В чем выражается субъективная сторона нарушения правил дорожного движения транспортных средств

В чем выражается субъективная сторона нарушения правил дорожного движения транспортных средств

1) Деяние выражается в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации механических транспортных средств.

а) Нарушение правил дорожного движения — отклонение лица, управляющего транспортным средством, от соблюдения правил безопасного дорожного движения (превышение скорости, нарушение правил обгона, проезд на запрещенный знак и т. д.)

б) Нарушение правил эксплуатации – неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных правил технической эксплуатации транспортного средства, заключающихся в проведении комплекса организационных, технических и иных мер, необходимых для безопасного использования этого средства в соответствии с его предназначением (перевозка пассажиров на необорудованном для этих целей грузовом транспорте, отсутствие габаритных указателей на транспортном средстве, неисправность тормозной системы и др.). Нарушение правил эксплуатации может включать нарушение правил движения.

2) Последствия — тяжкий вред здоровью хотя бы одному человеку,

3) Причинная связь.

Ответственность по ст. 264 наступает только в том случае, когда транспортное происшествие сопряжено с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, поэтому не будет ст. 264 при нарушении правил погрузки, разгрузки, нарушении правил ремонта, заправки, производства каких-либо работ — дорожных, строительных и др.

Если же лицо, управляющее транспортным средством, нарушает правила производства определенных работ, техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя и во время движения транспортного средства, его действия надлежит квалифицировать по ст. 143, 216, 269 и др.

Если причинение смерти или вреда здоровью охватывалось умыслом виновного, то содеянное подлежит рассматривать как преступление против жизни, здоровья.

Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, совершенное при управлении ею военнослужащим или иным лицом, которое в силу специального указания закона несет ответственность за преступления против военной службы, если нарушение повлекло за собой причинение смерти, тяжкого вреда здоровью человека или смерти нескольким лицам, подлежит квалификации по ст. 350.

Состав – материальный. Окончено с момента причинения тяжкого вреда человеку.

Место совершения преступления — обязательный признак — таким местом является дорога (дорога — дано в правилах дорожного движения), поэтому не применяется статья 264 если правила эксплуатации нарушены в результате управления транспортным средством вне дороги.

Субъективная сторонанеосторожность (легкомыслие или небрежность).

Субъект — специальный, с 16 лет, лицо, управляющие транспортным средством.

Человек признается управляющим транспортным средством:

· Как в процессе самодвижения транспортного средства, так и при его принудительном движении (на прицепе у другого транспортного средства), если он находится за пультом управления (рулевым управлением) этого транспортного средства.

· Не имеет значения правомерность или неправомерность управления транспортным средством.

· Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения.

· При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор.

· Если курсант (обучаемый при учебной езде) пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил указанные правила, то он подлежит ответственности по данной статье.

Если лицо, являясь пассажиром, включает зажигание автомашины, у которой была включена скорость, и автомашина, придя в движение, осуществляет наезд на человека, в результате чего наступает смерть, действия виновного надлежит квалифицировать по ст. 109, т.к. субъектом рассматриваемого преступления он не является.

Ч. 1 ст. 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Объект преступления – безопасность дорожного движения как составной части общественной безопасности.

Основной непосредственный объект – безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Дополнительный объект – здоровье человека.

Транспортным средством признаются различные автомобили (грузовые, легковые, гоночные), трамвай либо другое механическое транспортное средство. Понятие другого механического средства раскрывается в примечании к ст. 264 УК РФ путем перечисления его видов: троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы, иные механические транспортные средства. Самоходными машинами являются оборудованные самостоятельным двигателем строительные, дорожные, сельскохозяйственные и иные специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, бульдозер, комбайн, автопогрузчик). Необходимо отметить, что все они рассматриваются как транспортные средства только во время движения их по улицам и дорогам. В случае же нарушения правил эксплуатации таких самоходных машин при выполнении ими производственных работ (строительных, дорожных, полевых, погрузочно-разгрузочных и др.), повлекших причинение вреда здоровью человека, содеянное квалифицируется не по ст. 264 УК РФ, а по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо нарушение правил при производстве определенных работ.

Не являются транспортным средством мопед, велосипед, гужевая повозка.

Объективная сторонахарактеризуется: 1) деянием – действием или бездействием (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством); 2) последствием (причинение тяжкого вреда здоровью человека); 3) причинной связью между указанными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством.

Управляющим транспортным средством признается лицо, находящееся за рулем во время движения этого средства, в том числе и при буксировке другим транспортным средством.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии лицо, нарушающее Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит указанного последствия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло его предвидеть.

Умышленное причинение вреда здоровью человека с помощью транспортного средства должно квалифицироваться как преступление против личности.

Согласноч. 2 ст. 264 УК РФ ответственность наступает за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

В ч. 3 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Согласноч. 4 ст. 264 УК РФ ответственность наступает за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В ч. 5 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более.

В соответствии с ч. 6 ст. 264 УК РФ наступает повышенная ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Контрольные вопросы:

1. Назовите критерии отграничения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта от преступлений против личности и собственности.

2. В чем разница между субъектами нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств?

3. Дайте характеристику субъективной стороны транспортных преступлений.

4. Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

5. Перечислите преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта.

6. Назовите иные преступления в сфере функционирования транспорта.

Литература, рекомендуемая для изучения темы № 34

Баранов В.И., Неверов В.И., Попова В.В. Квалификация и расследование дорожно-транспортных преступлений. Саратов, 2005.

Борова И.Л., Евкин В.И., Рау А.Э., Юрьев С.С. Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов. Историко-правовой и доктринальный анализ. М., 2006.

Жигалов Н.Ю., Сирохин А.И., Тамбовцева Г.М. Уголовно-правовое и криминологическое исследование нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Иркутск, 2008.

Жулев В.И. Транспортные преступления. М., 2001.

Иваник Н.П., Свистунов К.А. Транспортные преступления. Саратов, 2002.

Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.

Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. Специальные вопросы уголовного и административного права. М., 2003.

Овчинникова О.В. Расследование преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Челябинск, 2007.

Сидорченко В.Ф. Морские катастрофы. СПб., 2006.

Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности. СПб., 2002.

Субъект преступления – это физическое вменяемое лицо, которое совершило общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом, достигшее указанного в законе возраста и способное нести за это уголовную ответственность[11].

Различают два вида субъектов преступления[12]:

— общий – это физическое вменяемое лицо, достигшее указанного в законе возраста, эти признаки обязательны для субъекта любого преступления;

— специальный субъект – кроме общих признаков, характеризуется дополнительными признаками, указанными в соответствующих статьях Уголовного кодекса.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 – летнего возраста. Основным отличительным признаком субъекта рассматриваемого преступления является характер его деятельности — управление транспортным средствами.

В ст. 264 УК РФ субъект рассматриваемого преступления определен словами: «. лицом, управляющим. », — далее идет перечень транспортных средств. Таким образом, из смысла самой статьи вытекает, что лицо должно считаться управляющим транспортным средством независимо от того, работает ли оно в автотранспортном предприятии, управляет личным автомобилем, комбайном, трактором, на законном основании или самовольно, имеет ли право на управление конкретным видом транспортного средства, лишено его или вообще не имеет.

По этому поводу имеется разъяснения Верховного Суда РСФСР, содержащиеся в Постановлении «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств» от 22.10.69г, где в частности указано, что действия лица, неправомерно завладевшего транспортным средством и допустившего нарушение правил безопасности и эксплуатации транспортных средств при управлении этим транспортным средством, если это не повлекло последствия, указанные в ст. 211 1 УК РСФСР (ст. 264 УК РФ ), подлежат квалификации по совокупности ст. 212 УК РСФСР (ст. 116 УК РФ) и ст. 211 УК РСФСР (ст. 264 УК РФ).

Правила дорожного движения и эксплуатации транспорта, в частности, п.21.2, содержит требование: «Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил». Таким образом, на лиц, не имеющих прав на управление конкретным видом транспортного средства, также возложена обязанность следовать Правилам дорожного движения, а, следовательно, участники дорожного движения, которые входят в эту категорию, также являются субъектами рассматриваемого преступления.

Законы и подзаконные акты, действующие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в РФ, не разъясняют термин – «лицо, управляющее транспортным средством». Б.А. Куринов дает следующее определение этому термину: «Лицо должно считаться управляющим транспортным средством, когда оно само ведет машину, или когда осуществляет управление параллельно с лицом, которого оно обучает вождению транспортным средством, или дает ученику-водителю указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с учеником в машине во время ее движения»[13].

Хотя действующее законодательство и содержит формулировку «лицо, управляющее транспортным средством», это вовсе не означает, что лицо должно непосредственно воздействовать на органы управления транспортного средства во время его движения. Например, водитель покинул транспортное средство, не обеспечив невозможности его самопроизвольно двигаться и причинило вред, но, пожалуй, это единственное имеющееся исключение.

В Уголовном кодексе РСФСР содержалась статья 211, предусматривающая ответственность водителя транспортного средства (в том числе, являвшего и его собственником), передавшего управление лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, старое уголовное законодательство предусматривало ответственность лица, которое непосредственно не осуществляло управление транспортным средством, т.е. предполагалась и опосредованная причинная связь между нарушением правил безопасности дорожного движения и вредным результатом. Уголовным кодексом 1996 года аналогичная норма не предусмотрена, водитель (собственник), передавший управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, если при этом был причинен указанный в ст. 264 УК РФ вред, не несет уголовной ответственности.

Действующее уголовное законодательство различает три категории субъектов преступлений, посягающих на безопасность дорожного движения и эксплуатацию транспорта:

— лица, управляющие транспортом (ст. 264 УК РФ);

— лица, выпускающие в эксплуатацию транспортные средства (ст. 266 УК РФ);

— все иные участники дорожного движения (кроме лиц, предусмотренных ст. 264 УК РФ), нарушающие нормальную и безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ).

От субъекта, охватывающегося составом, предусмотренным ст. 266 УК РФ, субъект рассматриваемой статьи, отличается тем, что на него в соответствии с действующим законодательством была возложена обязанность обеспечить техническую исправность транспортного средства. Если транспортное средство принадлежит автотранспортному предприятию, общественной, государственной или иного вида организации, то субъект ст. 266 УК РФ является лицо, на которого в соответствии с инструкциями, распоряжениями или иными нормативными актами возложена обязанность не передавать водителю для эксплуатации технически не исправных транспортные средства, т.е. не выпускать их в эксплуатацию. Если транспортное средство принадлежит гражданину на праве личной собственности, то в случае передачи им транспортного средства с техническими неисправностями другому лицу, если это повлекло указанные в законе последствия, он несет ответственность по ст. 266 УК РФ. Таким образом, отличие субъекта ст. 266 УК РФ от субъекта ст. 264 УК РФ состоит в том, что в первом случае лицо передает транспортное средство с техническими неисправностями другому лицу, а во втором субъект сам эксплуатирует технически неисправное транспортное средство. Например, если сам собственник некачественно отремонтировал принадлежащий ему автомобиль, выехал на нем из гаража, и, нарушив правила безопасности дорожного движения, совершил дорожно-транспортное происшествие, в котором погибли или ранены люди, он будет привлечен по ст. 264 УК РФ, а не по совокупности ст. 264 и ст. 266 УК РФ.

