Как вернуть денежные средства в доход бюджета

Как вернуть денежные средства в доход бюджета

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

Вопрос: Если учреждение не выполнило задание в части достижения показателей объема или качества услуг (работ), у него должны остаться неизрасходованные средства субсидии, которые следует вернуть в бюджет. За счет каких средств следует это делать учреждению в случае полного расходования суммы субсидии?
Посмотреть ответ

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Вопрос: Как отразить в учете организации получение субсидии из бюджета субъекта РФ на модернизацию полностью самортизированного в бухгалтерском и налоговом учете объекта основных средств (ОС) и возврат неиспользованной части полученной субсидии в текущем отчетном году?
Посмотреть ответ

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Условия возврата

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

Как отразить в учете

При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.

В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

  • Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.

Как вернуть денежные средства в доход бюджета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На лицевой счет организации (по письму с просьбой о возврате) по КФО 6 поступил возврат дебетовой задолженности прошлых лет от контрагента, денежные средства необходимо вернуть учредителю. Дебиторская задолженность прошлых лет отражена в учете учреждения на счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам» на начало года, договор не расторгался.
Как правильно оформить в бухгалтерском учете операции по возврату от контрагента и возврат остатка неиспользованной субсидии учредителю? Применяются ли в данном случае счета 209 и 401.40?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Задолженность по возврату средств целевых субсидий прошлых лет, возникшая в результате погашения дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, отражается на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Начисление задолженности возможно с применением счета 401 10 «Доходы текущего финансового года». Использование счета 401 40 «Доходы будущих периодов» в данном случае необоснованно, так как возврату в бюджет подлежат целевые средства, предоставленные учреждению до 2019 года.
На счете 206 00 могла отражаться дебиторская задолженность, если учреждением ожидалось исполнение договора, по которому был произведен авансовый платеж (поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг). Если же исполнение договора не ожидалось, а учреждением была инициирована претензионная работа, направленная на истребование возврата денежных средств, то такая задолженность подлежала переводу на счет 209 00, в момент признания ее таковой.

