Пожалуй, уже каждый школьник знает, что здоровый образ жизни основа долголетия. Прожить долгую и активную жизнь довольно непросто – множество факторов мешают достичь этой цели. Причем часто эти факторы создает для себя сам человек — недостаточная физическая активность, неправильная осанка, нерациональное питание, курение, алкоголь и другие вредные привычки приводят к быстрой утомляемости, нарушениям сна, разнообразным неприятным ощущениям в теле и, в конечном итоге – к гораздо меньшей продолжительности жизни. Ведь не только генетическая предрасположенность влияет на срок жизни, но и образ жизни, который ведет человек. Поэтому если отнестись со всей ответственностью к своему здоровью, то можно и продлить срок своей жизни, и сделать эти годы активными, радостными и гармоничными.
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурцева И. В.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ
Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь
В статье рассматривается сущность понятия «здоровый образ жизни» как категория высокого качества жизни, социального долголетия. Обосновывается значение формирования установки на здоровый образ жизни у лиц пожилого возраста. Дается характеристика основных составляющих формирования мотивации к здоровому образу жизни у пожилых людей.
В современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. В развитых странах здоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей человека и общества. В Российской Федерации происходит переоценка этой ценности. В обществе наметилась тенденция, выражающаяся в отказе человека от стереотипных подходов к собственному здоровью, поиске новых путей и средств к оздоровлению, в отказе от здоровьезатратных форм поведения, в переходе к здоровьесберегающему и здоровьесозидающему поведению в своей жизнедеятельности, в признании здорового образа жизни важной основой собственного здоровья, в признании ценности жизнеспособной личности.
О сложившемся толковании здоровья в современной науке необходимо поговорить отдельно.
Прохорова Э.М. отмечает, что различают здоровье населения и здоровье индивида: «Здоровье населения (общественное здоровье) — важный показатель и условие развития общества. О состоянии здоровья населения судят, основываясь на демографических процессах (рождаемость, смертность, младенческая смертность), уровне физического развития человека, заболеваемости. Понятие здоровья индивида не является строго детерминированным, что связано с многообразием факторов, влияющих на здоровье человека, и большим диапазоном индивидуальных колебаний основных показателей жизнедеятельности организма» [5, с. 234]. Масияу-скене О.В. понимает «под здоровьем сумму резервных мощностей основных функциональных систем организма человека» [3, с. 39]. Бутенко Н.И., Олешкевич Т.Г., Палиева Н.А. так определяют здоровый образ жизни: «Здоровый образ жизни — сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой, культурной сторон жизнедеятельности, позволяю-
* Доцент кафедры Социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент.
щий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал» [1, с. 18]. Дубровский В.И. подчеркивает, что «здоровье — основа формирования личности» [2, с. 4]. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. дают такое определение: «Здоровый образ жизни — это и физическая жизнь человека и духовная. Это его обязанность перед собой, ответственность за свою жизнь» [4, с. 3].
В настоящее время широкое признание получило определение «здоровья», предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Согласно этому определению, здоровье человека характеризуется не только отсутствием болезни или дефекта, но и состоянием полного комфорта — физического, психического и социального. Более конкретно это звучит следующим образом: «Здоровье — это такое психофизическое и духовное состояние человека, которое обеспечивает его полноценное биосоциальное функционирование, физическую и интеллектуальную работоспособность, достаточную приспособляемость к естественным воздействиям изменчивой внешней среды при отсутствии патологических отклонений в организме» [4, с. 47].
Обобщая все вышеизложенное, мы можем отметить, что существенной характеристикой отношения человека к своему здоровью является такая важная составляющая как здоровый образ жизни.
Под здоровым образом жизни мы понимаем системный набор элементов, способов и форм деятельности, направленных на укрепление здоровья и совершенствование психофизических способностей организма человека, повышение его интеллектуальной и физической работоспособности, возможностей биосоциальной адаптации и достижения долголетия.
Иначе говоря, это стиль жизни, система взглядов, убеждений, жизненных установок, реализующих потенциальные природные возможности и способности человека. Это отражение его личностных и социально-значимых потребностей, отношение к бытию, понимание смысла жизни и счастья, в основе которых лежат знания, ощущения, практический опыт, моти-вационные ориентации и культура личности.