В отличии от субъекта ст. 264 УК РФ, субъект ст. 268 УК РФ не управляет никаким видом транспортного средства, охватывающегося составом ст. 264 УК, находится вне транспортного средства ( кроме пассажира ). В тоже время субъект ст. 268 УК РФ несет ответственность только в случаях нарушения тех пунктов Правил, которые специально к нему относятся.

Субъективная сторона преступления – это внутренняя сторона состава преступления, которая определяет психическую деятельность лица в момент совершения преступления.

Основным признаком субъективной стороны преступления является вина, т.е. психическое отношение субъекта к совершаемому им деянию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

Содержание вины составляют два элемента[14]:

— интеллектуальный, он включает в себя осознание лицом характера совершенного деяния и предвидение развития причинной связи между ними.

— волевой, сознательное направление умственных и физических усилий на принятие решения, достижения поставленных целей, устранения препятствий.

Мотив, цель и эмоциональное состояние – это факультативные признаки субъективной стороны преступления.

Уголовный закон исходит из того, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно-опасные действия (бездействие) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Российское законодательство считает, что умысел или неосторожность являются определенными формами психического отношения лица к совершенному им преступлению. При этом для квалификации преступления имеет значение только такое психическое отношение, которое было у виновного до или во время совершения преступления.

В уголовном праве содержится несколько видов составов преступлений, некоторые из них могут быть совершены только умышленно (ст.105 УК РФ) или по неосторожности (ст.109 УУ РФ), некоторые могут быть совершены с двумя формами вины (ст.111ч.4 УК РФ). Существуют также и группы преступлений, в которых форма и характер психического отношения лица к самому общественно-опасному деянию не совпадает с формой и характером психического отношения к наступившим вредным последствиям. К таким преступлениям, в частности, относится и преступление, предусмотренное ст.264 УК РФ. При рассмотрении субъективной стороны этого преступления разграничивать психическое отношение виновного к факту самого нарушения и к наступившим последствиям.

На мой взгляд, выяснение психического отношения виновного к нарушению Правил дорожного движения имеет важное правовое и практическое значение.

Во-первых, это установление признаков, относящихся к составу преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, что необходимо для правильной квалификации преступления; во-вторых это способствует отграничению одних преступлений от других со смежными составами; в-третьих, помогает выяснить степени общественной опасности виновного и совершенного им преступления и тем самым способствует назначению справедливой меры уголовного наказания.

Как справедливо отмечают Е.В. Болдырев, К.И. Лысков, О.А. Соя-Серко «Умышленно или неосторожно водитель нарушил правила, особенно важно выяснить тогда, когда требуется установить степень вины иных лиц, причастных к автопроисшествию (других водителей, пешеходов, пассажиров и др.). Например, может оказаться, что степень вины этих лиц незначительна по сравнению с виновной водителя, умышленно нарушившего правила. Это будет иметь важное значение при решении вопроса о целесообразности осуждения лиц, степень вины которых незначительна, и при определении размера наказания тем из них, в отношении которых вынесен обвинительный приговор»[15].

Довольно часто встречаются случаи, когда виновный сознательно, грубо нарушает правила безопасности дорожного движения. Например, водитель, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, значительно превышает скорость движения транспортного средства, при этом выезжая на полосу встречного движения. Сам факт грубого нарушения правил безопасности дорожного движения может поставить под сомнение легкомысленное отношение виновного к наступлению вредных последствий. В большинстве же случаев рассматриваемое преступление совершается как раз в результате легкомысленного отношения виновного к возможности наступления вредных последствий. Из общего количества изученных мною дел количество автотранспортных преступлений, совершенных при легкомысленном отношении виновного к наступлению преступных последствий, составило примерно 73%. В связи с этим иногда возникают трудности при отграничении преступлений с использованием автотранспорта, совершенных легкомысленно и совершенных с умыслом по отношению к вредным последствиям.

Таким образом, в первой главе мы рассмотрели общую характеристику состава преступления – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, выявили его объект и субъект, рассмотрели объективную и субъективную стороны данного преступления.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply