Этот вопрос становится особенно актуальным с началом нового учебного года: чуть ли не каждое родительское собрание заканчивается сбором денег, которые впоследствии попечительский совет передает администрации школы на оклейку кабинетов обоями, покраску полов, приобретение необходимого оборудования.
Мамы и папы, как правило, не отказывают в помощи, но нередко недоумевают: неужели школа не располагает собственными средствами, ежегодно выделяемыми из госбюджета?
Выяснить, есть ли у школ деньги, сколько их и как они расходуются, корреспонденту агентства «Минск-Новости» помогли в управлении образования, спорта и туризма администрации Заводского района. Подробный комментарий дал заместитель начальника управления по финансово-хозяйственной деятельности Андрей Шаруба.
– Андрей Иванович, Заводской район, как известно, один из старейших в городе, и капитального ремонта в нем требует чуть ли не каждое второе здание школы или детского сада. Эта статья расходов, наверное, пользуется приоритетом при распределении бюджетных средств?
– Действительно, порядка 70 % наших зданий используются более 40 лет. Срок большой, но основную часть бюджета – 95 % – мы все-таки направляем на социально значимые статьи расходов: заработную плату, налоги, питание детей, оплату коммунальных услуг. Остальные средства идут на ремонт, приобретение оборудования и так далее. В процентном соотношении вроде бы мизер, но в денежном выражении суммы получаются внушительные. К примеру, в текущем году выделенный нам бюджет составил порядка 640 млрд рублей. Из них 56 % пойдут на зарплату учителям и работникам сферы, 20 % – на соцстрахование и налоги, 9 % – на питание детей и порядка 10 % – на коммунальные услуги. На текущий ремонт учреждений образования предусмотрено более 10 млрд рублей.
– Сколько уже потратили и на что?
– Основная статья расходов – подготовка зданий к отопительному сезону. Так, дошкольным учреждениям на эти цели выделено 405 млн рублей, школам и гимназиям – 465 млн. Работы, к слову, уже выполнены; готовятся документы для подписания паспортов готовности. Следующий приоритет – энергосбережение. Например, на замену оконных блоков в детских садах выделено порядка 1.200 млн. Часть денег остается на аварийный ремонт: 535 млн и 527 млн соответственно в садах и школах. Предусмотрены также средства на ремонт санузлов, пищеблоков, установку систем пожарного оповещения, приобретение мебели, технологического и учебного оборудования, спортивного инвентаря.
– Ежегодно в начале лета или на зимних каникулах родители и учителя приводят в порядок классы: красят полы, освежают стены, обновляют потолок. А могут ли школы рассчитывать на бюджетные деньги в таких случаях?
– Каждый год директора школ и гимназий, а также заведующие детскими садами подают нам заявки с указанием всего, что им нужно. Рассматриваем все обращения, но средства направляем в те учреждения, которые испытывают наибольшую потребность. В первую очередь учитываем срок эксплуатации материальной базы. Безусловно, если в школе открывается дополнительный класс, то деньги на покупку мебели и оборудования выделяются обязательно. В детских садах при необходимости стараемся ремонтировать групповое помещение полностью. Всегда нужно подходить с точки зрения приоритетов. Если мы, например, поклеим обои, но не приведем в порядок кровлю, то в дождливую погоду она протечет и весь ремонт пойдет насмарку. Я и родителям говорю: нельзя ухватить все сразу.
– Значит, если директор подает заявку на замену окон в одном из кабинетов, гарантии того, что она будет удовлетворена, нет?
– В таких случаях на место выезжают специалисты, которые проводят обследование и составляют дефектный акт. Замену производим по статье аварийного ремонта, но, как правило, меняем не все окна, а 1–2. Все зависит от наличия средств.
– А обои действительно нужно менять каждый год или это исключительно инициатива школы? Ведь нередко в качестве аргумента в пользу ремонта учителя напоминают о проверках свыше – мол, класс должен выглядеть красиво.
– Нереальные планы школам никто не доводит. Педагог, в частности классный руководитель, должен следить за сохранностью мебели в кабинете, оборудования. На вид стен, конечно, тоже обращаем внимание, но никто не заставляет переклеивать все помещение. Просто нужно устранить недостаток, а для этого иногда достаточно подклеить обои.
– Аварийные ситуации часто случаются?
– Очень часто. Их пик приходится на начало отопительного сезона. На сегодняшний день на так называемом аварийном счету у нас осталось 12 млн рублей для детских садов и около 150 млн – для школ. Сейчас прорабатываем вопрос о добавлении денежных средств на эту статью расходов.
– То есть денег, как ни крути, все равно не хватает?
– Совершенно верно. Но повторюсь: Заводской район очень старый. Хотя новые расходы появляются постоянно: повышаются коммунальные тарифы, меняются требования санитарных и пожарных служб – все это влечет за собой определенные траты. К концу года объем текущего ремонта, как правило, увеличивается по отношению к запланированному. Стараемся экономить, например, при выборе подрядных организаций для выполнения ремонтных работ. Руководствуемся при этом законом о государственных закупках. Нередко предприятия-шефы нам оказывают помощь, в частности, по замене напольного покрытия, дверных блоков. Районная администрация тоже идет навстречу – при необходимости выделяет средства из резервного фонда на ремонт помещений.
Справочно
Распределением средств, выделяемых из городского бюджета на развитие школ и детских садов, занимаются районные управления образования, спорта и туризма.
Перепечатка материала без письменного разрешения УП «Агентство «Минск-Новости» запрещена
Постановление № 619 вступило в силу с 4 ноября 2020 года.
Изменения коснулись следующих аспектов Положения:
Дополнен перечень доходов от иной приносящей доходы деятельности, доходами по облигациям. Изложен в новой редакции п. 25 Положения в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации.
Раньше такие средства использовались исключительно для:
– развития материально-технической базы, в т.ч. на приобретение, строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию капитальных строений (зданий, сооружений) под жилые помещения в целях предоставления их работникам бюджетных организаций за плату во временное владение и пользование в соответствии с законодательством;
– осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности;
– дополнительного премирования работников, поощрения военнослужащих, оказания материальной помощи военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, обучающимся, иным лицам, определяемым на основании коллективного договора, соглашения, иного локального правового акта, принятых в соответствии с законодательством, при условии отсутствия просроченной кредиторской задолженности бюджетной организации (без учета бюджетных обязательств, зарегистрированных в установленном порядке территориальными органами государственного казначейства) по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды, оплате товаров (работ, услуг);
– иных целей в соответствии с законодательством,
Теперь внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, используются для:
– приобретение товаров (работ, услуг) для обеспечения функционирования бюджетных организаций;
– приобретения, строительства (реконструкции) жилых домов (квартир), реконструкции капитальных строений (зданий, сооружений) под жилые помещения в целях предоставления их работникам бюджетных организаций за плату во временное владение и пользование в соответствии с законодательством;
– осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности;
– оплаты труда работников, осуществляющих приносящую доходы деятельность, у которых имелись отработанные дни в режиме неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, а также дни простоя не по вине работника, осуществления текущих расходов на содержание имущества, подлежащих оплате за счет внебюджетных средств, за период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.;
– дополнительного премирования работников (действие настоящего абзаца распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 года) (абз. 6 ч. 1 п. 25).
– поощрения военнослужащих и оказания материальной помощи военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава (абз. 7 ч. 1 п. 25);
– поощрения, обучающихся за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, в образовательных и культурных мероприятиях, оказания обучающимся материальной помощи в учреждениях образования (абз. 8 ч. 1 п. 25);
– осуществления в порядке и на условиях, определяемых в соглашениях, коллективных договорах, выплат ранее работавшим в организации ветеранам, семьям умерших работников, а также на удешевление стоимости путевок в оздоровительные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием детям работников (абз. 9 ч. 1 п. 25);
– финансирования расходов по организации спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, культурных и иных мероприятий и (или) участию в них (в том числе осуществления отчислений профсоюзным организациям средств на указанные цели) (абз. 10 ч. 1 п. 25);
– иных целей в соответствии с законодательством.
При этом, направление средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации от осуществления приносящей доходы деятельности, на цели, предусмотренные в абзацах 6 – 10 ч. 1 п. 25 Положения, осуществляется при условии отсутствия просроченной кредиторской задолженности бюджетной организации (без учета бюджетных обязательств, зарегистрированных в установленном порядке территориальными органами государственного казначейства) по платежам в бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, оплате товаров (работ, услуг).
Финансирование направления использования сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации при приобретении товаров (работ, услуг) для обеспечения функционирования бюджетных организаций, может осуществляться за счет таких сумм превышения, полученных из нескольких источников доходов.
Предпринимательство ли это?
Выше мы употребили термин «предпринимательские активности». Мы это сделали, подразумевая, скорее, абстрактный смысл. По факту называть деятельность образовательных структур «предпринимательством» не вполне корректно с точки зрения буквы закона, нормы которого актуальны сегодня. Почему?
Дело в том, что в 2010 году на законодательном уровне были приняты существенные поправки в Закон №3266-11 «Об образовании», регулирующий работу государственных и муниципальных учреждений. Да, действительно, до того, как они были утверждены, госучреждения вполне могли заниматься именно «предпринимательской» деятельностью — так было сказано в предыдущей редакции закона. Однако по факту принятия поправок соответствующие активности стали назваться по-другому. А именно появилась формулировка «приносящая доход деятельность». Так что де-юре внебюджетная деятельность образовательного учреждения — это не бизнес, и нам будет полезно усвоить этот факт.
Основными актами бюджетного законодательства, регулирующими бюджетные отношения в 2018 году, являются:
— Бюджетный кодекс (БдК);
— Закон о республиканском бюджете на 2018 год <*>.
Причем данные документы регулируют не только вопросы бюджетного финансирования. Они также вмещают в себя нормы закона, касающиеся внебюджетных средств бюджетных организаций.