Мы придерживаемся той точки зрения, что здоровый образ жизни нельзя приобрести раз и навсегда на каком-то этапе воспитания и развития личности. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. «Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления» [2, с. 9]. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а, значит, ему надо и постоянно учить. От качества обучения и воспитания в сфере здорового образа жизни зависит положительный результат.
Делая свой выбор между разумным и неразумным, телесными удовольствиями, связанными с дурными привычками, и здоровьем, человек практически постоянно испытывает душевное противоречие. При этом не всегда определяющим значением являются его жизненные интересы и целевые установки.
На путь пренебрежительного отношения к своему здоровью могут привести и отсутствие знаний, видения своих перспектив, своего предназначения, слабая воля, чувство временности своего бытия, изменчивость судьбы, уровень благосостояния и условия жизни, постоянные жизненные проблемы, тревога за себя и своих близких, недостаточное воспитание, чрезмерное эмоциональное восприятие различного рода личностных, общественных, политических событий и неумение управлять собой.
Существенную роль при этом, на наш взгляд, играют семейные и коллективные традиции, окружение друзей, социально-политическое и экономическое состояние общества. Однако каждый должен знать и понимать, что природа изначально заложила в человеке высокое предназначение и конкретно определенные каждому потенции развития и самосовершенствования. В какой степени и в каком направлении человек использует эти возможности, зависит от его мировоззрения, как он представляет себе мир в целом и свое место в нем, как в его сознании отражаются причинно-следственные связи, социальные и личностные факторы. От понимания сущности бытия, гармонии, единства функционирования разума, духа и тела, ценностей здоровья, накопленного опыта и знаний, а в целом уровня культуры зависит, какой путь развития, какой образ жизни определяет себе личность.
На сегодняшний день в Российской Федерации проживают около 30 млн. пенсионеров. По данным Государственного комитета РФ по статистике, к 2016 году численность пенсионеров почти в два раза превысит численность лиц, достигших 16 лет, а к 2030 году может возникнуть такая ситуация, когда на каждого работающего будут приходиться два пенсионера. В этих обстоятельствах можно с уверенностью сказать, что формирование у лиц пожилого возраста установки на здоровый образ жизни существенно повысит качество их жизни.
Формирование у лиц пожилого возраста установки на здоровый образ жизни включает в себя четыре составляющих [4]:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний у пожилых людей о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.
Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится.
2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни -так называемое «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам
здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как пожилыми людьми, так и обществом в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно.
В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.
4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Оптимальный двигательный режим в пожилом возрасте — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.
Способ достижения гармонии для пожилого человека один — систематическое выполнение физических упражнений.
Физические упражнения окажут положительное воздействие на пожилого человека, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья — это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в раз-
ных видах физических упражнений становятся нормой. Пожилой человек испытывает хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и крепкий сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, и пожилой человек остается в хорошей форме на протяжении длительного времени.
Исходя из вышеуказанного, здоровый образ жизни следует понимать как единство самосохранительного сознания и поведения. Это означает, что в этой формуле нет места иждивенческому отношению к собственному здоровью; что утверждение здорового общества есть, прерогатива гражданского общества; что каждый человек является субъектом собственного оздоровления, творцом своего здоровья, что здоровый образ жизни — это не только знание, что это, но и знание как это утверждается. Предложенная формула позволяет преодолеть как саморазрушительное, так и равнодушное отношение к своему здоровью. Она исключает ситуацию медленного, но верного разрушения собственного физического, интеллектуального и духовного здоровья по средствам курения, злоупотребления алкоголем, пристрастия к наркотикам, неправильного питания, гиподинамии и других нездоровых привычек.
1. Бутенко Н.И., Олешкевич Т.Г., Палиева Н.А. От формирования гигиенической и физической культуры к формированию здорового образа жизни // Здоровый ребенок — в здоровом социуме / Авт.-сост. И.В.Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. — М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсер-висшкола, 2009. — С. 16-20.
2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. — М.: Флинта, 2001. — 560 с.
3. Масияускене О.В. Валеология. — Ростов н/Д, 2011. — 251с.
4. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
5. Прохорова Э.М. Валеология. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 255 с.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ
© Чуклова Н.В.*, Бурзайкина М.И.Ф
Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление
* Заведующий кафедрой Физического воспитания и безопасности жизнедеятельности, к.п.н., доцент.
Leave a Reply