Обоснование вывода:
Денежные средства, поступившие при погашении дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, источником финансирования которых были субсидии на цели осуществления капитальных вложений, подлежат возврату в соответствующий бюджет (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 19.04.2018 NN 02-06-07/26400, 07-04-05/02-7273) в порядке, аналогичном порядку возврата в бюджет неиспользованных остатков субсидий прошлых лет. Операции по начислению задолженности учреждения перед бюджетом и возврату в бюджет средств целевых субсидий следует отражать с использованием счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 133 Инструкции N 174н).
При этом положениями Инструкции N 174н прямо не установлен порядок отражения операций по восстановлению в учете бюджетного учреждения расчетов с учредителем в связи с возникновением необходимости осуществить возврат в бюджет при погашении дебиторской задолженности прошлых лет. Вместе с тем считаем возможным отразить в учете учреждения уменьшение финансового результата путем начисления кредиторской задолженности по возврату в доход соответствующего бюджета средств целевой субсидий прошлых лет аналогично порядку начисления задолженности, предусмотренному п. 152 Инструкции N 174н, в случае выявления факта их нецелевого использования. При этом такой порядок учета следует согласовать с учредителем (п. 4 Инструкции N 174н).
Доходы в виде целевой субсидии признаются доходами текущего периода в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 158 Инструкции N 174н). Поэтому с 2019 года в случае, если отчет учредителю еще не представлялся, начисление задолженности перед бюджетом по возврату субсидии на иные цели необходимо отражать по дебету счета 401 40 «Доходы будущих периодов».
В рассматриваемой ситуации речь идет о целевой субсидии прошлых лет, отчет учредителю был представлен ранее, поэтому и отражение в учете производилось по старым правилам, без использования счета 0 401 40 000. В таком случае начисление задолженности перед соответствующим бюджетом может быть отражено с использованием счета 6 401 10 162 или 6 401 10 152. Учитывая неурегулированность данной ситуации, а также то обстоятельство, что остаток целевых средств образовался до 01.01.2019, то есть до начала деления поступлений на две категории (текущего и капитального характера), считаем возможным начисление задолженности перед бюджетом с использованием счета 6 401 10 152. Выбранный вариант целесообразно закрепить в учетной политике учреждения и согласовать с учредителем.
Необходимо отметить, что счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» применяется для учета расчетов по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда (п. 220 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 11.04.2018 N 02-06-10/24052). При условии, что учреждение до момента возврата средств дебитором ожидало исполнения условий действующего договора, а именно поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, перевод задолженности со счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» на счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» не осуществляется.
Вместе с тем авансовые платежи подлежат обязательному контролю со стороны учреждения. В целях исполнения условий договора учреждением должна проводиться работа по истребованию выполнения условий договора или осуществления возврата денежных средств, в том числе досудебное урегулирование взаиморасчетов. В результате претензионной работы учреждением может быть принято решение о взыскании задолженности. Если исполнение договора (поставка товара, выполнение работ, оказание услуг) не предполагается, необходимо отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения перевод задолженности со счета 206 00 на счет 209 00 в момент ее признания подлежащей возврату денежными средствами. Момент признания авансовых платежей подлежащими возврату учреждение определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике (например, направление требования поставщику о возврате денежных средств, получение информации об отказе исполнителя выполнять обязательства по договору, решение инвентаризационной комиссии, иные условия).
В рассматриваемой ситуации возврат дебиторской задолженности осуществлен должником на основании обращения учреждения, следовательно, можно предположить, что бюджетным учреждением проводилась претензионная работа, направленная на истребование возврата денежных средств. В таких обстоятельствах задолженность учреждения необходимо было отразить в учете с использованием счета 0 209 34 000 в соответствии с п. 109 Порядка N 174н (смотрите также письмо Минфина России от 11.04.2018 N 02-06-10/24052, п. 2.7 раздела II Приложения N 1 к совместному письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932).
При этом учреждению необходимо оценить, в какой момент у учреждения возникла обязанность отразить задолженность на счете 0 209 34 000, поскольку рассматриваемая задолженность относится к прошлым отчетным периодам. Если основания для отражения задолженности на счете 209 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» у учреждения возникли в прошлых отчетных периодах, возникает необходимость исправить ошибку прошлых лет в соответствии с п. 33 Стандарта «Учетная политика. «, п. 18 Инструкции N 157н. Так, в случае необходимости исправление ошибки, которая не влияет на финансовый результат учреждения, производится дополнительная бухгалтерская запись с использованием счета 304 86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному», если момент переноса задолженности возник в 2018 году, или счета 304 96 «Иные расчеты прошлых лет», если решение об истребовании денежных средств было принято до 2018 года. В 15-17 разрядах номеров аналитических счетов учета счета 0 209 34 000 в такой ситуации указывается АнКВИ 510 (смотрите, в частности, письма Минфина России от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932, от 11.04.2018 N 02-06-10/24052).
Таким образом, при наличии в учреждении основания для исправления ошибки прошлых лет необходимо в период (на дату) обнаружения ошибки отразить следующие бухгалтерские записи:
1.1. Дебет 6 209 34 56Х Кредит 6 304 86 732 (6 304 96 732);
1.2. Дебет 6 304 86 832 (6 304 96 832) Кредит 6 206 ХХ 66Х — отражен перевод задолженности, по которой началась претензионная работа по истребованию денежных средств.
Операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках деятельности с субсидиями на осуществление капитальных вложений, отражаются в бухгалтерском учете учреждений в порядке возврата неиспользованных остатков субсидий прошлых лет — в качестве увеличения показателя на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств» по статье аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» и соответствующей подстатье КОСГУ (п. 66.5.1 Приказа N 132н, смотрите также п. 2.3 Раздела II Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932).
При этом, учитывая характер операции по возврату бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет, в 15-17 разрядах счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» считаем возможным указать аналитическую группу вида источников финансирования дефицитов бюджетов 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» (смотрите, например, письмо Минфина России от 02.09.2019 N 02-06-10/67478).
Соответственно, последующее поступление денежных средств от контрагента, а также их дальнейшее перечисление в доход бюджета может быть отражено следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 6 201 11 510 Кредит 6 209 34 66Х (6 206 ХХ 66Х), одновременно отражается увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 6 201 11 000 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ)
— отражено поступление денежных средств от контрагента;
2. Дебет 6 401 10 152 Кредит 6 303 05 731
— начислена задолженность по возврату средств субсидии прошлых лет перед бюджетом;
3. Дебет 6 303 05 831 Кредит 6 201 11 610,
одновременно отражается увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 6 201 11 000 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ)
— погашена задолженность по возврату средств в бюджет.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Новые редакции Инструкций 157н, 162н, 174н и 183н: обзор самых важных изменений 2019 года (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, июнь 2019 года);
— Энциклопедия решений. Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности;
— Энциклопедия решений. Учет субсидий на иные цели в 2019 году.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

25 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Leave a Reply