Центры по формированию зож

Центры по формированию зож

На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России [1, 2, 3, 4]. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям [1, 4, 5, 6, 7, 8].

Анализ исследований свидетельствует о том, что здоровье сбережение – явление многоаспектное и междисциплинарное.

Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека. Понятие «качество жизни» появилось в Index Medicos в 1977 году и всё шире используется в настоящее время.

Качество жизни – понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, т.к. основная цель всех институтов общества – благополучие человека. Составляющими качества жизни являются: психическое благополучие; социальное благополучие; физическое благополучие; духовное благополучие.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Основное его содержание составляют следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности; закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость; сексуальное воспитание; отказ от вредных привычек; безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья населения, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровье сберегающее образование».

Здоровье сберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.

Здоровье сберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровье сбережения), содержание и здоровье сберегающие технологии [9]. Здоровье сберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Профилактика и коррекция школьно обусловленных и социально значимых нарушений и заболеваний школьников

На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения показателей здоровья детского населения. Данные официальной статистики и показатели профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Организация детей в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода обучения эффективно осуществлять профилактические мероприятия, в том числе оздоровительные программы и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения.

ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных сил организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных сил организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное гигиеническое поведение.

Усиление профилактической направленности современного здравоохранения предусматривает формирование ответственности детей, подростков и их родителей за своё здоровье и здоровье окружающих.

Отношение к здоровью, здоровье сберегающее поведение и ЗОЖ являются одним из важнейших составляющих элементов культуры общества. ЗОЖ предполагает поведение и стиль жизни, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенических знаний, гигиенической культуры отдельных групп и общества в целом. Одной из составных частей ЗОЖ является воспитание культуры населения в отношении собственного здоровья.

В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение». В ней определено, что с целью повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о ЗОЖ должны проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с факторами риска, влияющими на здоровье.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

В настоящее время актуальной медико-социальной проблемой является высокое распространение среди школьников факторов риска, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья. Особое беспокойство вызывает высокая распространённость неблагоприятных факторов риска, обусловленных образом жизни, которые формируются уже в начальной школе. Факторы риска, обусловленные образом жизни, являются управляемыми. В связи с этим важным направлением профилактики заболеваний среди учащихся является формирование у детей и подростков стереотипов ЗОЖ, тогда как дефицит знаний у обучающихся по вопросам ЗОЖ способствует распространению факторов риска, провоцирующих возникновение функциональных расстройств, неинфекционных и инфекционных заболеваний.

Литература

1. Баранов А.А., Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М., 2006. – 412с.

2. Воронцов И.М. Здоровье – главная медицинская, социальная и гуманитарная проблема. Материалы междунар. форума «Здоровье нации – здоровый город. Роль бизнеса, общественности и муниципальных властей в создании благоприятной для жизни городской среды обитания». – М., 2005. – С. 65-73.

3. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений. Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2005. — №3. – С. 40-43.

4. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: метод. рекомендации /А.А. Баранов – М., 2006. – 47с.

5. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева – М., 2007. – 352с.

6. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2005. – 54с.

7. Конова С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2007. – 53с.

8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005-2007). Актуальные вопросы педиатрии: материалы XII Конгресса педиатров. – М., 2008. – С. 402.

9. Здоровье сберегающие технологии в современном образовательном процессе: монография /Г.В. Ильина, Л.А. Иванова, О.В. Савельева и др. Под общей ред. А.П. Савина. Сиб. федер. ин-т; Краснояр. гос. пед. ин-т им. В.П. Астафьева и др. – Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. – 168с.

Отчет «Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) воспитанников в условиях социально-реабилитационного центра «

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) воспитанников в условиях

Актуальность проблемы здоровьесбережения во все времена была значимой в воспитании детей и подростков. Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в стране и регионе, подчеркивает необходимость профилактической деятельности. Учитывая контингент детей и подростков, поступающих в учреждение, имеющих отклонения в состоянии здоровья, воспитания и поведения, требуется реализация разноплановых программ по формированию здорового образа жизни.