Рассмотрим в данном материале, как используются и куда зачисляются внебюджетные средства бюджетных организаций согласно бюджетному законодательству в 2018 году.
Средства бюджетных организаций от приносящей доходы деятельности
Бюджетные организации вправе заниматься деятельностью, приносящей им доход <*>.
В общем случае в 2018 году средства, получаемые бюджетными организациями от этой деятельности, после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей и осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, в т.ч. в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются в соответствии с законодательством <*>.
Как правило, бюджетные организации размещают средства, полученные от внебюджетной деятельности, на расчетных счетах, открытых в банках <*>.
На заметку
Свободные денежные средства, полученные от внебюджетной деятельности, бюджетные организации могут разместить в банковские вклады (депозиты). С 1 января 2018 г. в БдК введена норма о том, что порядок такого размещения устанавливается Правительством по согласованию с Нацбанком <*>.
Средства госорганов от приносящей доходы и иной деятельности
По общему правилу, средства, получаемые госорганами помимо бюджетного финансирования, в т.ч. от сдачи в аренду имущества, зачисляются в соответствующие республиканский и местные бюджеты <*>.
Вместе с тем ряд госорганов освобожден от обязанности зачислять получаемые ими средства в бюджет. Они остаются в распоряжении этих организаций и в общем случае используются ими в порядке, определенном Правительством <*>.
Приведем список этих организаций и перечень средств, остающихся в их распоряжении в 2018 году <*>:
Наименование госорганов | Вид средств, получаемых госорганами и остающихся в их распоряжении |
Департамент по материальным резервам МЧС | Средства: |
— от выпуска и заимствования матценностей мобилизационного материального резерва (если иное не установлено Президентом);
— от штрафов и пеней за нарушение законодательства по операциям с этими матценностями (в необходимых объемах)
На заметку
Безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставляемая госорганам в виде денежных средств, перечисляется соответственно в республиканский, местные бюджеты, зачисляется на счета этих органов, учитывается отдельно и используется на создание и укрепление их материально-технической базы <*>.
Средства, получаемые госорганами (организациями) и подлежащие зачислению на ЕКС
Как отмечалось выше, в общем случае бюджетные организации размещают средства, полученные от внебюджетной деятельности, на расчетных счетах, открытых в банках. Вместе с тем некоторые бюджетные организации (в т.ч. госорганы) обязаны зачислять определенные средства, полученные от внебюджетной деятельности, на единый казначейский счет (ЕКС).
Список организаций, зачисляющих денежные средства от внебюджетной деятельности на ЕКС в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, существенно дополнен и в настоящий момент включает в себя следующие госорганы и госорганизации (далее — госорганы (организации)) <*>:
Наименование госорганов (организаций) | Вид средств, получаемых госорганами (организациями), подлежащих зачислению на ЕКС |
Минобороны | Средства от сдачи вторсырья и драгметаллов |
Комитет госбезопасности | |
Следственный комитет | |
Госпогранкомитет | |
Органы внутренних дел (входящие в их систему организации) | |
Внутренние войска МВД | |
Органы принудительного взыскания | Средства в виде принудительного сбора |
Госорганы (организации), в хозведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда или госорганы (организации), заключившие договор безвозмездного пользования жилым помещением республиканского жилищного фонда, или уполномоченные ими лица от предоставления жилых помещений коммерческого использования | Плата за пользование этими жилыми помещениями |
Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента | Средства от реализации имущества, изъятого, арестованного, а также конфискованного по приговору (постановлению) суда либо обращенного в доход государства иным способом |
Инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госкомитета по стандартизации | Все получаемые средства |
Госпромнадзор | Все получаемые средства (включая плату за услуги, оказываемые при осуществлении административных процедур) |
Территориальные органы по ЧС и подразделения по ЧС | Средства от осуществления приносящей доходы деятельности и остающиеся в их распоряжении в соответствии со ст. 22 Закона о республиканском бюджете на 2018 год |
ГУ «Государственная инспекция по маломерным судам» | Средства от осуществления приносящей доходы деятельности и остающиеся в их распоряжении |
Государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник» | |
Государственное научное техническое учреждение «Центр по ядерной и радиационной безопасности» | |
Госорганы (организации) | Средства, остающиеся в их распоряжении в соответствии с НПА, принятыми (изданными) в 2018 году |
Вышеперечисленные средства не подлежат перечислению в бюджет. Они используются получившими их госорганами (организациями) в соответствии с законодательством <*>.
Средства в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи
В 2018 году средства, полученные бюджетными организациями (включая госорганы) в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи, остаются в их распоряжении и в общем случае используются в порядке, установленном Правительством <*>.
Средства, зачисляемые в бюджет в счет компенсации расходов бюджета
В 2018 году в счет компенсации расходов республиканского бюджета в доходы республиканского бюджета зачисляются средства согласно приложению 10 к Закону о республиканском бюджете на 2018 год <*>.
В счет компенсации расходов местных бюджетов в доходы соответствующих местных бюджетов зачисляются средства по приложению 11 к Закону о республиканском бюджете на 2018 год <*>.
Leave a Reply