Устное народное творчество как средство речевого развития дошкольников

Устное народное творчество как средство речевого развития дошкольников

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение речью, так как именно через речь ребёнок познаёт мир, и именно с помощью речи у него развиваются все психические процессы; память, внимание, воображение и мышление. Необходимо позаботиться о полноценном формировании речи с раннего детства, что бы ребёнок сумел в будущем преодолеть трудности с ожидающими его сложными задачами.

Каждый родитель с нетерпением ждёт, когда его ребёнок заговорит, чтобы мама и папа смогли полноценно общаться с ним. Как разговорить ребёнка, эта проблема волнует многих родителей. С ребёнком нужно постоянно разговаривать, даже если кажется, что он ни как не реагирует на это. Говорить надо обо всём что нас окружает, всё что мы видим.

Одно из основных средств воспитания в младшем дошкольном возрасте — устное народное творчество — бесценный дар фольклора. Хотим мы этого или нет, но фольклор с самого рождения входит в нашу жизнь, в мелодичных колыбельных, потешках, сказках, пословицах и поговорках, загадках и др. А ведь у нас в руках богатейший дидактический материал, на котором мы можем воспитать ребёнка, как цельную личность, без всяких проблем с речью, памятью и мышлением, стоит только правильно воспользоваться опытом наших предков. Пусть ребёнок постоянно слышит красивую правильную речь.

Устное народное творчество – это особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. С самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности позволяет устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Фольклор это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ доступной весёлой формы развития и воспитания ребёнка.

Произведения, входящие в золотой фонд фольклористики многогранно и несет в себе огромный воспитательный смысл. Присущи народу чeрты характера, мышления отражаются и исторически сохраняются в этих произведениях. Именно через устный фольклор, малыш, подрастая и изучая свой родной язык, получает первые представления о культуре своего народа. Как ни странно, но использование фольклора в общении с ребёнком помогает сделать его более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане.

А. П. Усова, педагог – исследователь, акцентировала внимание на том, что «в устном народном творчестве заключен богатейший воспитательный материал, используя который мы вводим ребенка в более широкий мир деятельности человека, раскрываем жизнь в новых для него чертах и образах»

У каждого народа имеется много потешек, загадок, поговорок, песен, дающих возможность употреблять их, общаясь с ребенком без назиданий, морали, обучать его с помощью фольклорных форм. Все понятные и доступные для ребенка произведения устного народного творчества активно используются педагогами в играх, занятиях, потому что именно они способствуют воспитанию доброжелательности, дружелюбия к своим ровесникам. Потешки, прибаутки и песенки вызывают у ребёнка эмоциональный всплеск потребности контактировать с взрослым, повторять за ним те движения и звуки, которые он ещё не может выполнить или сказать самостоятельно. Особенно привлекают детей стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью музыкальностью. Взрослому необходимо владеть приёмами народного творчества, и общаясь с ребёнком умело вплетать их в повседневную жизнь. В любой ситуативной игре легко и к месту использовать народное творчество, например, при кормлении, умывании, одевании, укладывания спать, в процессе игровой деятельности «Баю – баю – баиньки», «Киска, киска, киска, брысь» и д. р. Приговаривая потешку, лучше всего сопровождать её действиями, каким-то образом демонстрировать её, обыгрывать. Так, всем известную потешку «Водичка-водичка, умой моё личико» уместно использовать при умывании малыша. Тем самым он легко запоминает стишок, и сам может воспроизвести его в игре с куклами и легко идет на контакт, производя гигиеническую процедуру. Потешки с произношением имени ребёнка, вызывает у него радость и желание повторить. В адаптационный период можно использовать потешки «Кто у нас хороший?», «Ладушки – ладушки!». Ребёнок вспоминает, как с ним играли мама и бабушка, начинали прислушиваться и переставали плакать. А если совместить вместе потешку и движения, может получиться замечательная игра. К таким играм можно отнести как пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи «Пальчик – мальчик где ты был?», «Сорока – белобока кашу варила», так и хороводные игры «Колпачок», «Пузырь», «Хитрая лиса», и др. Во время игр детям хочется быть главным героем (лисой, медведем, волком) вот тут – то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей «Тили – тили», «Шёл котик по лавочке» и др. Хорошо использовать метод инсценировки народных произведений, что помогает добиться предельного понимания содержания и развития речи «Курочка – рябушка». Детский фольклор учит их играть.

Также как и потешки привлекают внимание детей задорные и зазывные заклички. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребенка, окрашиваясь яркими эмоциональными красками.Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко, солнышко», «Дождик-дождик, веселей», «Огуречек, огуречек».

Фольклор влияет на духовное развитие ребёнка, на его фантазию, учит определённым нравственным нормам. Фольклор помогает пробуждению у ребёнка интерес к человеку, к окружающему миру, осознанию понятий добра и зла, любви и ненависти. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувствo симпатии, простая доступная форма изложения. Много новых слов, образных выражений ребёнок узнаёт из сказок, его речь обогащается эмоциональной поэтической лексикой. Сказки про зверей закладывают правильные представления о мире. И на жизни зверей ребёнок обучается тому как устроена жизнь людей. Все сказки чему-то учат, отношениям людей, устройству мира. А для чего в русских народных сказках так много повторений «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Теремок» и др., потому что это мощный инструмент в развитии речи ребёнка. Нам взрослым хотелось бы, что бы ребёнок имел хорошую память и мог пересказать прочитанное нами. Но после прочтения сказки малыш способен не только пересказать, но и способен заговорить стихами. А если подыграть ребёнку и разобрать сказку по ролям, то у малыша и воображение разыграется.

Важной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является развитие дикции у ребёнка. Есть дети которые имеют излишнюю торопливость в речи, а некоторые наоборот растягивают слова. И в фольклоре как раз таки люди черпали специальные упражнения, которые помогают детям исправить дикцию. Есть очень много таких стишков, которые построены в форме диалога, причём диалог идёт эмоциональным, с каким то закреплением в виде радости в конце «Ваня – Ванечка», «По кочкам – по кочкам» и др. Когда ребёнок научился произносить слова, он начинает ими играть, т. е. сложные слова повторять подряд «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», Кукушка кукушонку купила капюшон…». Скороговорки, поговорки не только вырабатывают дикцию, но и память, мышление и выразительность речи. А так же пословицы, поговорки учат народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений, их можно подобрать почти к любой ситуации. Ребёнок применяя в своей речи поговорки и пословицы может научиться понятно формулировать собственные мысли и чувства, научиться окрашивать свою речь, развивать умения творчески употреблять слова, образно описать предметы, давая им яркую характеристику.

Нельзя забывать о песнях, потому что музыкальная часть фольклора не заменима. Колыбельные песни, удивительный жанр, который помогал нашим далёким предкам, да и близким предшествующим поколениям успокаивать своих малышей, беречь их формирующуюся психику, передавать с пелёнок народную мудрость. Колыбельная кроме простой функции усыпить, успокоить ребёнка, даёт ещё много развивающей информации, чувство защиты, тепло, которое будет и мостиком к взаимоотношениям в будущем, устанавливается тесная связь между ребёнком и родителем на долгие годы. Если заглянуть в глубь веков, многие тексты содержали некое проекцирование будущего ребёнку. Для мальчиков, например, пели каким он станет богатырём, воином. Это немного кодировало ребёнка на будущие. Кроме колыбельных существуют всевозможные заклички, припевки. Некоторые стишки можно петь в хороводных играх «Карусели», «Мы, теперь пойдём…», «Каравай». Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание ребёнка. Несмотря на маленький объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый ключ воспитательных и образовательных возможностей.

Ещё одной из малых форм устного народного творчества, в которой в сжатой форме даются характерные признаки предметов и явлений, является загадка. Загадка учат детей ассоциативному мышлению.

Ведь изучение и познание родного языка – главное приобретение дошкольника и нужно сделать всё возможное для того, чтобы речь ребенка была богата и разнообразна, чтобы он понимал значение слов и мог употребить их по назначению. Большой словарный запас поможет ему в дальнейшем обучении в школе, будет способствовать эстетическому, нравственному, умственному развитию малыша. Ещё К. Д. Ушинский говорил, что «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».

Любой малыш, рождаясь, не умеет говорить, не знает языка, но уже через несколько месяцев он начинает активно понимать и реагировать на слова и интонации взрослых. Речевое развитие ребенка играет большую роль в общем развитии дошкольника. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

Умение говорить базируется на умении слышать и слушать, думать, что подготавливает детей к вычленению смысла слов. Для того, чтобы ребенок хорошо говорил и владел своим родным языком, не испытывал трудности в разговорной речи и понимании слов, воспитатель должен помочь в главной задачи – освоить язык, речь. Здесь

огромный помощник и источник в этом развитиии будет педагогу фольклор в его многообразии: загадки, потешки, считалки, колыбельные.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из результативных средств, скрывающий огромные возможности. Дошкольники легко воспринимают произведения фольклора, потому что в них есть юмор, понятный детям, дидактизм, который не навязывается, знакомые ситуации из жизни.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками таких известных педагогов, как К. Д. Ушинский, О. И. Капица, Г. С. Виноградов, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Г. Гучене, М. Ю. Новицкая, Р. П. Боша, А. Е. Шибицкая, Н. Ф. Самсонюк и другие. Все они отмечали интерес детей к произведениям устного народного творчества.

Влияние фольклора на речь дошкольников, её образность и выразительность отмечали Р. П. Боша, Н. Н. Насруллаева.

Основываясь на исследованиях педагогов, лингвистов, психологов, таких, как Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, А. В. Запорожец, О. С. Ушакова можно уверенно утверждать, что младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.

Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Фольклор действительно не заменим в воспитании и развитии детей, он развивает детскую речь, влияет на духовное развитие человека, на его фантазию приобщая ребёнка к народной культуре. С детства мы поможем ему ощутить жизнь своего народа и привьём его любовь к истории.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Перспективный план по взаимодействию с родителями «Устное народное творчество в речевом развитии детей младшего дошкольного» Сентябрь Оформление родительского уголка. Консультация «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Консультация «.

План по самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Цель: повышение своего теоретического.

Семинар-практикум для воспитателей на тему «Устное народное творчество как средство развития речи» Задачи -Освоение разговорной речи; -Расширение словарного запаса; -Воспитание звуковой культуры речи; -Формирование связной речи; — Расширить.

Опыт работы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в условиях РЦ Работая логопедом в реабилитационном центре с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста На сегодняшний день тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» очень актуальна. В то время, как развивается.

Устное народное творчество экологической направленности, как средство приобщения детей к русской народной культуре К. Д. Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к русской народной культуре, и эта любовь дает воспитанию.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply