Здоровый образ жизни у детей с зпр

Здоровый образ жизни у детей с зпр

Аннотация. Статья посвящена проблеме физического развития дошкольников с задержкой психического развития с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий. Рассмотрены эффективные приёмы в коррекционной работе с детьми.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, деятельность, развитие, дошкольный возраст.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [5].

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что при ЗПР происходит задержка не только всей совокупности психических функций, эмоциональной сферы, но и отмечается задержка физического развития ребёнка. У такой категории дошкольников наблюдается нарушение как мелкой, так и общей моторики, характерна общая скованность и замедленность выполнения движений; нередко отмечается гипер- или гиподинамия, мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса.

Одним из средств решения обозначенных проблем становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Что же такое «здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников [2].

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [5].

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников [2].

Дети с ЗПР, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. Д [3].

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование я пришла к выводу, что необходимо отойти от традиционной модели, найти новые формы образовательного процесса и изменить его содержание.

Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка, используя здоровьесберегающие технологии, стало для меня профессиональным интересом. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии: логоритмика, йога, ритмопластика, динамические паузы, суставная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, игры на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, психогимнастика.

Одним из эффективных приёмов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимодействует с движениями — логоритмика. Эти упражнения можно использовать в различных моментах образовательного процесса, это, безусловно, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, динамические паузы на занятиях, прогулках.

Подвижные игры проводятся ежедневно для всех возрастных групп, на прогулке и в групповой комнате, подвижные игры малой и средней степени подвижности.

В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике йога основное внимание уделяется статическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений в йоге естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметы. Использование знакомых образов помогает детям ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование модифицированных для дошкольников асан является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка [1].

С целью научения детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело, можно использовать упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма, т. е. проводить с детьми релаксацию. Для этого используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Проведение пальчиковой гимнастики тренирует мелкую моторику рук, стимулирует речь детей, развивает пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени, может использоваться как динамическая пауза при проведение образовательной деятельности.

Гимнастика для глаз проводится в режимных моментах в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Так же и пальчиковая гимнастика может использоваться как динамическая пауза.

Применение дыхательной гимнастики активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Психогимнастика — снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения, используется в непрерывной образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

Комплексная целенаправленная работа с детьми с ЗПР с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет скоррегировать отклонения детей в физическом развитии и составляет существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника.

1. Иванова Т. А. Йога для детей. Парциальная программа для детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство Детство-пресс»,2015.-192 с.

2. Безруких, М. М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет/ М. М. Безруких. – М. : ВЛАДОС, 2001. — 333 с.

3. Бутко, Г. А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития/ Г. А. Бутко. — М. : «Книголюб», 2006. — 144 с.

4. Мастюкова, Е. М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития/ Е. М. Мастюкова. — М. : АРКТИ, 2004. — 192 с.

5. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников/ Т. Г. Карепова. — Издательство «Учитель», 2014. — 172 с.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею — серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Л. Ф. Тихомирова, А. Э. Симановский, В. Е. Смирнов

Формирование навыков здорового образа жизни у подростков с задержкой психического развития

В статье описаны особенности процесса формирования навыков здорового образа жизни у подростков с задержкой психического развития, представлены результаты анкетирования подростков, а также приведена разработанная авторами программа работы.

Ключевые слова: подросток с задержкой психического развития, навыки здорового образа жизни, методы исследования знаний о здоровье и здоровом образе жизни, программа формирования здорового образа жизни, оценка эффективности программы.

L. F. Tikhomirova, A. E. Simanovsky, V. E. Smirnov

Formation of Skills of a Healthy Lifestyle of Teenagers with Mental Retardation

In the article features of the process of formation of skills of a healthy lifestyle of teenagers with mental retardation are described, results of questioning of teenagers are presented, and the work programme developed by the authors is provided.

Keywords: a teenager with mental retardation, skills of a healthy lifestyle, methods to research knowledge about health and a healthy lifestyle, a programme of formation of a healthy lifestyle, an assessment of the programme efficiency.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, кото -рое позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность [10].

Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан» (23.11.2011 г.) в своих положениях формулирует необходимость заботы о здоровье. При этом отмечается необходимость разработки учебных программ, направленных на борьбу с потреблением алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и

создание условий для занятий физкультурой и спортом.

Поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь, где обучаются дети с отклонениями в развитии) должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет иметь оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью, к которым относятся подростки с задержкой психического развития (ЗПР) [3], отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной, категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а, во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным ин-

© Тихомирова Л. Ф., Симановский А. Э., Смирнов В. Е., 2013

теллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К.С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и приятным.

Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса для детей с задержкой психического развития (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).

Объект исследования: процесс формирования навыков здорового образа жизни у подростков с задержкой психического развития.

Предмет исследования: содержание работы учителя в ходе внеклассных занятий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни у подростков с задержкой психического развития.

Цель исследования: разработать программу формирования навыков здорового образа жизни, способствующую усвоению знаний и создающую мотивацию к сохранению и укреплению здоровья у подростков с задержкой психического развития, оценить ее эффективность.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:

1) изучить научную литературу по данной проблеме с целью определения особенностей и составляющих процесса формирования навыков здорового образа жизни у подростков с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР); основных психолого-педагогических особенностей подростков с задержкой психического развития; раскрытия основных понятий, связанных с проблемой исследования;

2) изучить уровень сформированности навыков здорового образа жизни у подростков с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР) и детей подросткового возраста с нормальным темпом психического развития;

3) разработать программу формирования навыков здорового образа жизни у подростков с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР), ко-

торую можно использовать для проведения внеклассных мероприятий;

4) оценить эффективность программы в результате ее реализации на практике;

5) разработать методические рекомендации для школы по формированию у подростков с задержкой психического развития навыков здорового образа жизни.

Центральным понятием данного исследования является «здоровый образ жизни». На сегодняшний день нет его однозначного понимания. Одни авторы, например Ю.П. Лисицин, основой здорового образа жизни считают активность, которая может быть рассмотрена в трёх аспектах: характер активности (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, образовательная, бытовая и др.) [5]. Другие основой здорового образа жизни считают рационально организованные условия существования человека, включающие биологические, психологические и социальные факторы [2]. При таком подходе формирование здорового образа жизни может рассматриваться как формирование установки, включающей три компонента:

1) когнитивный — осознание необходимости правильно питаться, соблюдать определённый режим дня, заниматься спортом и т.п.;

2) оценочный — формирование определённого эмоционального, ценностного отношения к здоровью, факторам, способствующим и препятствующим его поддержанию;

3) поведенческий — выработка определённых поведенческих стереотипов, оцениваемых как компоненты здорового образа жизни.

При этом формирование подобной установки должно включать как некие общие компоненты, характерные для всех людей (предупреждение вредных привычек, рациональное питание), так и специальные, связанные с индивидуальными и типологическими особенностями (формирование режима дня с учетом индивидуальных биоритмов, уровень развития психических процессов, типологические особенности свойств нервной системы и темперамента). Существенно важным условием для формирования ЗОЖ является уровень развития интеллекта, так как учащиеся со сниженным интеллектом обладают целым рядом особенностей, препятствующих адекватному осознанию картины мира. При этом они обладают повышенной внушаемостью и социальной конформностью. Поэтому приобщение к здоровому образу жизни у таких детей происходит на

основе не рациональных, а эмоциональных механизмов, как эмоциональное сопереживание близким ему людям и стремление копировать их образ жизни.

Поэтому мы рассматриваем формирование навыков ЗОЖ как создание вокруг ребенка информационной «среды здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром. При этом эмоциональный компонент установки, сформированный в первую очередь, должен вести за собой формирование как когнитивного, так и поведенческого компонентов установки.

При организации здоровьесберегающей среды необходимо учитывать следующие особенности детей и подростков с нарушением интеллекта:

— сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;

— низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

— неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, его объем сниженный;

— ограниченная в объеме память, преобладание кратковременной памяти над долговременной, механической над логической;

— наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное, и особенно словесно-логическое;

— имеются легкие нарушения речевых функций;

— незрелость эмоциональной сферы и мотивации;

— несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, рас-торможенность влечений;

— отсутствие сознательной регуляции своих поступков;

— избирательно-критическое отношение к требованиям;

— наличие собственного мнения (нередко расходящегося с общепринятым);

— слабость нервной системы; неуравновешенность характера, повышенная возбудимость, смена настроения.

Учет перечисленных особенностей предполагает выполнение следующих психолого-педагогических условий:

1) цель деятельности должна соответствовать современным запросам общества — воспитание здорового человека, способного быть полноценной личностью;

2) представление материала в игровой форме, близкой для детей, особенно с задержкой психического развития;

3) широкое использование наглядности (схемы, стенгазеты, рисунки, картины);

4) учет принципа посильности (отсутствие сложных заданий);

5) учет в работе с ребенком его индивидуальных (в том числе задержанное психическое развитие) и возрастных (особенности подросткового возраста) особенностей;

6) использование приема ассоциаций (ассоциативные картинки);

7) представление материала в форме сказок, путешествий;

8) практическая работа с детьми;

9) систематическое повторение пройденного материала;

10) опора на знания детей и их жизненный опыт;

11) учет принципа самостоятельности и активности (самостоятельная работа детей, активное участие в работе);

12) учет принципа целеполагания (перед каждым этапом занятия формулировалась четкая цель);

13) формирование положительной мотивации к сохранению и укреплению здоровья; учет принципа опоры на положительное в ребенке;

14) создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ;

15) создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности;

16) наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка;

17) активная позиция ребенка в освоении знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья [1; 10].

Исследование проводилось на выборке 20 человек, 7 из которых были учащимися 5 класса VII вида СОШ № 32 г. Ярославля (10-11 лет) и 13 человек — учащимися 5 класса Ивняковской школы (нормально развивающиеся дети). На первом этапе у испытуемых был замерен уровень сфор-мированности навыков здорового образа жизни.

Замер осуществлялся с помощью анкеты, которая заполнялась учащимися, а также индивидуальной карты, заполняемой классным руководителем на каждого ребенка. Индивидуальная карта отражала следующие факторы:

— социальные условия жизни;

— отношение к занятиям оздоровительного характера;

— наличие вредных привычек;

— соблюдение правил гигиены и режима дня;

— эмоционально-психологические особенности ребенка.

Обработка полученных данных дает следующие результаты.

Наличие различных хронических заболеваний отмечено у 57,2 % детей.

57,2 % детей живут в неблагоприятных социальных условиях (родители не работают или имеют временные заработки, злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием детей и пр.).

Занятия оздоровительного характера (уроки физкультуры, ЛФК) посещают 100 % детей (под контролем классного руководителя), проявляют интерес к этим занятиям 57,2 % учащихся.

Занятия по формированию навыков здорового образа жизни не нашли отражения в учебном плане образовательного учреждения.

Наличие вредных привычек (курение) не выявлено.

Основные гигиенические нормы и правила выполняются 100 % учащихся только под контролем взрослого. Режим дня соблюдают только 42,9 % учащихся.

Разработанная нами анкета выявляла отношение учащихся к соблюдению здорового образа жизни и включала следующие параметры:

— сформированности знаний о строении организма человека;

— уровня знаний и понятий ЗОЖ;

— мотивации к ЗОЖ;

— практических умений и навыков по охране собственного здоровья.

Дополнительно был замерен уровень психоэмоционального состояния учащихся, для этого использовали модифицированную методику А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись».

