Упражнения как средство развития гибкости у детей

Упражнения как средство развития гибкости у детей

1. Теоретические аспекты использования гимнастических упражнений для развития гибкости у старших дошкольников

1.1. Понятие о гимнастических упражнениях………………….……………….6

1.2. Физиологические особенности развития старших дошкольников……… 16

1.3. Особенности развития гибкости у детей 5-6 лет………………….……… 25

2. Экспериментальное обоснование использования гимнастических упражнений различной направленности для развития гибкости дошкольников

2.1 Задания для выявления уровня развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..…………….32

2.2 Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста посредством физкультурных занятий. Стретчинг…………………………………..………..37

2.3 Анализ полученных результатов…………………………………….……..42

Список использованной литературы…………………………………………… 50

Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. У детей дошкольного возраста хорошо развивается гибкость, стретчинговых упражнений могут существенно улучшить эластичность мышц и подвижность суставов. Актуальность темы. Так как дети дошкольного возраста интенсивно развиваются в данном возрасте, стретчинговых упражненияформируют гибкость у детей, и улучшают опорно-двигательный аппарат, мышцы и суставы, поэтому данная тема так актуальна. От многих студентов поступает предложение вида » куплю дипломную «, и мы с радостью им помогаем! Дипломные работы от Work5 по низким ценам.. Целью данной работы является изучение стретчинговых упражнений как средства развития гибкости у детей дошкольного возраста. Предметом исследования является процесс выполнения стретчинговых упражнений. Объектом исследований является гибкость у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: — изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста; — рассмотреть понятие гибкости и методику её развития; — изучить методику и организациюпроведения стретчинговых упражнений в разных возрастных группах; — изучить влияние стретчинговыхупражнений на развитие гибкости у детей дошкольного возраста; — сделать выводы по данной работе. Методика исследований: 1) в первых это изучение литературы по данной теме, она поможет понять более детально проблему исследований; 2)после изучения литературы необходимо составить план исследований и прибегнуть к теоретическому методу; 3) аналитические методы; 4) обработка и преобразование полученной нами информации, составление рекомендаций. Теоретико-методологические основы исследования. Основой данных исследований послужили следующие труды авторов: Холодов Ж.К, Степаненкова Э.Я, — Теория и методика физического воспитания; Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания; Назарова А. Г. — Игровой стретчинг и др. Работа состоит из содержания, введения, двух основных глав, заключения, списка литературы, приложений. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста Дошкольный возраст характеризуется выходом за пределы своих семейных отношений и установкой взаимосвязей с новым для человека взрослым миром. Период, который проходит ребенок от момента своего рождения до вступления в школьную жизнь, является наиболее насыщенным по степени психического и физического развития. Именно на этом этапе происходит формирование всех необходимых качеств, которые делают его человеком. Дошкольный возраст обеспечивает общее развитие ребенка, которое служит фундаментом для приобретения в будущем различных специальных познаний, а также навыков. Этот период способствует усвоению в дальнейшем различных областей деятельности. Именно дошкольный возраст формирует свойства и качества психики маленького человека, которые являются отличительной чертой поведения, характера, а также отношения к окружающему миру [1]. Дошкольный возраст представляет собой период жизни и развития детей в возрасте от трех до семи лет. Именно эти годы характеризуются дальнейшим физическим развитием, а также ростом интеллекта ребенка. Движения детей становятся более свободными. Ребенок неплохо разговаривает. Мир детских переживаний, ощущений и представлений богат и разнообразен. Рост и увеличение веса ребенка в этот период характеризуются неравномерностью. Изменяется в дошкольном возрасте и кожный покров. Он утолщается и становится намного эластичнее. При этом снижается количество находящихся в нем сосудов крови. Таким образом, кожа более стойко воспринимает различные механические воздействия. Окостенение костей скелета к пяти-шести годам еще не заканчивается, однако позвоночник принимает формы, как и у взрослого. Два года Малыш двух лет может самостоятельно делать несложные действия: кушать ложкой, надевать штанишки. Дети этого возраста очень подвижные: они бегают, ходят на носках, прыгают, могут стоять на одной ноге. Им нравится писать письма: оставлять на бумаге закорючки, кружочки, черточки. Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам нас
троения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту. Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх. Возрастные особенности детей 3–4 лет заключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете (максимум 10–15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание. Возрастной кризис свидетельствует о развитии ребенка, формировании его физиологии и психики. Поэтому взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер [2].

Подбираем упражнения: от общих до индивидуальных

Индивидуальная гибкость ребёнка – амплитуда движений как отдельных суставов, так и их групп. Тут надо усвоить, что у каждого человека гибкость развита достаточно индивидуально. Тут уместно привести такой пример: когда в советские времена началось повальное увлечение йогой, много людей достаточно сильно травмировались, стремясь принять асаны (позы) до нужной, как им казалось, стадии. Это кончалось растяжениями, вывихами и даже переломами. После чего йога была совершенно незаслуженно отвержена.

А секрет вот в чём: у индусов и у славян отдельные группы мышц развиты по-разному. А поскольку йога пришла с востока и была адаптирована под их особенности, то отдельные позы нашим людям были просто противопоказаны. Уже хотя бы потому, что южные и наши широты имеют разные климатические условия. Когда морозы длятся не менее шести месяцев в году, происходит естественное накопление жирового запаса в качестве теплоизоляции, в холода людям присуща малая подвижность ради сохранения тепла. Короче говоря, способность к гибкости, как и ко всему остальному, у разных людей различна. То же самое касается и детей.

Исходные данные

То, что закладывается у человека до 25 лет, остаётся с ним на всю жизнь. Хорошо, если гибкость вашего ребёнка вы начали развивать, когда он был ещё в колыбели. Если нет – ну что же, начать никогда не поздно, но всё-таки желательно это сделать до 12 лет, когда организм достаточно хорошо переносит такие нагрузки. Выполнение упражнений на гибкость позволяет:

  • снять стрессы, напряжения и зажимы в теле;
  • увеличить диапазон движений (это особенно важно для мальчиков, которые занимаются силовыми видами спорта);
  • минимизировать возможность травм;
  • работать на профилактику болезней позвоночника.

Западный подход в разработке упражнений учёл ошибки прошлого времени и выработал свою стратегию занятий, ориентированных, прежде всего, на соответствующую климатическую зону.

С чего начать?

Ответ – с измерения. Если хотите подобрать более действенные и прогрессивные упражнения, чем зарядка по утрам, то надо получить максимально точные данные по ребёнку, особенно если до этого он ничем подобным не занимался. А именно:

  • уровень эластичности мышц, суставов, сухожилий и связок;
  • анатомические особенности костей (если есть).

При этом нужно учитывать температуру воздуха и время суток, когда проводились измерения, и эмоциональное состояние ребенка.

На последнем моменте стоит остановиться подробнее. Несмотря на кажущуюся банальность, он более чем серьезен. Если от упражнений на уровне «стимул – реакция» у ваших детей закрепится стереотип «гимнастика – боль» (в данном случае, боль прежде всего душевная), то пиши пропало. От занятий ребёнок, скорее всего, будет отлынивать по всем возможным причинам, и посещать спортзал его не заставишь ни за какие коврижки. Последствия предвидеть нетрудно.

Кроме того, если о пользе упражнений рассказывать ему будет неавторитетный человек, не подтверждающий слова личным примером, то также велика вероятность убить все хорошие начинания. Так что делайте соответствующие выводы.

Тест на гибкость

Запишетесь ли вы на платные посещения спортзала с личным тренером или предпочтёте бесплатные занятия по развитию подвижности дома по материалам из Интернета, прежде всего нужно провести тест на начальную гибкость, т.е. ту, которая имеется в этот момент. Он включает следующие упражнения:

  1. наклониться вперёд, положив ладони на пол, не сгибая ноги в коленях; не получается положить ладони – тогда попробуйте коснуться пола сжатым кулаком; не получается кулаком – кончиками пальцев;
  2. сесть на пол, вытянуть ноги и нагнуться вперёд – лоб должен коснуться коленей, ноги держим ровно;
  3. встать спиной к стене на расстоянии 25-30 см, руки поднять вертикально и кистями коснуться поверхности; работают только руки, поясница должна быть неподвижна;
  4. маховые движения: сделать мах ногой вперёд до пояса, а затем до уровня головы, после чего в сторону и назад; норма – прямая нога поднимается выше пояса;
  5. сделать «мостик» – руки и ноги остаются прямыми;
  6. сесть на пол, ноги свести вместе, а носки развести примерно на 30 см друг от друга; задача – потянуться корпусом вперёд и обхватить руками стопы, напряжения быть не должно;
  7. встать ровно, завести одну руку за спину снизу, другую – через плечо сверху, соединить руки в замок;
  8. сесть, максимально широко развести ноги, грудной клеткой как можно плотнее прижаться к полу;
  9. встать у опоры, например у дверного косяка, ноги поставить на ширину плеч и приседать, разводя колени в стороны; при полном приседании пятки не должны отрываться от пола;
  10. лечь на спину, одну ногу оставить на полу, а вторую поднять вверх и притянуть её руками таким образом, чтобы пальцы стопы были направлены на лицо; колено должно оставаться прямое, стопа сгибаться под прямым углом; затем поменять ноги.

Выполнение каждого упражнения ребенком оцените от 1 (совсем не получается) до 10 (выполнено полностью), затем суммируйте полученные оценки. Это будет примерный процент развития гибкости. Также обратите внимание на упражнения, которые вызвали наибольшие затруднения. Именно в этих частях тела подвижность и гибкость мышц и суставов минимальна и именно их нужно развивать в первую очередь, что необходимо учесть при составлении индивидуальной программы.

Принципы выполнения упражнений: разминка, количество подходов

Абсолютно любая тренировка – это разминка и выполнение подходов. Количество подходов может быть разным и зависит от выбранных нагрузок и от того, как вырабатывается гибкость – в комплексе или на отдельные группы мышц. Если вы приняли решение заниматься дома, то запомните, что любая разминка начинается сверху вниз: голова, шея, руки, пальцы рук, грудная клетка, поясной отдел и область таза, бёдра, колени, голень, стопа, пальцы стоп.

Также важно следующее:

  • обязательно должна быть нагрузка на лёгкие: бег на месте, прыжки со скакалкой, велотренажёр и т.д.;
  • не прикладывайте чрезмерные усилия при разработке мышц и суставов – это в итоге обернётся против вас; наилучший эффект достигается выполнением в расслабленном и полурасслабленном состоянии;
  • никаких рывков и вообще резких движений: амплитудные нагрузки на мышцы и суставы абсолютно не нужны;
  • регулярность побеждает силу воли; составьте себе чёткий график и максимально его придерживайтесь – только так возможно получить нужный эффект;
  • на тренировке не допускайте больших пауз между упражнениями, иначе КПД будет минимальным; сходите в туалет заранее и отключите мобильный телефон;
  • связки растягиваем, а суставы разрабатываем – только так и никак не наоборот;
  • принцип симметрии и равномерного распределения нагрузки: выполнили упражнение в одну сторону – сразу выполните в другую.

Вместо заключения

Результат развития будет виден при условии регулярности тренировок. Можете завести дневник и отмечать достижения раз в неделю. Сравнивайте результаты с тем, что было, а не с тем, что должно быть.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply