Чего-то ждать от себя и других людей – это в какой-то степени норма. Но ровно до тех пор, пока ожидания не превышают реальные возможности, не становятся причиной разочарований в себе и окружающих. Подобное явление не редкость и является серьезным поводом для душевных терзаний. Завышенные ожидания – это синдром, который требует внимания, в некоторых случаях помощи психолога, но это вполне преодолимое препятствие на пути к успешной и счастливой жизни.
В жизни каждого родителя может наступить период, когда он понимает, что его ребенок как-то не вписывается в некий образ того, каким должен быть ЕГО ребенок. Ведь хочется, чтобы он был аккуратным, послушным, хорошо кушал, играл на музыкальном инструменте или в футбол, учил самостоятельно уроки, красиво и чисто писал в тетрадях, всегда рассказывал о своих шалостях или совсем не шалил, любил читать, а не играть в компьютерные игры и вообще… Список можно продолжать бесконечно.
А настоящий-то, живой ребенок все как-то не соответствует. Или соответствует, но не всему. И это огорчает не меньше.
Как только родитель замечает это несоответствие, как-то быстро улетучивается радость от общения с чадом (или она вообще не приходила), потому что с самого начала стало ясно, что получил я совсем не то, чего так долго ждал.
Но самое печальное, что заметив несоответствие, часто первым, что приходит на ум родителю, есть не отказ от собственных придуманных образов, а стремление ребенка «переделать», «подогнать», или просто «не замечать», что в нем что-то «не так».
Реакция детей в таких случаях на действия и поведение родителей почти всегда одинакова – протест. Маленький человечек всеми доступными ему средствами, согласно возрасту, обязательно покажет, что он живой и реальный. Так возникает большинство проблем воспитания, конфликтов с ребенком, родительское выгорание.
-
Детей, которые плачут навзрыд, получив 4 балла по контрольной вместо 5, и не важно, что сейчас мама уверяет, что оценки не важны, и ребенок — молодец.Детей, которые почему-то постоянно болеют (болезнь – один из лучших способов ничего не делать и получить при этом внимание и заботу близких).Детей, которые даже не пробуют ничего начинать делать, так как уже давно сообразили, что все равно будут в чем-то не соответствовать вашим или чужим ожиданиям.Детей, которые пытаются изо всех сил угодить (отличники с примерным поведением, победители всех возможных конкурсов и олимпиад, всегда послушные и вежливые). Одна проблема – они так готовы вести себя с каждым и легко становятся объектами манипуляций.Детей, которые не готовы вас «услышать», даже если вы будете говорить им о действительно важных вещах, так как они знают, что вы их тоже не видите и не слышите настоящих.
Если и это не помогает — лучше займитесь вопросом собственных ожиданий по отношению к себе. Попробуйте-ка сами им соответствовать! Может тогда и к ребенку появиться больше милосердия, сострадания и любви к такому, какой есть. Ну а если такая работа привела в уныние и полный отказ что-либо делать дальше – пора обратиться за профессиональной помощью. Счастливое родительство – не миф, а реальность. И стоит приложить усилия, чтобы узнать о нем поближе.
Развиваем выдержку
Ставьте ребенка в такие ситуации, когда он должен сделать выбор, при этом чувствуя рядом вашу поддержку. Это могут быть ситуации, где он сталкивается с трудностями, переживает негативные эмоции… Умение делать выбор и осознание того, что у тебя есть выбор, вносит в жизнь ощущение контроля над ситуацией и своим поведением.
Присмотритесь к ребенку, когда он наиболее подвержен стрессу. Если вы не можете назвать его слабые стороны, возьмите за правило наблюдать за ним и его поведением каждый день.
Сами демонстрируйте выдержку. Когда отправляетесь с малышом по делам и оказываетесь в ситуации стресса (долго стоите в очереди или едете в переполненном транспорте), покажите ему, как можно проявлять терпение и терпимость (объясните заодно, что означают эти понятия). Расскажите, какими полезными делами можно заниматься в минуты ожидания. И как можно относиться к тому, что порой ситуация меняется и мы вынуждены тратить на ожидание больше времени, чем планировали.
Обучите ребенка словам, которые позволят ему проявлять эмоции. Пусть это будут не уничижительные, оскорбительные слова, которые можно услышать повсеместно. А выражения, которыми он мог бы просто определять свои чувства (а не давать оценки ситуации и окружающим – чаще всего мы учим именно этому).
Объясните отпрыску, что он всегда должен помнить о своей изначальной цели. Если он стоит с вами в огромной очереди и нервничает, расскажите, зачем вы стоите. И пусть он всегда понимает мотив своих или ваших действий. Это успокаивает и настраивает на достижение конечного результата.
Поощряйте активное взаимодействие ребенка с другими детьми. Когда дети играют, они учатся социальным ролям взрослых, многие из которых предполагают поведенческую регуляцию (роль мамы, роль учительницы). Кстати, творческие игры в семейном кругу тоже помогают развить этот навык.
Вводите в распорядок дня ребенка правила. Дети должны понимать, что все в мире, ход самой жизни подчинен определенным правилам, которые нужно уметь соблюдать. Составьте свой свод правил, повесьте на холодильник, напротив кровати, сделайте их в виде свода пиратских правил или правил поведения юных принцесс – не важно. Пусть они будут нескучными, предполагающими поощрение. И следите, чтобы они всегда выполнялись. Правила учат ответственности, дисциплине и регуляции поведения.
Хорошо, когда в жизни ребенка есть спорт. Спортивные тренировки как ничто другое учат поведенческой регуляции, стойкости духа и самоконтролю!
Недостаточно только любить детей и умиляться их капризам и чудачествам. Надо уметь направлять и следить, чтобы любимые мальчики и девочки не сбились с заданного курса.
Дария Жмурова Статья из газеты: АиФ Здоровье №18 30/04/2015
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Четыре довода «за»
Зачем вообще ребенку саморегуляция? Многие считают, что «жизнь его научит», поэтому пусть детство малыша протекает беззаботно. Однако умение себя контролировать принесет ребенку много плюсов.
Саморегуляция помогает отказаться от чего-либо соблазнительного, но вредного. Например, залезть на участок соседа и нарвать чужих яблок (в лучшем случае).
Контроль над поведением учит оставаться вежливым даже в тех случаях, когда ребенку кажется, что с ним поступают несправедливо. Например, в отношениях с учителями в школе.
Регуляция поведения позволяет сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях (например, во время контрольных), помогает управлять эмоциями, вниманием, своим поведением во время усталости, концентрироваться при решении сложных задач.
Благодаря регуляции мы умеем ждать и терпеть, подавлять вспышки гнева, выслушивать до конца точки зрения других людей. И если вы видите вокруг людей, у которых все вышеописанное не получается, – будьте уверены, что в детстве у них были проблемы с освоением азов самоконтроля.
Как перестать переживать и нервничать по любому поводу
Как быть, если беспокойство и постоянные переживания преследуют вас на каждом шагу? Откуда берется чрезмерная тревога за свое чадо? Что делать, если малейший повод заставляет нервничать, вселяет страх за здоровье и судьбу ребенка, за его развитие, его будущее?
Беспокойство и постоянная тревога – бессменные спутники моей жизни. Любимый мужчина задерживается на совещании? Воображение тут же подсовывает страшные картинки его измены. На работе начальник косо посмотрел в мою сторону – видимо, думает о том, что пора снимать меня с должности. А тревога из-за ребенка просто переходит всякие границы: за те десять минут, на которые он опаздывает со школы, я успеваю обзвонить с десяток больниц и пару отделений милиции. Как перестать переживать и постоянно беспокоиться по пустякам?
Из мухи в слона – как перестать переживать обладателю богатого воображения
Далеко не у каждого из нас любой пустячный повод способен вызвать такую бурю эмоций. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что наиболее чувствительными и эмоциональными от природы являются обладатели зрительного вектора.
Базовой эмоцией у таких людей является страх смерти. При правильном развитии в детстве и адекватной реализации во взрослом возрасте зрительные люди научаются выносить наружу свои эмоции через сопереживание и сострадание другим. Именно они заняты активной помощью тем, кто в ней больше всего нуждается – детям, старикам, тяжелобольным, инвалидам. В этом случае беспокойство возникает не о себе, а о другом человеке, о его состояниях и проблемах.
Но так бывает не всегда. В силу детских психотравм или отсутствия необходимой социальной реализации обладатель зрительного вектора может оставаться в страхах долгие годы. Тогда вся его невероятная амплитуда эмоций выливается в беспокойство и страх по любому поводу, он начинает нервничать по пустякам.
Даже будучи взрослым, такой человек может бояться спать без света, пойти в незнакомое место одному, знакомиться с людьми. Многочисленные страхи (попасть под машину, заразиться страшной болезнью и т. д.) могут перерастать в серьезные фобии и даже выливаться в панические атаки.
[2]
Чтобы перестать постоянно переживать и беспокоиться, обладателям зрительного вектора необходимо:
Досконально разобраться в устройстве своей психики, чтобы точно знать и активно применять свои врожденные свойства и таланты на благо общества.
Избавиться от всех психических травм и «якорей», которые мешают активной реализации.
Сделать это можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Вот что говорят об эффективности этого научного метода те люди, которым удалось навсегда избавиться от тревоги и панических приступов, перестать испытывать беспокойство по каждому малозначимому поводу и начать жить спокойно и радостно:
Как перестать переживать за любимого
А как быть с тем, когда беспокойство возникает не о себе, а о другом человеке? Естественно ли беспокоиться и испытывать чувство тревоги, например, из-за любимого мужчины? Получается, если я переживаю не о себе, а о другом, то я адекватно реализую свой зрительный вектор?
Это не совсем так. Если женщина испытывает постоянный страх, что с партнером что-то случится, опасается его ухода или измены, устраивает бесконечные истерики, эти состояния нельзя назвать здоровыми и адекватными. Хотя и кажется, что тревога возникла из-за любимого мужчины или женщины, на деле мы просто боимся потерять то, что очень значимо для нас самих. Что же это?
Зрительный человек осмысливает свою жизнь в любви и построении эмоциональных связей. Когда зрительный вектор реализован достаточно, его носитель обладает настоящим бесстрашием. Когда человек переполнен любовью, в нем не остается места для страха. Он щедро дарит свои чувства и сострадание, не требуя ничего взамен.
Однако, когда свойства вектора имеют недостаток в реализации, зрительник не отдает, а наоборот, бесконечно требует к себе внимания, сочувствия и любви. Чувствует постоянное беспокойство и страх утратить тот источник, что дарит ему позитивные эмоции.
Такая схема отнюдь не способствует построению здоровых отношений в паре, а совсем наоборот. Вместо глубокой эмоциональной связи возникает настоящая эмоциональная зависимость, которая не созидает, а разрушает отношения. Как перестать нервничать и разрушать те отношения, которые так вам дороги?
На тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана вы сможете досконально разобраться в том, что происходит в вашей душе и в душе вашего партнера. Множество людей оставили отзывы о том, как им удалось оздоровить и вдохнуть новую жизнь в отношения, которые уже казались безнадежными:
Как перестать нервничать из-за ребенка
А откуда берется чрезмерная тревога за свое чадо? Что делать, если малейший повод заставляет нервничать, вселяет страх за здоровье и судьбу ребенка, за его развитие, его будущее?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что обладатели анального вектора осмысливают свою жизнь в семье и детях, для них это главенствующие ценности. Забота и переживания из-за своего ребенка не редкость для такого человека.
Однако порой ситуация выходит за рамки разумного. Наиболее ярко это выражено у обладателей анально-зрительной связки векторов, когда свойства зрительного вектора не реализованы и человек находится в постоянных страхах. В такой ситуации он начинает нервничать и беспокоиться за ребенка по сущим пустякам.
Едва ребенок чихнул, это воспринимается как предвестник тяжелой болезни. Пятиминутное опоздание со школы ввергает родителя в панику. Забота и опека, свойственные обладателям анального вектора, превращаются в гиперопеку и постоянный контроль за жизнью ребенка. Понятно, что это не способствует ни нормальному развитию самого чада, ни установлению хороших, доверительных отношений детей с родителями.
Как перестать бояться, начать жить спокойно самому и избавить ребенка от своих бесконечных переживаний?
Тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана помог уже огромному числу людей наладить отношения со своими детьми. Вы сможете осознать и полностью избавиться от всех причин, которые мешают вам наслаждаться радостью материнства или отцовства, в том числе и перестать постоянно переживать за дитя:
Независимо от того, какой именно повод заставляет вас постоянно нервничать и беспокоиться – вы сможете начать жить более осознанной и радостной жизнью уже на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.
Программируй успех
В день ЕГЭ сядьте на минутку вместе со школьником и вспомните хотя бы три ситуации, когда он сдал какую-то контрольную, вышел к доске и хорошо ответил, получил пятёрку. Три ситуации, когда у него были абсолютно успешные результаты. Попросите его вспомнить их во всех деталях. Например, когда он стоял у доски и видел восхищённый взгляд учителя и учеников, — советы тренера по нейро-лингвистическому программированию Егора Булыгина только на первый взгляд кажутся странными. Но по его словам, именно они позволяют успешно сдать любой экзамен на отлично.
Нужно вспомнить, как ему попался тот самый билет, который он знает. Пусть воссоздаст в памяти то ощущение уверенности, когда мимо проходит учитель, а он чувствует себя абсолютно спокойно, потому что он — хозяин ситуации, — говорит Булыгин.
По его словам, никаких специальных фраз говорить не нужно.
Когда человек вспоминает ситуации в деталях, когда он может покрутить внутри воспоминания и увидеть что там было, то в этот момент он погружается в данное положительное и уверенное состояние. Именно оно и нужно подростку перед экзаменом, чтобы получить доступ к той информации, которая у него уже есть в голове, чтобы не переволноваться и не забыть. Фактически этот приём НЛП — классический и основной среди всех подобных методик, — говорит он. — Если всё это делать формально, то не факт, что сработает. А если родитель сам верит в это и с искренним интересом просит ребёнка не просто вспомнить, а рассказать об этом, тогда вероятность того, что сработает, будет намного больше.
Но что же такое сработает? — спрашиваем мы специалиста по НЛП.
Если мы меряем по результату сданного экзамена, то опять-таки тут зависит не только от состояния, тут ещё зависит и от знаний, и от внешних условий, в которых проходили экзамены. Но я могу сказать такую вещь: это технология погружения в нужное состояние, это классическая техника терапии.
Аналогичную терапию применяли для восстановления американских солдат, вернувшихся с вьетнамской войны. Их откачивали от ужасных образов подобным методом.
Я думаю, что такую тренировку хорошо провести для ребёнка за несколько дней до экзамена, — советует Булыгин.
Как успокоиться перед экзаменами или другими важными событиями?
Совсем успокаиваться не надо — легко волнение перед экзаменом помогает. Если же вы напьетесь успокоительных таблеток так, что больше ничего вас волновать не будет, есть высокая вероятность, что и на экзамене вы будете так же спокойны и тупы. Легкое волнение мобилизует и настраивает на хорошую умственную работу.
Самый простой рецепт — он же самый действенный: нужно просто заняться делом. Если до экзамена у вас остался час — используйте его максимально. Будете ходить без дела — начнете волноваться. Перепишете в этот час основные нужные формулировки — волноваться будете меньше. Не важно, сколько вы за это время выучите — но вы хотя бы учили, вы использовали имеющееся время наилучшим образом, ваша совесть будет спокойна.
Кстати, не забудьте выспаться: быть в хорошей физической форме с ясной головой важнее, чем еще раз прочитать то, что вы уже кажется читали…
Если вы волнуетесь перед ситуацией в связи с тем, что вас пугает неизвестность: как там? что там?, то поиграйте в этот экзамен или собеседование с кем-то из ваших друзей или близких, побывав в игровой роли и студента, и преподавателя. Это помогает. Если у вас хорошее воображение, займите его картинками успеха: нарисуйте в своем воображении, как все идет удачно, и пусть особенно красочной будет итоговая картинка вашего победного финала. Вы довольны, вы счастливы, все получилось, ура!
Если вдруг рядом с картинкой удачи сильно всплывают картинки неуспеха, провала, неприятности, и отвязаться от этих мыслей не удается, используйте великий принцип: «Не можешь справиться — возглавь». Не бегите от картинки неуспеха, а разберитесь с этой ситуацией — правда ли она так страшна? Задайте себе этот вопрос всерьез…Вот, не сдам экзамен, вот, я опоздаю, вот мы не встретимся — вы уверены, что это всерьез достойно звания «Ужаса»? Дети бояться любят, а вы войдите в состояние взрослого человека и скажите себе спокойно: даже в случае самого неприятного исхода все самое главное в жизни останется с вами. Это не конец света. Все останутся живы.
Худшее, что случится с вами в случае не сданного экзамена — это то, что вы придете домой и выпьете кофе с булочкой. У вас есть дом и у вас будет кофе. Пожалуйста, цените это и не устраивайте спектаклей, как будто вас лишают жизни. Учитесь различать жизненно важные вещи — и вещи преходящие. Мудрый человек, в отличие от человека-ребенка, знаком с настоящими потерями, и ими, как эталоном, умеет определять настоящую величину происшедшего.
Если начинаете вдруг паниковать (всяко бывает!), вам в помощь по крайней мере три ключа: сказать себе «Стоп!», успокоить дыхание и выпить стакан воды. Стакан воды полезен для сосудов мозга и отвлекает, основную же работу выполнит сосредоточение на своем дыхании: глубокий вдох — медленный выдох, глубокий вдох — медленный выдох… Столько, сколько нужно. Помогает всегда, когда вы начинаете волноваться: дыхание с медленным выдохом успокаивает. А слово «Стоп!», сказанная как команда, даже лучше вслух — отрезвляет вас от паники и возвращает вам владение собой. Все будет — хорошо.
Еще важное обстоятельство: иногда трудно успокоиться потому, что вы сами себя заводите, по крайней мере сами длите проблемную ситуацию. Если вы начали с кем-то ругаться и «заводитесь», у вас не всегда хватит умения вовремя успокоить. А вот поменять тему разговора — проще. И выйти из комнаты под каким-либо предлогом (или даже просто выйти) — гораздо проще и эффективнее. На нас влияет состояние окружающих нас людей — спокойные люди нас успокаивают, взбудораженные — будоражат. Если хотите успокоиться, вы можете просто сменить собеседника на более вам подходящего. Другой прекрасный способ — начинайте сами вразумлять и успокаивать того, кто волнуется рядом с вами. Не очевидно, что ваши слова будут для него максимально убедительными, а вот на вас они воздействуют определенно хорошо. Сами успокоитесь.
Если взбудоражено все тело, помогут две вещи: либо энергичная физическая нагрузка, либо, напротив, лечь и расслабиться (если умеете расслабляться). Сидеть и переживать — глупо. Или идите гулять на улицу, либо лягте и расслабьтесь.
В целом помните: чем быстро ляжете спать — тем лучше. Утро вечера мудренее, утром вы встанете свежими и займетесь новыми делами, оставив все старое позади. Когда все трудное и плохое уходит, остается только хорошее.
Все будет — хорошо!
Перспективы: если со временем вы научитесь быстрому расслаблению, освоите аутотренинг, вы всегда будете спокойны в любой нужной вам ситуации. Полезный навык!
Жизнь постоянно ставит человека в ситуации, когда ему приходится сдавать экзамены. Чаще всего это случается в юном и молодом возрасте. Но и позже каждому приходится доказывать свою социальную, интеллектуальную и профессиональную состоятельность. Поэтому состояние экзаменационного стресса сопровождает многих людей на протяжении всех периодов жизни. Если в предэкзаменационный период не взять свои страхи под контроль, то можно сильно подорвать здоровье.
Чем опасен предэкзаменационный страх? Во все времена существовали и существуют люди, которые успешно справлялись со стрессом на экзамене. И неважно, была ли это контрольная в школе, зачет в институте, экзамен в автошколе на получение прав или первое собеседование молодого специалиста с работодателем. Но таких уверенных в себе, психологически стойких и умеющих ко всему относиться спокойно людей совсем немного.
Подавляющее большинство испытывает настоящий стресс, сопровождающийся бессонницей, повышенной возбудимостью, нервозностью, паническими настроениями и страхами. Медицинские исследования в предэкзаменационный период фиксируют у студентов и школьников стойкие нарушения в работе психики и сердечнососудистой системы. Непосредственно в день экзамена у большинства экзаменующихся отмечается учащенный пульс – до 130 ударов в минуту, повышение артериального давления – до 170-180 мм рт.ст., нарушение баланса вегетативной системы, неконтролируемая мышечная дрожь. Исследователи в один голос говорят о том, что подобное состояние может стать фоном для развития впоследствии онкологических и многих других тяжелых заболеваний. А в период экзаменов это мощный удар по физическому и психическому здоровью человека. Причины волнения перед экзаменом.
Чтобы понять, как успокоиться перед экзаменом, унять страх и волнение, нужно осознать причины, которые ввергают человека в это состояние.
Многие школьники и особенно студенты начинают штудировать предмет лишь незадолго до экзамена. Поэтому страх не сдать его, оправдан – сами экзаменующиеся очень часто понимают, что их знаний явно не достаточно. На этом фоне появляется еще один страх – вытащить «не тот» билет или получить «не ту» тему. Ситуация усугубляется, если отношения с экзаменатором не слишком дружественные. Рождается опасение, что тот не будет объективным и занизит оценку.
Предэкзаменационный стресс усиливается при наличии психологических проблем или несбалансированной нервной системы, когда человек не может остановиться в своем страхе и по мере приближения ответственного дня все более «накручивает» себя.
