Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и в тоже время индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих специалистов в области спорта, является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития.
Кстати, можно с уверенностью сказать, что баскетбол, наверное, является единственным из самых популярных видов спорта, дата и место возникновения которого точно известны. Об истории создания этой популярной игры написано немало. За довольно короткое время баскетбол прошел стадию становления и последующее бурное развитие. В течение нескольких десятилетий эта игра завоевала сердца многих поклонников на всех континентах планеты, что само по себе являет необъяснимый феномен.
Игра заключается в том, что игроки двух команд, передвигаются по площадке с мячом или без него и, преодолевая сопротивление соперника, стараются забросить мяч в корзину противника, одновременно не давая возможности завладеть им мячом и бросить его в свою корзину. Победителем считается та команда, которая после истечения игрового времени забросила наибольшее количество мячей в корзину противника.
Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания .
Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.
В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования .
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.
Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах .
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте .
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы — воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников .
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры .
В системе физического воспитания баскетбол приобрел такую популярность из-за экономической доступности игры, высокой эмоциональности, большого зрелищного эффекта и самое главное, что эта игра благоприятно воздействовала на организм человека.
Основу баскетбола составляют простые естественные движения – прыжки, бег, передачи и броски. Такие приемы легко заучиваются как взрослыми, так и детьми. Поэтому баскетбол был включен в программу системы обучения и физического воспитания детей, которое начинается с детских садов.
Во время игры каждый игрок стремится превзойти своего соперника быстротой своих действий, которые направлены на достижение победы. Игра приучает игроков максимально мобилизировать свои силы и возможности, преодолевать трудности, возникающие во время игры, действовать с максимальным напряжением физических и моральных сил. Все эти факторы способствуют воспитанию у молодых людей решительности, настойчивости и целеустремленности.
В ходе игры постоянно чередуются движения и действия, которые постоянно изменяются по интенсивности и продолжительности и в конечном результате они оказывают комплексное воздействие на организм спортсмена. Баскетбол способствует развитию многих физических качеств, формированию двигательных навыков, а также укрепляет внутренние органы.
Обстановка во время игры постоянно изменяется и все время создаются новые игровые ситуации. Такие условия заставляют игроков постоянно наблюдать за ходом игры, развивают у них способности мгновенно оценивать позицию, действовать быстро, находчиво и инициативно в любых ситуациях. Наблюдая за процессом игры, игроки развивают у себя способности к концентрации внимания, временной и пространственной ориентации.
Непрерывное изменение игровой обстановки, удача или поражение вызывают у игроков проявление различных чувств и переживаний, которые влияют на их деятельность. Высокий уровень эмоций постоянно поддерживают активность и интерес к игре. Обладая такими особенностями, баскетбол создает ряд благоприятных условий для воспитания у спортсменов умение управлять своими эмоциями, не терять способности контроля над своими действиями.
Во время игры каждый игрок, учитывая изменение игровой обстановки, самостоятельно определяет, какие действия необходимо выполнить, а также принять решение, когда и как действовать. Такие действия способствуют воспитанию в игроков творческой инициативы. Также следует помнить о том, что в отличие от всех командных видов спорта баскетбол дает возможность показать индивидуальные способности каждого игрока, а также иногда дает возможность в одиночку решить исход игры.
Правилами игры предусмотрено также этику поведения спортсменов по отношению к своим противникам и судьям. Для регулирования взаимоотношений на игровой площадке между участниками существуют персональные и технические наказания. Такая особенность создает условия для воспитания дружбы и товарищества и вырабатывает у спортсменов привычку подчинить свои действия интересам команды.
Баскетбол, как игра, получил широкое распространение и развитие и кажется, что нет такого уголка на планете, где бы не играли в баскетбол. Интерес к этой игре постоянно возрастает, усиливается конкуренция на международной арене. Такая обстановка заставляет совершенствовать методики тренировок, учитывая тенденции развития баскетбола.
Голомазов Р.С., Касымов С.В., Луничкин В.Г., Мозола Р.С. проводили наиболее фундаментальные исследования, которые в какой-то мере касались вышеуказанных аспектов.
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство в формировании ЗОЖ и оздоровления детей и подростков. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол включен в общеобразовательные программы средних школ.
Просто выполнять физические упражнения и их комплексы продолжительное время подросткам уже не всегда интересно. Поэтому включаю отдельные элементы баскетбола в ход урока и непосредственно игру. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования важных двигательных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья Примерно до 40% от общего времени игры в баскетбол приходится на максимальную активность игроков. В среднем за один матч во время занятий баскетболом участник преодолевает около 7 километров и совершает около 20 скоростных рывков, а также выполняет большое количество прыжков до130 раз с максимальным усилием при условии активной силовой борьбы.
Для баскетболиста необходимы выносливость, прыгучесть, ловкость, быстрота реакции. В баскетболе присутствуют все виды движения (бег, прыжки, многоскоки). Двигательная активность — это компонент ЗОЖ! Замечательно восполняется режим двигательной активности. В игре развиваются практически все физические способности: силовые, координационные, скоростно-силовые, выносливость.
Таким образом, практическое применение баскетбола и его элементов, а также теоретическое разъяснение учащимся о пользе занятий приводит к тому, что обучающиеся с интересом втягиваются в баскетбол. Предпочтение отдают тренировкам. Баскетбол восполняет режим двигательной активности. Баскетбол приводит к отказу от вредных привычек и полезному время провождению. Баскетбол повышает уровень физической подготовленности. Баскетбол воспитывает нравственные качества.
Список литературы
1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе Автореф.дис…..канд.пед.наук.-Омск, 2014-21с.
2. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры Ташкент : 2 Ибн. Син.2013.-90с.
3. Баскетбол. Броски по кольцу : Мастера советуют.//Физкультура в школе – 2012 . — №7 -с.15-17.
4. Баскетбол : Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 2014.-350с.
5. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. — М.:Физкультура и Спорт,2015-480с.
6. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-2015.-№6,7- с.17-18.
7. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол — Минск: Полынья , 2016. — 111с.
8. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. — М.: Просвещение,2016.-111с.
9. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/.Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Киев, 2014.-24с.
10.Воронова Елена Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры — Ростов на Дону: Феникс, 2014.
11.Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни — М.: Академия, 2013.
12.Морозов Михаил Основы здорового образа жизни — М.: ВЕГА, 2014.
13Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / Под ред. Виленского М.Я. — М.: Кнорус, 2013.
14.Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П. Кобякова. — Ростов: Феникс, 2014.
РОЛЬ БАСКЕТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
статья
Физическая культура является значительным фактором в обучении любого специалиста информационных структур потому, что их обучение связано с огромным влиянием на внимание, зрение, активное использование интеллектуальной деятельности и сравнительно небольшой подвижностью.
В таких ситуациях физические упражнения снижают утомляемость нервной системы и человека в целом, стимулируют работоспособность, и стимулируют закалку иммунитета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_basketbola_v_fizicheskom_vospitanii_studentov.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ БАСКЕТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Физическая культура является значительным фактором в обучении любого специалиста информационных структур потому, что их обучение связано с огромным влиянием на внимание, зрение, активное использование интеллектуальной деятельности и сравнительно небольшой подвижностью.
В таких ситуациях физические упражнения снижают утомляемость нервной системы и человека в целом, стимулируют работоспособность, и стимулируют закалку иммунитета.
Физические нагрузки стимулируют передачу нервных импульсов от мышц и суставов, активизируя центральную нервную систему и переводя её в состояние повышенной активности. Следовательно стимулируется работа организма, способствуя повышению способности к восприятию информации.
Также большая часть упражнений является профилактикой хронических заболеваний и предупреждению проблем с опорно-двигательного аппарата.
В современном обществе произошли существенные изменения, связанные c использованием компьютера, увеличилось количество профессий, связанных с операторским трудом, требующих от человека быстро ориентироваться и переключатся от одних действий к другим, большого внимания, умения выполнять сложные и точные движения.
Для того чтобы стать профессионалом и овладеть сложнейшей бытовой техникой студенту необходимо развивать координационные способности для умения точно управлять двигательными действиями, зачастую в условиях дефицита времени, сохранения статической устойчивости и работоспособности. Наряду с этим, во многих современных профессиях требуется проявление таких качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, а так же концентрация и распределение внимания, оперативная память и мышление, скорость приема и переработки информации, развитие волевых качеств. Не зря многие рассматривают спортивную игру, как модель современной жизни, пользующиеся такой большой популярностью у молодежи и взрослых.
Физическая активность играет важную роль в становлении крепкого физического здоровья, формировании различных двигательных способностей, а также способствует укреплению общего эмоционального фона, даёт психологическую разрядку и просто приносит удовольствие. Студентам высших учебных заведений просто необходима физическая активность: постоянные умственные перегрузки, многочасовое сидение за книгами, кропотливая работа над контрольными и курсовыми работами, нехватка сна, — всё это приводит к эмоциональной неустойчивости, срывам и истерикам, нежеланию что-либо делать дальше. И здесь на помощь приходит физкультура и спорт. Большинство студентов ВУЗов предпочитают активные виды спорта такие как, футбол, волейбол, пляжный волейбол, баскетбол, коньки. Девушки большее предпочтение отдают фитнесу, спортивным танцам и плаванью. Юноши — футболу, баскетболу, походам в тренажёрный зал [1].
Баскетбол, именно тот вид спорта, который развивает у человека множество различных двигательных способностей.
В процессе игры в баскетбол, развиваются двигательные (физические) способности:
· скоростно-силовые (рывки, прыжки с мячом и без мяча, броски и передачи и т. д.);
· выносливость (длительное выполнение упражнений с мячом и без мяча с разной, часто с высокой скоростью).
А так же всевозможные сочетания двигательных способностей:
· силовая и скоростная выносливость.
Система физических упражнений, основанных на баскетболе, также оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов в организме студента. Они улучшают восприятие, внимание, память, развивают воображение и мышление, что является основой для качественного восприятия и соблюдения правил, и условий как самих упражнений, так и игры, согласование действий как индивидуального игрока, так и всех команды в целом.
Баскетбол изначально был задуман в качестве игры для студентов, которым попросту надоело в зимнее время года заниматься исключительно гимнастикой, которая повсеместно была распространена в спортивных клубах, школах, ВУЗах США XIX века.
Баскетбол в нашем современном понимании характеризуется высоким уровнем двигательной активности и большими физическими нагрузками. Он сочетает в себе ходьбу, бег, остановки, повороты, прыжки, ловлю, броски и ведение мяча в окружении множества соперников. Баскетбол сегодня — это не только игра, вид спорта, но и особая система упражнений, позволяющая выработать определённый пласт физических навыков у человека.
Для студентов ВУЗов баскетбол является не только увлекательной атлетической игрой, включенной в учебную программу института, но и эффективным средством физического воспитания.
Баскетбол как особо подвижная игра с максимальным уровнем физической нагрузки решает задачи по укреплению здоровья студентов, развитию ловкости и координации, быстроты реакции, а также закаливанию их характера, воспитанию духа коллективизма и соперничества, ответственности [2].
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах. Подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). Особенностью спортивной игры баскетбол является мгновенная смена ситуаций, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.
Развитие двигательных способностей или навыков — это долгий, сложный и кропотливый процесс, позволяющий довести выполнение некоторых простых актов до автоматизма. Посредством игры в баскетбол студенты развивают такие навыки как ведение мяча, точная передача мяча товарищу по команде, обход соперника, попадание в кольцо с трёх зон (штрафной, двух-, трёх- очковой), которые оцениваются разным количеством очков. Однако чтобы эти навыки были предельно точны и эффективны во время игры, студентом необходимо иметь хотя бы базовый уровень физической подготовки.
Основная задача физической подготовки — это постоянное повышение функциональных возможностей, которые обеспечивают рост специальной работоспособности занимающихся, а также достижение оптимальных спортивных результатов. Именно физическая подготовка способствует развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости.
Не менее важной особенностью физической подготовки являются затруднения в отделении её от остальных видов подготовки, в частности от овладения специальными двигательными навыками. Поскольку сила, выносливость, быстрота не проявляется сами по себе, следовательно, их существование возможно только в рамках активных действий. Таким образом, ядро любого двигательного навыка составляют физические качества. И эффективность этих движений зависит не только от правильности их выполнения, но и от степени проявления физических качеств. Поэтому физическая подготовка непосредственно связана с овладением техникой и тактикой игры и призвана обеспечить их оптимальное достижение.
Для студентов, желающих овладеть навыками игры в баскетбол, разработаны общие и специальные методики физической подготовки.
Общая физическая подготовка представляет собой комплекс упражнений, необходимых для развития физических качеств базового характера или разносторонней физической подготовленности и нацеленные на переход к предстоящей более сложной специальной физической подготовке.
Общая физическая подготовка включает в себя, прежде всего:
· разностороннее физическое развитие занимающихся;
· повышение функциональных возможностей;
· приобретение спортивной работоспособности;
· развитие основных физических качеств и т. д.
Специальная физическая подготовка — это подготовка, направленная на непосредственное овладение навыками игры (ведением мяча, передачей пассов, забрасыванием мяча в корзину и т. д.).
Более того физическая подготовка располагает спектром средств, необходимых для достижения оптимального результата. В частности, это:
· силовые и скоростно-силовые упражнения общего и специального воздействия для развития силы мышц ног, рук и туловища;
· упражнения общего и специального воздействия для развития выносливости (скоростной и скоростно-силовой);
· упражнения общего и специального воздействия для развития быстроты и скорости передвижения (быстрота является ключевым элементом в баскетболе, а также является одним из важнейших качеств баскетболиста;
· упражнения общего и специального воздействия для развития ловкости (ловкость — это совершенная координация, подконтрольность действий в соответствии с изменяющейся обстановкой игры;
· упражнения общего и специального воздействия для развития гибкости (чем больше амплитуда движений отдельного игрока, тем эффективней игра всей команды).
Таким образом, невозможно развить двигательные способности без соответствующей физической подготовки, которая является сердцевиной физических навыков.
Для студентов ВУЗов физическая активность является непросто способом поддержать форму, но и средством эмоциональной разгрузки, и зарядом энергии.
Игра в баскетбол поистине является таким средством. Более того баскетбол развивает у студентов целый комплекс полезных двигательных способностей, таких как быстрая передача мяча, обход соперника, попадание мячом в корзину и т. д. Также физические упражнения, основанные на данной игре способствуют поддержанию и улучшению физической формы студентов, положительно влияют на их здоровье.
Leave a Reply