Мы определили, что процент владения анатомическими знаниями у подростков с ЗПР — 48,3 %, а у подростков с нормальным темпом психического развития — 93,9 %, гигиеническими знаниями у детей с ЗПР — 57,2 %, а у детей с нормой

— 96,9 %, знаниями понятий ЗОЖ с 32,3 % в первом случае и 66,7 % — во втором, уровень осознанной мотивации к ЗОЖ — 74,1 % и 94,2 %, уровень владения практическими умениями и навыками сохранения и укрепления здоровья — 71,5% и 100%, положительное эмоциональное состояние — 57,2 и 100%. Из 13 детей с нормальным темпом развития 3 человека имеют вредную привычку — курение (23,1%).

Исходя из представленного нами сравнительного анализа результатов, можно сделать вывод, что уровень владения навыками здорового образа жизни у детей с задержкой психического развития намного ниже, чем у детей с нормальным темпом психического развития; это говорит о необходимости его повышения и тем самым подтверждает актуальность нашего исследования.

Задачами (приоритетными направлениями) программы являются следующие.

— расширять анатомические и гигиенические знания в области здорового образа жизни;

— познакомить детей с основными понятиями здорового образа жизни;

— формировать практические умения и навыки сохранения и укрепления здоровья;

— повышать мотивацию к здоровому образу жизни;

— расширять представление об окружающем мире, восполнять пробелы в знаниях;

— повторить и закрепить уже имеющиеся знания и представления, умения и навыки в вопросах, касающихся здорового образа жизни.

— развивать и корректировать внимание, восприятие;

— развивать и корректировать воображение детей в процессе выполнения творческих заданий, при знакомстве с абстрактными понятиями;

— развивать и корректировать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) и виды мышления (в первую очередь наглядно-действенное);

— развивать и корректировать речь и коммуникативные способности в процессе говорения и слушания, чтения и письма, рисования и выполнения другой практической работы.

— воспитывать бережное отношение к своему здоровью, организму;

— воспитывать уважительное отношение к другим членам коллектива;

— воспитывать аккуратность, дисциплинированность.

Целевая группа: дети 5-6 класса с интеллектуальной недостаточностью (задержкой психического развития).

Программа предполагает занятия 2 раза в неделю после уроков по 25-30 минут в течение 2-х месяцев, то есть 16 учебных часов. Некоторые занятия предусматривают самостоятельную работу дома.

При обучении детей используются фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, индивидуально-групповая формы организации учебного процесса на занятии.

В процессе обучения используются словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация) и практические (упражнение, самостоятельная работа) методы, методы стимулирования (соревнование, поощрение), контроля и оценки.

Последнее занятие предполагает творческий отчет детей перед родителями и проведение игровой программы «Веселые человечки и Добрые сердечки».

В результате обучения ребенок должен иметь знания и представления:

— о понятиях «здоровье», «гигиена», «здоровый образ жизни»;

— о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, двигательная активность, соблюдение режима дня, отсутствие вредных привычек, положительное эмоциональное состояние, закаливание, соблюдение гигиенических правил и норм);

— о причинах нарушения здоровья;

— о способах укрепления здоровья;

— о правилах гигиены;

— о понятии «физическая культура», ее значении для человека;

— об основных упражнениях, правилах правильной зарядки;

— о понятии «режим дня», его составляющих;

— о значении основных режимных моментов;

— о значении сна, питания;

— об основных системах организма (нервная, опорно-двигательная, дыхательная, сердечнососудистая, пищеварительная); значение мозга, сердца, легких, мышц, скелета, желудка, глаз, ушей, волос;

— о науке анатомии;

— о понятии «профилактика», о профилактике некоторых болезней человека (простуда, грипп, ангина);

— о правилах сохранения и укрепления здоровья;

— о вредных и полезных веществах;

— о полезных и вредных продуктах питания, их влиянии на организм человека;

— о болезнях, вызванных неправильным питанием;

— о правилах безопасного питания;

— о признаках авитаминоза;

— о понятии «закаливание», значении закаливания;

— о видах закаливания (закаливание воздухом, солнцем, водой), правилах закаливания.