В немалой степени этому способствует окружение: друзья и подруги, которые тоже боятся экзамена; родители, которые даже мысли не допускают о том, что ребенок может не справиться с экзаменом, и он боится их разочаровать. Нагнетающие обстановку разговоры о будущем, о том, как многое зависит от этого экзамена; нарушенный режим дня, когда готовясь к экзамену, человек не расстается с книгой с раннего утра до позднего вечера, порой забыв поесть и отдохнуть – все это негативно действует на психику и усиливает волнение.
Прежде всего, нужно понять, что вся жизнь – экзамен! Она будет экзаменовать вас на каждом шагу и чтобы наилучшим образом выдерживать каждый большой или маленький экзамен, нужно быть собранным, спокойным и быть над ситуацией, не позволяя ей увлекать вас в пучины страха.
Волнения и страхи перед экзаменом могут носить как контролируемый, так и тяжело поддающийся контролю характер. Первые присущи людям, которые хорошо изучали и знают предмет. Их волнение обычно значительно падает, когда они видят тему экзаменационной работы и приступают к ее выполнению. Иначе обстоит дело с людьми, слабо знающими предмет. Даже начав выполнять задание, они до последнего сомневаются в том, что выполняют его правильно. Поэтому первое условие, которое поможет успокоится перед экзаменом – хорошее знание материала, то есть, ответственное отношение к учебе на протяжении всего года.
Остальные рекомендации лежат в области психологии. Родители должны с детства объяснить ребенку, что экзамен – это проверки его состоятельности на каждый период жизни. Но понятие «состоятельности» включает в себя не только и не столько непременную сдачу экзамена, но и готовность спокойно принять любой исход дела. Просто нужно иметь ввиду, что повторно сдавать экзамены всегда сложнее.
Успокоиться перед экзаменом поможет осознание того, что полученная по его итогам оценка не определяет главного – человеческой ценности, а всего лишь отражает уровень знаний на данный период времени. Оценка, полученная на экзамене, будет означать, сделает ли человек следующий шаг в своей жизни сейчас, или – чуть позже.
Если о психологическом настрое на правильное восприятие предэкзаменационной ситуации не позаботиться заранее, то накануне обязательно проявятся все признаки страха. И проще с ними бороться активными действиями. В день экзамена сделайте непродолжительную, но мощную утреннюю гимнастику. Растяните все мышцы, поделайте наклоны и приседания – заставьте кровь энергичнее циркулировать по вашим жилам! Она принесет больше кислорода мозгу и заставит его лучше работать. Следите за дыханием. Помните, что сейчас вам нужно много кислорода. Дышите глубоко и спокойно.
Не нужно идти на экзамен задолго до его начала – постарайтесь максимально отодвинуть время встречи с теми, кто не только боится экзамена, но и заражает своим страхом всех окружающих. Если есть возможность, постарайтесь в этот день перед экзаменом вообще не контактировать с «паникерами». Лучше поговорите с теми немногими, кто уверен в себе и пришел на экзамен в позитиве. Такие люди есть в любом коллективе. Берите с них пример!
Будьте предельно честны с собой. Ведь вы, как никто другой, способны оценить уровень своих знаний. Вы все знаете на отлично? Так о чем же волноваться! Вы не знаете вообще ничего? Так зачем же трепать себе нервы! Спокойно идите наудачу. Ваше спокойствие и способность сосредоточиться могут сослужить вам отличную службу, и вы вытяните из глубины своей памяти то, о чем когда-то лишь мельком услышали на лекции.
Чего не стоит делать перед экзаменами?
В последнее время в период подготовки к экзаменам увеличилось количество людей, применяющих ноотропные препараты с целью повышения активности головного мозга. Но у ноотропов есть и обратная сторона – неправильное или продолжительное употребление вызывает мозговую гиперстимуляцию, которая проявляется в виде повышенной возбудимости, бессонницы, раздражительности, головной боли.
Нежелательно перед экзаменами увлекаться и седативными средствами. С одной стороны они действуют успокаивающе и снимают предэкзаменационный страх, но с другой – затормаживают работу головного мозга, что заметно ухудшает внимательность и способность к сосредоточению.
Не нарушайте режима дня, – только полноценное и своевременное питание и сон будут способствовать лучшей работе мозга. Не проводите за учебниками все время, не забывайте об отдыхе.
Негативные мысли недопустимы. Лучше займите свою голову подготовкой к предмету, чем воображением «ужасов» от последствий несданного экзамена.
Leave a Reply