В работе педагогов актуальны задачи по созданию условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Направление деятельности основано на Комплексной программе оздоровления детей старшего возраста в проекте «Веселый летний марафон» (для дошкольников); в следующих программах «Лечимся, играя» — оздоровление нетрадиционными способами; «Азбука здоровья» — оздоровление детей; лечебная педагогика — «Вокруг свечи»; подготовка к самостоятельной жизни «Путь к успеху». В программах выделены отдельные блоки «Здоровый образ жизни», включающий разделы — приобщение к гигиенической культуре, здоровье и его охрана, навыки безопасного поведения, профилактика вредных привычек.

Основные направления в содержании профилактической деятельности:

1 — информационный, 2 — обучение управлению эмоциями, 3 — поведенческий, 4 — формирование жизненных навыков, 5 — обучение альтернативной деятельности, 6 — укрепление здоровья.

В Центр поступают дети всех возрастных категорий, поэтому применяя на практике технологии здоровьесберегающего воспитания, мы учитываем индивидуальные особенности детей, психофизиологические особенности возраста. Варьируем работу, применяя технологии личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества, социальной терапии, игровые, познавательные, коммуникативные приемы. По видам организации — это индивидуальные, групповые, коллективные и массовые мероприятия.

Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, мы чаще используем наглядные и игровые методы: экскурсии, физкультминутки, беседы, викторины: сюжетные игры; конкурсы сказок, соревнования и весёлые эстафеты в зале и на свежем воздухе, выставки детских рисунков, сочинений, встречи с интересными людьми и другие.

Для детей среднего школьного возраста, мы используем такие формы работы как занятия, концерты, викторины, беседы; творческие конкурсы, выставки поделок, праздники здоровья.

Формы работы с подростками включают больше межведомственных и волонтерских мероприятий. Это деловые игры, круглые столы, интерактивные мероприятия и интернет — проекты. Их цель — пополнение знаний у детей о своём физическом развитии, воспитании силы, выносливости, ловкости и других качеств, приобщение к спорту.

Проводится плановое сотрудничество и волонтерское взаимодействие по вопросам воспитания и организации мероприятий с детьми со следующими учреждениями города:

ПДН МВД МО России «Северобайкальск», БДД ОГИБДД МО России «Северобайкальск», Молодежная палата МО города, Бурятский многопропрофильный техникум инновационных технологий, Православный храм, Буддийский дацан, Православная воскресная Школа, Центр бурятской культуры Баяр, Школа туристко-экологического образования, войсковая часть № 7628.

Наиболее плотное волонтерское сотрудничество проводится педагогами и учащимися техникума. К каждому традиционному дню готовятся мероприятия и подарки для воспитаннков Центра. Постоянно проводятся развивающие и развлекательные программы воспитательного содержания. В даты календарных празднований детей из «Надежды» приглашают в качестве зрителей и предусматривают для них посильное участие. С начала года учащимися проведено 3 концертно- игровых представлений для детей Центра. Последнее мероприятие прошло 25 апреля под заголовком «Здоровье – это главное благо в жизни». Учащиеся БРМТИТа пригласили воспитанников центра «Надежда» на профилактическое мероприятие, посвященное здоровому образу жизни «Мы против курения!». Интересная организация позволила и нашим воспитанникам включиться в процесс конкурсного соревнования. Была проведена викторина о вредных привычках, дети придумывали слоган о здоровом образе жизни. Транслировались ролики и сюжеты, пропагандирующие здоровый образ жизни, показаны художественные номера.

С целью развития физически здоровой личности, популяризации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек в апреле был проведен месячник «Здоровья». При проведении месячника администрацией реабилитационного Центра, воспитателями были продуманы меры и методы по вовлечению подростков в организованный досуг по пропаганде здорового образа жизни, профилактические мероприятия по употреблению психоактивных веществ, алкоголизма, табакокурения, предупреждению распространения инфекционных заболеваний.