В результате обучения ребенок должен уметь:

— грамотно использовать в своей речи понятия, связанные со здоровым образом жизни («здоровье», «гигиена», «режим дня»);

— определять причины нарушений здоровья;

— укреплять свое здоровье;

— соблюдать правила гигиены;

— выполнять зарядку (утренняя, дневная, вечерняя);

— составлять правильный режим дня и максимально его придерживаться;

— соблюдать основные режимные моменты;

— определять вредные и полезные вещества в природе, быту, в школе;

— определять срок годности продуктов питания;

— соблюдать правила правильного питания;

— применять правила закаливания на практике.

Тематический план предполагает 16 учебных

часов на изучение 9-ти тем и проведение заключительной конкурсной программы. Предусмотрено выполнение самостоятельной работы детьми дома. Таким образом, максимальная нагрузка составляет 20 учебных часов.

Мы апробировали программу в 6 б классе СОШ № 32. Последним этапом исследовательской работы стало повторное анкетирование детей. Результаты получились следующими: видна положительная динамика в формировании навыков и культуры здорового образа жизни у подростков с задержкой психического развития в процессе реализации разработанной нами программы «Страна здоровья». Видно, что процент владения анатомическими знаниями повысился с 48,3 % до 94,3 %, гигиеническими знаниями — с 57,2 % до 100 %, знаниями понятий ЗОЖ — с 32,3 % до 94,3%, уровень осознанной мотивации к

ЗОЖ — с 74,1 % до 85,8 %, уровень владения практическими умениями и навыками сохранения и укрепления здоровья — с 71,5 % до 100 %, положительное эмоциональное состояние при первичной диагностике определялось у 57,2 %, при вторичной диагностике — 100 %.

В результате проведенного исследования и проделанной практической работы можно сделать следующие выводы:

1. Для подростка с задержкой психического развития необходимо создание информационной здоровьесберегающей среды, которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приводят к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в навык. На основе обретаемых знаний и опыта у детей вырабатываются самостоятельные убеждения относительно сохранения своего здоровья. Все это приводит к формированию валеологиче-ской культуры как части культуры личности в целом.

2. Формирование навыков ЗОЖ — это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными, доводились до автоматизма.

3. Особенностями подростков с ЗПР, которые каждый учитель должен учитывать в процессе организации не только здоровьесберегающей среды, но и в процессе обучения и воспитания, являются следующие: сниженная работоспособность, низкий уровень познавательной активно -сти и замедленный темп переработки информации, неустойчивость внимания, память ограничена в объеме, наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое; имеются легкие нарушения речевых функций; незрелость эмоциональной сферы и мотивации; не-сформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, растормо-женность влечений; отсутствие сознательной регуляции своих поступков; избирательно-критическое отношение к требованиям; наличие

собственного мнения (нередко расходящегося с общепринятым); слабость нервной системы; неуравновешенность характера, повышенная возбудимость, смена настроения.

4. Особенностями организации процесса формирования навыков здорового образа жизни у подростков с задержкой психического развития являются следующие: цель деятельности должна соответствовать современным запросам общества — воспитание здорового человека, способного быть полноценной личностью; представление материала в игровой форме, близкой для детей, особенно с задержкой психического развития; широкое использование наглядности (схемы, стенгазеты, рисунки, картины); учет принципа по сильно сти (отсутствие сложных заданий); учет в работе с ребенком его индивидуальных (в том числе задержанное психическое развитие) и возрастных (особенности подросткового возраста) особенностей; использование приема ассоциаций (ассоциативные картинки); представление материала в форме сказок, путешествий; практическая работа с детьми; систематическое повторение пройденного материала; опора на знания детей и их жизненный опыт; учет принципа самостоятельности и активности (самостоятельная работа детей, активное участие в работе); учет принципа целеполагания (перед каждым этапом занятия формулировалась четкая цель); формирование положительной мотивации к сохранению и укреплению здоровья; учет принципа опоры на положительное в ребенке; создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ; создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности; наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка; активная позиция ребенка в освоении знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья.

5. Уровень сформированности навыков ЗОЖ у учащихся пятого класса С(К)К VII вида, определяемый исходя из выработанных нами критериев, оказался низким. Этот факт подтвердил необходимость разработки программы повышения уровня сформированности навыков здорового образа жизни у данной категории детей. С учетом полученных результатов исследования детей, принципов общей и специальной педагогики, здоровьесберегающей педагогики нами была разработана программа внеклассных занятий

«Страна здоровья» для учащихся 3-4 классов. Программа представляет собой синтез знаний об основных понятиях и факторах ЗОЖ и включает 16 взаимосвязанных занятий.

6. Исходя из представленного нами сравнительного анализа результатов обследования подростков, можно говорить об эффективности разработанной программы.

Кроме того, мы определили ряд рекомендаций учителям С(К)К VII вида по организации здо-ровьесберегающей среды. К ним относятся следующие: активное внедрение в практику своей работы игровых технологий, помогающих решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации; обязательное использование зарядки на уроке: для глаз и различных групп мышц; использование элементов театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме; использование приемов с соревнованиями; индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока.

1. Дмитриев, А. А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ 8-го вида [Текст] / А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев. — Красноярск : Изд-во КГПУУ 1999. — 345 с.

2. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] / В. Дубровский. — М. : Владос, 2003. — 512 с.

3. Зайцев, Д. В. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учебно-метод. пособие / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов, 1999. — 110 с.

4. Колбанов, В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения [Текст] / В. В. Колбанов. -СПб. : ДЕАМ, 1998. — 232 с.

5. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю. П. Лисицын. — М., 1982. — 40 с.

7. Тихомирова, Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль : Академия развития, 2007. — 192 с.

8. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей подросткового возраста [Текст] : учебно-метод. пособие / Г. В. Фадина. -Балашов : Николаев, 2004. — 68 с.

9. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни [Текст] / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 3-14.

10. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / В. Ф. Шалимов. — М. : Академия, 2003. — 160 с.

1. Dmitriyev, A. A. Problemy ukrepleniya zdorov'ya i psikhofizicheskogo razvitiya uchashchikhsya nachal'nykh klassov spetsial'nykh (korrektsionnykh) shkol 8-go vida [Tekst] / A. A. Dmitriyev, S. I. Venevtsev. — Krasnoyarsk : Izd-vo KGPU, 1999. — 345 s.

2. Dubrovskiy, V. Gigiyena fizicheskogo vospitaniya i sporta [Tekst] / V. Dubrovskiy. — M. : Vlados, 2003. -512 s.

3. Zaytsev, D. V. Osnovy korrektsionnoy pedagogiki [Tekst] : uchebno-metod. posobiye / D. V. Zaytsev, N. V. Zaytseva. — Saratov, 1999. — 110 s.

4. Kolbanov, V. V. Valeologiya: osnovnyye pon-yatiya, terminy i opredeleniya [Tekst] / V. V. Kolbanov. -SPb. : DEAM, 1998. — 232 s.

5. Lisitsyn, Yu. P. Obraz zhizni i zdorov'ye nase-leniya [Tekst] / Yu. P. Lisitsyn. — M., 1982. — 40 s.

7. Tikhomirova, L. F. Kak sformirovat' u shkol'nika zdorovyy obraz zhizni [Tekst] / L. F. Tikhomiro-va. -Yaroslavl' : Akademiya razvitiya, 2007. — 192 s.

8. Fadina, G. V. Diagnostika i korrektsiya zaderzh-ki psikhicheskogo razvitiya detey podrostkovogo vozrasta [Tekst] : uchebno-metod. posobiye / G. V. Fadina. -Balashov : Nikolayev, 2004. — 68 s.

9. Charlton, E. Osnovnyye printsipy obucheniya zdo-rovomu obrazu zhizni [Tekst] / E. Charlton // Voprosy psikhologii. — 1997. — № 2. — S. 3-14.

10. Shalimov, V. F. Klinika intellektual'nykh narush-eniy [Tekst] / V. F. Shalimov. — M. : Akademiya, 2003. -160 s.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply