Что такое выразительные средства устной речи

Что такое выразительные средства устной речи

Хорошая дикция – необходимое качество человека, работающего с другими людьми. Но достаточно ли этого для того, чтобы донести смысл своих высказываний до собеседника, достаточно ли этого, чтобы передать мысль автора произведения, которое нужно прочитать вслух перед аудиторией, заставить воображение слушающего человека воссоздать картины мира, созданные писателем, вызвать сопереживание персонажам?

Мысль, чувство, слово в чтении соединяются в единое целое. Можно правильно произнести все слова в тексте, но при этом не окрасить их эмоциями. Можно, напротив, сделать чтение чрезмерно эмоциональным. Все это отразится и на мысли – она неизбежно будет искажена.

Вслушайтесь в речь людей. Она мелодична: голос все время изменяется по высоте звука, чуть поднимаясь и опускаясь; по силе, – делаясь то тише, то громче; по окраске, – становясь то бархатным, то резким; по темпу, – то убыстряясь, то замедляясь. Как и в музыкальной фразе, в речи есть сильные и слабые доли, что делает ее ритмичной; паузы. Отчетливее понять это помогает прослушивание речи на незнакомом языке, когда мы не понимаем смысла, а только слышим звучание.

Единство взаимосвязанных компонентов речи – мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений – называется интонацией.

Речевая интонация – явление акустическое (т.е. оно создается определенными колебаниями звуковой волны в пространстве – воздухе – и во времени). Рассмотрим параметры интонации.

Тон и диапазон

Когда звуковая волна, образующаяся в результате прохождения воздуха через гортань, доходит до нашего уха, мы начинаем слышать звук.

Усилием воли человек напрягает или ослабляет голосовые связки и тем самым регулирует размер отверстия, через которое проходит воздух. Это и позволяет менять высоту нашего голоса. Природа наделила человека разным диапазономголоса, т.е. количеством доступных голосу тонов. Но диапазон можно увеличить, выполняя специальные упражнения, “распевая” голос.

Задание.Попробуйте прочитать вслух фрагмент из сказки Дональда Биссета “Туман”, не меняя тон голоса. Как бы вы назвали такое исполнение?

Туман

Однажды в день рождения королевы на Лондон спустился туман. Он хотел посмотреть праздничный парад. Но как только он окутал Лондон, королева сказала генералу:

– Сегодня парад придется отменить. Туман!

И так повторялось каждый раз, когда на Лондон спускался туман.

Туману было очень обидно, он давно мечтал увидеть парад, но что делать, если всякий раз, когда он появлялся в Лондоне, королева говорила:

В Букингемском дворце под королевским троном жила кошка по имени Смоки. Она пожалела туман и решила ему помочь.

Один из параметров интонации – это ее диапазон.Чтение на одном тоне или в очень узком звуковом диапазоне называется монотонным (однотонным) и вызывает раздражение слушающего. Монотонный голос лишен выразительности и может донести только содержание текста. Изменения тона в зависимости от эмоциональной окрашенности предложения, его смысла, коммуникативной ситуации делает речь естественной, мелодичной, приятной на слух.

Повышение тона связано в нашем сознании с восклицанием, которое может выражать и радость, и испуг, и восторг, и удивление, и приказание.

Понижение тона – показатель твердости, решительности, спокойствия, с которым выражается суждение, приказ, просьба.

Иногда (помимо мускульного напряжения и усиления выдоха) повышением или понижением тона мы обозначаем ударные слоги в словах, к которым хотим привлечь внимание слушающего.

Задания

1.Понаблюдайте за речью кого-либо из своих знакомых в привычной ситуации. Постарайтесь уловить в ней повышение и понижение тона. Запишите несколько примеров, отмечая изменения тона (высоты звуков). Сделайте выводы о том, в каких случаях чаще всего мы прибегаем к этому выразительному средству.

2. Прослушайте актерское чтение небольшого отрывка художественного произведения несколько раз и отметьте в печатном тексте, как изменяется высота голоса исполнителя. Какой эффект создает этот прием?

Плавность

Если мы коснемся гитарной струны плавно, спокойно, а затем резко (дернем за струну), то инструмент издаст звуки хоть и одного тона, но явно разного качества. Перебирая струны плавно, мы получаем спокойно льющуюся мелодию. Резкие удары или щипки рождают отрывистые звуки. Произнося слова, мы то выдыхаем воздух постепенно, плавно – и говорим на одном дыхании, соединяя слова между собой, произнося их как одно; а то выдыхаем толчками, на каждом слове – и говорим резко, отрывисто.

Еще один параметр интонации – плавность (отрывистость).

Что такое Средства выразительности

Средства выразительности — это тропы и фигуры речи, которые украшают речь, приносят выразительность, эмоциональность и яркость.

Средства художественной выразительности (таблица)

Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.

Лексические средства выразительности

Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.

Например, тропы (слова используются в переносном значении).

  • аллегория медицины — это изображение змеи, обвивающей чашу;
  • аллегория мира — это белый голубь;
  • повторял сто раз;
  • не виделись целую вечность;

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин)

Суставы изнывают без лекарства,

Суставам осложнение грозит. (реклама «Хондроксид»)

  • «Дюймовочка»;
  • рукой подать;
  • золотые руки;
  • волчья хватка;
  • город проснулся (т. е. люди);
  • сегодня мы видели Врубеля (т. е. его картины);
  • море рассмеялось;
  • солнце улыбнулось;
  • уносить ноги (ноги — это частное, убегает же весь человек — это обобщённое);
  • Россия выиграла чемпионат (спортсмены — частное, Россия — обобщённое);
  • синее небо;
  • тёмная аллея;
  • пламенные взоры.

Синтаксические средства выразительности

Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.

  • Холодные и дикие просторы.
  • Слово! Язык!
  • правдивая ложь;
  • оглушительная тишина;
  • До каких пор мы будем это терпеть? (рит. вопрос);
  • Мечты, мечты! где ваша сладость? (воскл.; А. С. Пушкин);
  • Спи, моя радость, усни (обращ.).

Но слушай: если я должна

Тебе. кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин)

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин)

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости. (А. С. Пушкин)

Средства выразительности в музыке

Главными средствами выразительности музыкальных композиторов являются:

  • лад (обычно мажор или минор);
  • динамика (громкость);
  • метр, ритм, темп (ритмическая мера);
  • регистры (диапазон музыкального инструмента);
  • тембр (окраска или характер звука);
  • штрихи (раздельные или связные: staccato, legato, non legato);
  • мелодия (главная музыкальная идея композитора);
  • гармония (изучение аккордов);
  • фактура (оформление многоголосия).

Средства выразительности графики

Художники используют уже свои приёмы:

  • фактура (бумага может быть гладкой или рельефной);
  • фон (цвет и тон поверхности);
  • линия (изобразительная, каллиграфическая, геометрическая);
  • штрих (недлинные линии);
  • ритм (различные размеры предметов и дистанции между ними);
  • пятно (квадрат, круг и др.);
  • светотень и тон (соотношение света, теней, текстур, форм и т.д.).

Какие бывают средства выразительности речи

Что такое выразительность речи

Выразительность речи — это то самое свойство русского языка, которое известно во всем мире. Благодаря своей красочности, поэтичности и обилию средств выразительности русский язык является одним из самых сложных для изучения, но вместе с тем и очень красивым.

Какие средства используются для ее увеличения

Для повышения выразительности речи в русском языке существуют следующие способы:

Виды средств, приемы и примеры предложений

Рассмотрим каждый вид более подробно. Эти знания необходимы всем школьникам для анализа литературных произведений.

Лексические средства выразительности

Лексические средства русский человек неосознанно использует наиболее часто. К ним относятся несколько категорий лексики:

  • тропы (специальные лексические приемы, которые изучаются в теории литературы);
  • архаизмы (слова, относящиеся к устаревшей лексике, например: ланиты, десница, велеречивый);
  • историзмы (лексика, имеющая отношение к конкретному периоду в истории государства или мира: забрало, пращ, бояре, вече);
  • фразеологизмы (идиомы, например: души не чаять, рукой подать);
  • диалектизмы (лексика, употребляемая на конкретной теории — часть страны, определенная область и т.п.: курень (дом), цибарка (ведро), кочет (петух);
  • жаргонизмы (лексика, используемая определенной социальной группой людей: кент (модный парень), точить (кушать), облом (неожиданно плохой результат);
  • неологизмы (новые слова, недавно вошедшие в состав русского языка: граффити, блогер, секьюрити).

Подробнее остановимся на тропах.

Литературным тропом называется такое выражение, в котором слово или словосочетание употреблено в непрямом (переносном) значении для достижения эффекта выразительности.

К основным наиболее часто встречающимся литературным тропам относятся:

  1. Аллегория. Абстрактное понятие, которое способствует раскрытию образа: «Ну, ты лиса!».
  2. Гипербола. Применяется для умышленного преувеличения: «Слезы текут ручьем».
  3. Литота. Литоту используют, наоборот, для преуменьшения: «Ты прям дюймовочка в этом платье!».
  4. Сравнение. Прием, который используется для сравнения одного предмета или явления с другим: глаза как звезды, ледяное озеро словно зеркало и т.п.
  5. Метафора. Более сложный прием сравнения, основанный на какой-либо аналогии, без использования сравнительных союзов: подошва горы, небесный купол, шепот волн и т.п.
  6. Метонимия. Данным термином называется умышленное сокращение слов в тексте с целью избежать тавтологии или сократить и так понятное. Например, книги Льва Толстого (книги, написанные Львом Толстым).
  7. Синекдоха. Так называется литературный прием, используемый для названия целого по какой-то одной его части: Потребитель выбирает качество (имеются в виду все потребители).
  8. Перифраз. Образный оборот, который используется вместо какого-либо слова: царь зверей (лев), автор «Героя нашего времени» (Лермонтов).
  9. Ирония. Выражение с противоположным смыслом, которое является скрытой насмешкой. Например, известное выражение Фаины Раевской: «Если больной хочет жить, врачи бессильны».
  10. Эпитет. Эпитетом называют образную характеристику предмета или явления за счет употребления яркого определения: кровавый закат, лазурный небосклон, жемчужный ручей и т.п.
  11. Олицетворение. Перенос свойств живых объектов на неживые: ветер спит, деревья шепчут, лес молчит и др.

Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности особенно нужны тогда, когда текст предназначен для чтения вслух.

Основными фонетическими средствами являются:

  1. Аллитерация (повторение одинаковых согласных звуков для усиления выразительности текста: «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона… (звук [з]).
  2. Ассонанс (повторение одинаковых гласных звуков: «Мело, мело по всей земле, во все пределы, свеча горела на столе, свеча горела» (звук [э]).
  3. Эффект звукозаписи, звукоподражания: «Как свистит могучий ветер! Ветер знает все на свете! Ураган, а может, бриз, бриз, слышен свист его — с-с-с, с-с-с! с-с-с, с-с-с!».

Синтаксические (стилистические фигуры речи)

Синтаксические конструкции также могут быть использованы для усиления выразительности речи.

К основным стилистическим фигурам речи относятся:

  1. Анафора. Повторение одного и того же слова в начале нескольких предложений. Примером использования этого приема могут служить строки Цветаевой: «Имя твое — птица в руке, имя твое — льдинка на языке. ».
  2. Антитеза или противопоставление. Чаще всего используются антонимы: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. ».
  3. Градация. Расположение близких по значению слов в порядке их нарастания или ослабления. Например, в стихотворении Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдет, как с белых яблонь дым».
  4. Инверсия. Прием нарушения привычного порядка слов в предложении. Например, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
  5. Лексический повтор. Намеренное повторение одного и того же слова для усиления эффекта: «Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!».
  6. Многосоюзие. Умышленное повторение одного и того же союза: «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
  7. Оксюморон. Оксюмороном называется сочетание несочетаемых по смыслу слов, например, прием использован в названии романа Н. Гоголя «Мертвые души».
  8. Парцелляция. Прием деления фразы на отдельные части или даже слова: «На дворе осень. Поздняя».
  9. Риторический вопрос. Вопрос, не требующий ответа (утвердительное по смыслу и вопросительное по форме утверждение). Например, «Кто из нас в детстве не рвал штанов?».
  10. Риторическое обращение. Обращение к какому-либо лицу или предмету, носящее условный характер. Например: «Потому что, как сердце, — земля навек одна у тебя, человек!».
  11. Синтаксический параллелизм. Одинаковое построение соседних предложений или фраз. Примером могут служить строки А. Ахматовой: «Не от того, что зеркало разбилось, не от того, что ветер выл в трубе, не от того, что в мысли о тебе уже чужое что-то просочилось, — не от того, совсем не от того я на пороге встретила его».
  12. Умолчание. Намеренный обрыв высказывания, как правило, спровоцированный взволнованностью речи и предполагающий, что читатели догадаются о несказанном. Например: «Жребий ваш… но к чему повторять то, что даже ребенку известно».
  13. Эллипсис. Пропуск слов в предложениях, легко восстанавливаемых из контекста. Примером могут служить строки К. Чуковского: «Я — за свечку, свечка — в печку. ».
  14. Эпифора. Эпифорой называют повтор слова в конце нескольких фраз или предложений: «Я всегда это знала, ты тоже знал, мы оба это знали. ».

Преимущества использования средств выразительности

Мы познакомились с основными средствами выразительности русского языка, которые, в основном, используется в художественном тексте. Осталось ответить на самый главный вопрос: для чего же они нужны?

Leave a Reply