Развивая творческие способности воспитанников, и создавая условия для художественного выражения отношения детей к проблеме вредных привычек, проведен конкурс рисунков «Нет – вредным привычкам!». В рамках месячника проведены беседы с целью формирования здорового образа жизни: «Слагаемые здоровья», «Три ступени, ведущие вниз», «О вреде наркомании», «Вредным привычкам скажи «Нет!», «Быть здоровым – это здорово!», «Курить и пить – здоровью вредить», «Культура здорового образа жизни». В завершении проведено обсуждение просмотренных в сети фильмов.

Лозунг месячника, педагоги дополняли профилактическим содержанием работы, которую можно сформулировать как, «Здоровье – это винтики, которые легко открутить».

Ребята оформляют стенды совместно с педагогами, выпускают стенгазеты, составляют фотоколлажи, фотоотчёты о соревнованиях и жизни коллектива.

Проблема воспитательной работы в том, что в подростковом возрасте, человек не воспринимает значимости и ценности здоровья. Народная мудрость давно уложила эту тему в пословицу – «если б старость могла, а молодость знала…». Но это не уменьшает важности и необходимости воспитания здорового образа жизни во всех возрастных периодах.

В учреждении оформлен и регулярно обновляется информационный стенд «Айболит», на котором отражаются материалы по профилактике различных заболеваний, пропаганде здорового образа жизни: «Осторожно грипп», «Как помочь ребенку при высокой температуре», «Питание ребенка во время болезни», «Болезни грязных рук», «Лето – это здорово. Лето – это витамины» и др.

Огромное значение в работе по программе уделяется антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек.

За период 2018 года с несовершеннолетними было проведено 22 мероприятия:

дискуссия «Как уберечься от пагубных привычек?», беседа с просмотром презентации «Профилактика табакокурения», дискуссия «Факторы, разрушающие здоровье», дискуссия «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека» и др.

Были организованы просмотры фильмов и видеороликов о вредных привычках, и их влиянии на здоровье, судьбу человека, с последующим обсуждением: «Решай сам, парень!», «Детские отмазки! Бросай курить!», «Травка», «Дурь-2014» и т.п.

Обязательной составляющей режима дня является активно-двигательная и оздоровительная деятельность детей на свежем воздухе. По режиму дня воспитатели организовывают 2 прогулки в день: утром и вечером. На прогулке ребята играют в подвижные, такие как: «Охотники и утки», «Салки», «Поймай хвост змея», «У медведя во бору» и др., спортивные игры, катаются на велосипедах, роликах, коньках, санках и буранах, наблюдают за явлениями природы, погодой.

Таким образом, прогулка носит не только развивающий и воспитательный характер, но и укрепляет здоровье детей, а также способствует сплочению детского коллектива, формированию дружелюбия.

Ежедневно, с воспитанниками Центра проводится утренняя гимнастика. 2 раза в месяц воспитатели разрабатывают комплексы физических упражнений.

При поступлении несовершеннолетних в Центр, специалисты стараются как можно быстрее помочь ребенку выбрать спортивную секцию или кружок. Таким образом, дети не только тренируются и укрепляют свое здоровье, но и приобретают определенные навыки, развивают реакцию и координацию, а также оберегаются от пагубного влияния дурных привычек.

Спортивные соревнования, игровые программы и праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм реабилитационной работы с несовершеннолетними.

Так в 2018 году с воспитанниками было проведено 19 мероприятий:

спортивные эстафеты: «Праздник мяча», игровая программа «Солнечный денек»,

игровая программа «Ассорти умных забав», спортивные соревнования на свежем воздухе «Веселые старты», «Скакалка, обруч и я – дружная семья», спортивные состязания «Игры и забавы народов Севера» и др.

В рамках программы, В период с 01.04.2018 г. по 30.04.18 был проведен месячник — «Здоровым быть модно!», в котором все воспитанники центра приняли активное участие.

За это время с несовершеннолетними:

— ежедневно проводились закаливающие процедуры, «Минутки здоровья» (дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки), утренняя гимнастика, дети играли в различные подвижные игры, участвовали в веселых эстафетах на свежем воздухе;

— занимались в тренажерном зале;

— принимали участие в викторине «Спорт, молодость, здоровье», «Наше здоровье в наших руках»; отгадывали загадки о «ЗОЖ»;

— оформили стенд «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни»;

— изготовили коллаж «В здоровом теле – здоровый дух!», «Мы за здоровый образ жизни»;

— учили и обсуждали пословицы о «ЗОЖ»;

— участвовали в конкурсе рисунков «Минздрав предупреждает!»;

— принимали активное участие в беседах — диспутах:

«Смейся и будь здоров!», «Факторы, разрушающие здоровье», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Горькие плоды сладкой жизни», «Пиво – миф или реальность»

«Вредные привычки – это что?», «Чистота-залог здоровья», «Кто быстрее?» , «Веселые старты», «Свежий воздух – залог здоровья».

Наряду с этими мероприятиями организовано волонтерское движение ребята совместно с воспитателями распространяли буклеты и памятки о пагубном влиянии вредных привычек на организм человека «Кто курит табак, тот себе враг», «Хочешь жить — бросай курить!», «Памятка тем, кто хочет быть здоровым и красивым!».

Подведя итоги месячника, можно сказать, что дети не только получили знания о здоровом образе жизни, но и укрепили свое здоровье, получили заряд бодрости и хорошего настроения.

В целях пропаганды здорового образа жизни, 20 ноября, в рамках Всемирного Дня отказа от курения, была проведена акция «Меняем сигарету на конфету ». Воспитатели совместно с несовершеннолетними распространяли среди населения буклеты о вреде курения, угощали конфетами и призывали отказаться от пагубной привычки.

Работа с родителями и воспитательный процесс несовершеннолетних тесно взаимосвязаны. Невозможно дать ребёнку правильное воспитание, если он видит отрицательный пример родителей. Поэтому наряду с воспитательной работой несовершеннолетних проводится просветительная и разъяснительная работа с родителями:

— индивидуальные беседы и консультации по формированию ЗОЖ, по профилактике употребления спиртных напитков, табакакурения; приобщение к занятиям спортом в спортивно-оздоровительных учреждениях города;

— консультации:«Роль семьи при формировании здорового образа жизни», «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!», «Оздоровительные мероприятия в период летних каникул», «Иммунитет – что это такое», «Как научить ребенка соблюдать этикет», «Гигиена подростка», «Семейные традиции» и др.

Были изготовлены буклеты и памятки для родителей: «Трудовое воспитание», «Закаляйся – будь здоров», «О правильном питании», «Здоровье — главное богатство».

В течение реабилитационного периода по программе формирования здорового образа жизни дети получают все необходимые знания и умения по сохранению и укреплению своего здоровья. У несовершеннолетних формируется двигательная активность, любовь к спорту, развивается негативное отношение к вредным привычкам и отказ от них, повышается самооценка воспитанников, что немаловажно для психологического комфорта детей.

Работа с педагогическим коллективом с целью повышения уровня знаний, методов и приёмов формирования представлений у воспитанников принципов ЗОЖ, были проведены следующие мероприятия: создана подборка книг и материалов, проведены методические советы на темы: «Привитие навыков здорового образа жизни у детей», «Дыхательная гимнастика», «Режим дня», «Будем здоровы — будем дружить», «Инновационные формы работы с трудными подростками».

В результате проведенных мероприятий наблюдается:

1. Семьи, в которых родители после проведенного консультирования более ответственно стали относится к своему здоровью и здоровью своих детей (отслеживание рекомендаций) – 52%.

2. Несовершеннолетние, которые отмечают повышение грамотности в принципах сохранения здоровья – 87%.

3. Несовершеннолетние, которые расширили знания в области здорового образа жизни – 91%.

4. Несовершеннолетние, избавившиеся от вредных привычек за время нахождения в центре – 88%

Leave a Reply