3.3. Работа с термином

— А что значит психологический портрет?

Запись в тетрадь

Психологический портрет — это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование.

-Какова его роль?

(Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя. Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека).

— Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь — и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

4. Анализ журнала Печорина

— Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?
(Если первые две повести по жанру — путевые записки (повествователь отмечал: "Я пишу не повесть, а путевые записки"), то следующие повести — это дневник Печорина — «Журнал Печорина», объясняющий загадки его характера.

4.1. Работа с термином

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души.

— Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.

— Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?
(Три главы романа – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» – части «Дневника Печорина».)

— Кто нам представляет героя?
(Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

5. Групповая работа

5.1. Работа с таблицей:

— В ходе работы по группам отвечаем на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя? Результаты наблюдений заносим в таблицу по ходу обсуждения.

5.2.Анализ повести «Тамань»

-Итак, что же узнает читатель из «Тамани?» ( сжатый пересказ ).
— Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?

Просмотр эпизода из фильма: диалог слепого и девушки-ундины.

— Подумайте, как в этом эпизоде проявляется характер Печорина?

— Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов? (Печорин- деятельная натура. Здесь так же, как и в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасности, миру контрабандистов. Но Печорин понимает, что в среде «честных контрабандистов» невозможно обретение той полноты жизни, счастья, которой так жаждет его душа. В этом мире ему открывается своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия).

-Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? (Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать герою . Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдая за плачущим мальчиком, он понимает, что тоже одинок . Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб .)

— Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» ( Активность героя направлена на себя , она не имеет высокой цели, ему просто любопытно . Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру . Он досадует на себя за то, что вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

-Какие особенности характера героя раскрываются в повести “Тамань”?
(Показывает себя как человек действия . Решителен, смел , но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминали бы, для которых Печорин чувствует в себе силы. Он растрачивает себя , ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье).

— Что записали в таблицу?

В таблицу (Решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)

5.3. Анализ повести «Княжна Мэри»

— В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?
(Повести « Княжна Мери».)

— Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов? (Среда, окружающая героя, — это люди, равные ему по социальному происхождению – представители светского общества).

— Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?
(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально. Для этих людей главным является не внутренний мир человека, а его внешность, чувства женщин скоротечны и неглубоки.)

— Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?
(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» .)

— Как это характеризует Печорина?

(Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм , даже жестокость . Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Печорин слишком любит себя , чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

— Какие черты Печорина проявляются в нем во время последней встречи с Мери? (16 июня).

-Прочитайте этот эпизод («Я стоял против нее» до слов «Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел»).

(Печорин здесь не играет. У него появились чувства, естественные для человека в этой ситуации – жалость, сострадание. Он хочет быть честным с Мери, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна презирать его. При этом самому Печорину нелегко).

— Но так ли его душа черства? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Как вы думаете, способен ли Печорин любить?
(В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у Мери. Нежность Веры не зависит от каких бы то ни было условий. Чуткость сердца позволила понять Печорина со всеми его пороками и скорбью.

Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. И все же для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Но есть и разница: в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца и любви, не только берет, он и отдает часть самого себя.

— Особенно это качество проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. Зачитайте его.

— Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям.

— Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

("… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный…" Настоящих друзей у Печорина нет.)

— К чему может привести гордость, отсутствие друзей?
(Конечно же, к одиночеству).

— Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?

(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы… производить эффект…». “Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать”.)

-Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?
( Умение понять внутреннюю суть человека .)

— Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?
(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный . Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения . Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: “…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи”.)

-Испытывает ли герой торжество победителя?
(Печорину тяжело : “У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…”)

-С какой целью автор вводит образ Грушницкого?
(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя. Грушницкий – карикатура на Печорина, он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. У Грушницкого все отрицательные свойства Печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой . Дуэль Печорина с Грушницким – попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души).
— Итак, какие черты Печорина раскрываются в главе «Княжна Мери»? Что записали в таблицу?

В таблицу: (Эгоизм, жестокость, отсутствие простоты, любование собой, мужественность, проницательность, демонстрирует возможность любить).

5.4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

— Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия. Обратимся к главе «Фаталист».

Работа с термином

— Что такое фатализм и кто такой фаталист?

Фатализм — вера в предопределенную, неотвратимую судьбу. Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова, да и людей предыдущего поколения..волнует сегодня и нас. Печорина тоже волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека?

— Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? У кого из них оно неоднозначно и почему?

( Вулич не сомневается в существовании предопределения и предлагает «испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому..заранее назначена роковая минута»;

У Печорина нет готовых ответов на вопросы, связанных с существованием или отсутствием заранее предначертанной человеческой судьбы, предопределения, но он понимает, что характер имеет немалое значение в судьбе человека. В характере героя есть стремление активно вмешиваться в жизнь встречающихся на его пути людей. Из всех событий, изображенных в повести, герой приходит к мысли : при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость ).

— Какой поступок Печорина подтверждает эти мысли?

(Сцена захвата пьяного казака)

— Как ведет себя Печорин? Какие выводы делает?

(Анализируя ситуацию, поведение, говорит, «что вздумал испытать судьбу». Но при этом он действует не наобум, вопреки рассудку, хотя и не из одних рассудочных соображений)

Чтение эпизода со слов : «Велев есаулу завести с ним разговор…» до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»

— С чем же поздравляли офицеры Печорина?

(Печорин совершает героический поступок: он впервые жертвует собой ради других . Эгоистическая воля, ранее творившая зло, теперь становится доброй, лишенной корысти. Она наполняется общественным смыслом. Т.о., поступок Печорина в финале романа открывает возможное направление его духовного развития ).

— Почему повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное?

(Подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба на этот раз не только щадит его, но и возвышает. Фатальная предопределенность человеческой судьбы рушится, но остается трагическая социальная предопределенность (невозможность найти свое место в жизни).

В таблицу (способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться).

6. Систематизация знаний

— Проанализируйте содержание таблицы и сделайте вывод: каким предстает перед нами Печорин в «Журнале»?

(Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других).

— За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

Чтение наизусть отрывка ("… зачем я жил? Для какой цели я родился? …)

— Благородные стремления, по мнению героя, — самое значительное в жизни человека.

— Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
( Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия. )

— Ребята, а могли бы мы сегодня, с позиции человека 21 века, познакомившись с судьбой, внутренним миром Георгия Печорина, дать ему какие-нибудь советы, рекомендации? (Ответы детей).

Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам:

«Вы живёте среди людей. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

7. Домашнее задание. Оценки.

— Это герой того времени. Что бы мы взяли в наше время?

Сочинение на тему: « Какие черты характера необходимы герою нашего времени? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)».

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply