Какими изобразительно выразительными средствами пользуется автор край ты мой родимый край

Какими изобразительно выразительными средствами пользуется автор край ты мой родимый край

«Край ты мой, родимый край» — анализ стихотворения А.К. Толстого

История создания

Стих был написан в 1856 году — это было началом творческой жизни Толстого. Он только пробовал себя в стихотворных работах. В это время он стремительно продвигался по карьерной лестнице. Период связан с еще одним важным событием — развитием отношений с Софьей Миллер. Женщина была замужем, и муж не давал ей развода. Мама Толстого тоже негативно относилась к избраннице сына.

Стихотворения о родине Толстой писал после своих поездок по городам России. Алексей Константинович работал чиновником, поэтому ему удавалось путешествовать по стране. Природа вдохновляла его на творчество.

В стихах Толстой подчеркива, как важно ценить родные края, видеть их прелесть и уникальность. Каждая строчка его текстов пронизана любовью к стране. Даже в небольших произведениях автор хорошо передает свои чувства.

Краткое содержание

В первой строфе лирический герой восхищается свободными необъятными просторами. Его не привлекают золотистые нивы, высокие горы и белые березы. Край родной для него выражается в нескольких символах:

  • конский бег;
  • орлиные стаи;
  • волчий голос.

Во второй строфе герой снова обращается к родине. Он восхищается сосновым бором — неотъемлемой частью России.

Герой намеренно не дает детального описания, так как каждый читатель может сам представить лес с высокими вековыми деревьями, которые стремятся вершинами к небесам.

Герой наслаждается звуками природы — свистом птиц, песней ветров. Его взгляд притягивают тучи, которые предвещают начало дождя. Лирический герой не говорит прямо о любви к родному краю, но это чувствуется.

Художественные приемы

Стихотворение написано в жанре элегия. В нем нет размышлений, зато есть красочные описания природы. Настроение текста созерцательное, размер работы — трехстопный хорей. Именно он позволяет создать уникальную атмосферу произведения.

Композиция стихотворения простая и состоит из одной части. Она представлена монологом лирического героя, который обращается к родному краю. Текст создает уникальную панораму русской природы. Интересно, что Толстой отошел от традиционных образов, которые использовали другие поэты.

Алексей Константинович не стал вспоминать о бескрайних полях, шуме березовых ветвей, красивой водной глади. Его родина больше представлена уникальными звуками и песнями. В тексте нет глаголов и это позволяет замедлить движения и показать наслаждение природой.

Поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — Толстой описывает край родимым, бор дремучим, а свист полночным;
  • метафоры — автор рассказывает о конском беге на воле, крике орлиных стай и дремучем боре;
  • аллитерация — повторение звука [Р] передает восторг лирического героя.

В стихотворении интонация создает особое настроение. С помощью восклицательных предложений автор передает ощущения героя. Может создаться впечатление, что человек находится в лесу и выкрикивает свои мысли. В тексте особенно важны эмоции, так как они предельно честные и яркие.

В произведении можно увидеть важную тему — любовь к родным местам. Для каждого человека она выражается в своих символах. Кому-то запоминается бег лошадей, другому — пение птиц.

Поэт делает еще один важный вывод — родина всегда любит своих детей.

Стихотворение «Край ты мой родимый, край» является одним из лучших в творчестве Толстого. В небольшом тексте автор умело раскрывает красоту природы. Ему удалось описать бескрайность русских просторов.

Урок литературы в 7 классе на тему «Край ты мой, родимый край!»

Урок литературы в 7 классе на тему

Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

ФИО автора- Сабирова Елена Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Татарская гимназия № 15» Кировского района г.Казани

Урок закрепления навыка анализа поэтического текста ( в рамках подготовки к ГИА 9 классе),повторения основных видов изобразительно-выразительных средств (тропов) с учётом межпредметных связей ( МХК, Музыка, ИЗО).

Работа на уроке организована с применением методов и приёмов интерактивной технологии обучения( работа в группах, мозговой штурм, поиск соответствий, дерево решений).

Цель урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе.

Образовательная:закрепить навыки анализа поэтического текста, повторить основные изобразительные-выразительные средства.

Воспитательная: способствовать воспитанию любви к русской природе;

воспитание умения работать в команде.

Развивающие- развитие навыка связной речи

Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», «Первый утренник…».

Теория литературы: эпитет, олицетворение ,сравнение, метафора (повторение понятий).

Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, , А.Куинджи, А. Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.

1.Орг.момент. Здравствуйте ребята, доброе утро. Давайте начнём наш урок.

2.Вступительное слово учителя. Небольшой видеоролик (под музыку из цикла« Времена года»П.И.Чайковского)

Учитель в это время читает наизусть стихотворение А.К.Толстого « Край ты мой»

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Природа – это неисчерпаемый источник искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения ,переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, живописи, в музыкальных произведениях. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Людей искусства –художников, поэтов и писателей, музыкантов отличает умение видеть в привычном прекрасное, новое и необычайное. И мы сегодня с вами попробуем приблизиться к высокому миру искусства

3.Проверка домашней работы. -«Ребята ,дома вы должны были выучить стихотворение, принести фотографию или нарисовать иллюстрации к стихотворениям».Молодцы. Вы хорошо постарались ,из вас получились хорошие художники.

« Ребята, а сейчас сосредоточьте всё своё внимание на интерактивной доске. Задание Вы услышите после того, как всё просмотрите и послушаете.»

На доске появляются изображения картин и звучит отрывок из цикла « Времена года» П.И.Чайковского.

А. Саврасов. Радуга. 1875 г.

И.Левитан .Цветущие яблони. 1896 г.

А.Саврасов.Рожь. 1883 г.

А. Куинджи. Осень. 1876-1890 гг.

В Серов .Девочка с персиками 1887

И.Левитан. Зимняя дорога1895 г

И.Левитан. Весной в лесу1882

И.Левитан «Золотая осень» 1859

Слова учителя: А теперь послушайте задание: «Ребята, какая картина или картины в этом ряду была лишней и почему? » («Девочка с персиками» Серова-портрет т.к изображён человек, а всё остальное-природа-причём русская природа средней полосы )

А теперь вопрос самым внимательным: «А кто запомнил авторов картин и их название?»(…..)

А может кто-то узнал и музыку которая прозвучала? (Отрывок из цикла « Времена года» П.И.Чайковского)

Ребята, а какие бы картины подошли в качестве иллюстрации к вашим стихотворениям?

— Итак, ребята, вы ,наверное ,поняли о чём сегодня пойдёт речь ?

(О природе, о родном крае, о Родине ).Да ,ребята, правильно

Тема нашего сегодняшнего урока « Край ты мой, родимый край…»

5. Основной этап.

Как вы думаете, почему художники ,писатели, музыканты, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много. Это происходит потому, что природа связана с жизнью человека, и в литературе, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и явления природы очень часто находят отклик в душе .

Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров искусства объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).

— Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся в этом разобраться.

А теперь, ребята, давайте перейдём к работе в группах.

Мы сегодня будем говорить с Вами о пейзажной лирике. Но перед тем как перейти к подробному разбору( анализу)стихотворении мы с вами должны вспомнить что помогает авторам стихотворений о природе создать яркую и зримую картину природы.

Что это ребята ?( изобразительно-выразительные средства)-тропы.А сейчас давайте вспомним ,что это такое ?

Работа в группах.

А сейчас вам предстоит выполнить задание вместе. Оно называется поиск соответствий. Перед вами названия тропов и определения и примеры их использования в стихотворениях. Подберите верное определение к каждому термину. Вы можете обсуждать вместе, советоваться друг с другом. ( 5 минут)

Проверка задания и обсуждение ответов.

Эпитет — художественное, образное определение, слово, определяющее предмет или явление, подчёркивающее какие – либо его свойства, качества, признаки.

В тумане моря голубом. (М. Лермонтов)

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой; (М.Ю.Лермонтов)

Сравнение -это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим .

Под голубыми небесами

Блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин)

(У Пушкина выпавший снег похож на великолепные ковры)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть. (С.Есенин)

Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, присущими живым существам.

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, они оживляют природу, усиливают передаваемые мысли и чувства.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин)

Молодцы, ребята, а как вы думаете, для чего нужны эти изобразительно-выразительные средства?

Роль изобразительно-выразительных средств (тропов):

-усиливают выразительность, образность языка произведения;

-придают художественную, поэтическую яркость речи;

-обогащают содержание высказывания;

-создают живое представление о предмете;

-вызывают определённое эмоциональное отношение;

-помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

5.1Слова учителя: « Очень хорошо. Молодцы .А теперь давайте немножко отдохнём». Минута релаксации. (орнитотерапия- лечение пением птиц).

5.2 « Дерево решений»А. теперь ребята перейдём к более подробному разбору стихотворений. Перед вами схема анализа. Но она разделена на несколько частей. Каждый выбирает какой –то 1 пункт разбора (который по его мнению у него получится лучше, чем у других), потом вы обсуждаете результаты .И вы через 5-минут должны представить нам полный ответ по схеме ( но можете добавить и что-то своё-это только приветствуется). При этом ребята обратите внимание на дерево решений , на которое вы будете приклеивать свои ответы(но только те, которые вы считаете правильными, поэтому советуйтесь друг с другом перед окончательным решением).

Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «, «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», « Первый утренник, серебряный мороз!»

Примерная схема анализа стихотворения.

Что привлекает в стихотворении, о чём оно ?

Какое настроение оно выражает?

На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения?

Какими изобразительно- выразительными средствами пользуется автор?

Чем необычно стихотворение? В чём его неповторимость?

Но она разделена на несколько частей. Каждый выбирает какой –то 1 пункт разбора, потом вы обсуждаете результаты .И вы через 5 минут должны представить нам полный ответ по схеме. Если возникнут вопросы, можете обратиться за помощью учителя.

1 группа .( 1 ученик рассказывает стихотворение наизусть)

О чём это стихотворение?

Какое настроение передаёт это стихотворение ? Передаёт лёгкое, радостное настроение. Его поэтическая тема – приход весны – выражена в заголовке.

На основании каких образов развивается эта тема? В качестве ключевых для выражения прихода весны В. Жуковский выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды.

3 . Однако их представление своеобразно: они названы не прямо, а через признаки. Присмотримся к ним: что это за признаки? Как они выражены и почему выдвинуты на первый пл ан? Явления, передающие приход весны, названы по характерным для весны признака: « Зелень нивы . Рощи лепет , В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод », — эти признаки выполняют ведущую роль; почти все они представляют собой метонимию (кроме эпитета тёплый). За счёт этого характеристики весны выдвигаются на первый план

4. Метафоры. Олицетворения (примеры)

5. Названа ли в стихотворении сама весна? Не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора: « Весны приход », — не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо ( в заглавии – «Приход весны »).

6.Чтобы подчеркнуть полноту и невыразимость чувств, охватывающих человека весной, автор прибегает к риторическим вопросительным восклицаниям. Приведите примеры. « Вас назвавши, что прибавить? Чем иным себя прославить…»

8 . В чём же своеобразие этого стихотворения? В. Жуковскому удалось очень лаконично, но выразительно представить образ прихода весны,оживления всего мира и передать восхищение,радость человека

2 группа .( 1 ученик рассказывает стихотворение наизусть)

А.К.Толстой«Замолкнул гром, шуметь гроза устала..»

1.О чём это стихотворение? ( Описание летней природы после грозы)

2.Какова его главная мысль? Призыв быть внимательным и бережным к природе.

3. Какими изобразительно- выразительными средствами пользуется автор: Олицетворения( Замолкнул гром,гроза шуметь устала,дрожат цветы,лазури полоса за сияла) метафора « пылью золотой »).Для характеристики человека автор испоьзует эпитеты («с новою враждою», «презрительной пятою»)

4.Какое настроение создаёт стихотворение?

5. Природа в стихотворении живая, трепетная, беззащитная .(о цветах)

3 группа. ( 1 ученик рассказывает стихотворение наизусть)

1.Какое настроение создаёт стихотворение?( грустное, печальное)

— О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)

— Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)

Всмотримся в пейзаж. Какие характеристики его отражают?

Широкое, необъятное пространство подчёркнуто гиперболой: « И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень»

Какими определениями передаётся суровость и сдержанность зимнего пейзажа? « Под небом мертвенно-свинцовым»

«сумрачную даль » — характеризующие эпитеты , в них явно выражено олицетворяющее начало. Эти эмоциональные характеристики передают состояние и природы, и находящегося в ней человека

Что же « смягчает сумрачную даль »? « Кроткая печаль » — вот эмоция, примиряющая человека с его суровой родиной. Характерно, что туман и « кроткая печаль » соотнесены в сравнении: « Один туман молочно-синий, Как чья-то кроткая печаль… Смягчает сумрачную даль ». Перед нами образ не просто русской природы, а русской души.

Поэтому в маленьком стихотворении «Родина» Бунину удаётся представить не только портрет родного края через характерный пейзаж, но и выразить черты, роднящие человека и край, где он родился.

В 1920 году Иван Бунин навсегда покинул Россию и перебрался во Францию, время от времени сожалея о своем решении, но не предприняв ни одной попытки вернуться домой. Россия в восприятии Бунина так и осталась мрачной, неухоженной страной, которой он еще в 1896 году посвятил стихотворение «Родина». Два коротких четверостишья, лишенные попыток приукрасить суровую русскую действительность, впоследствии стали для автора своего рода заклинанием. Россию поэт запомнил именно такой – мрачной, унылой и безрадостной. Однако это была подлинная родина Бунина, не лишенная самобытности и некоего очарования.

Создавая образ России, поэт использует множество эпитетов. Так, небо в его восприятии выглядит «мертвенно-свинцовым», Сам по себе зимний день, по определению автора «угрюмо меркнет», не добавляя радости. При этом «нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень». Эта строчка говорит о том, что перед нами – путеводные заметки автора в стихотворной форме. Вероятно, Бунину пришлось совершить путешествие по российской глубинке, которое настолько врезалось ему в память, что легло в основу стихотворения «Родина».

Вторая часть этого произведения уже лишена столь мрачной окраски и уныния, свойственных для первых строк. В частности, Иван Бунин обращает внимание на «молочно-синий» туман, который скрашивает неприглядность пасмурного пейзажа и добавляет ему некоторую таинственность. Его поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью. При этом автор считает что печаль, которая таится в глазах не только взрослых, но и детей, связана с особым состоянием души русского человека. Таким образом, Иван Бунин воспринимает русский народ и родную природу, как две части единого целого, которые находятся в гармонии и могут откладывать глубокий отпечаток друг на друге.

4 группа .( 1 ученик рассказывает стихотворение наизусть)

Первый утренник, серебряный мороз!

Тишина и звонкий холод на заре.

Свежим глянцем зеленеет след колес

На серебряном просторе, на дворе.

Я в холодный обнаженный сад пойду –

Весь рассеян по земле его наряд.

Бирюзой сияет небо, а в саду

Красным пламенем настурции горят.

Первый утренник – предвестник зимних дней,

Но сияет небо ярче с высоты.

Сердце стало и трезвей и холодней,

Но как пламя рдеют поздние цветы. (1903)

— Какое настроение вызывает это стихотворение? (Бодрость, энергия, восхищение красотой пейзажа оттеняется тревожным чувством: в каждой строфе повторяются слова с корнем «холод»: «холод на заре», «холодный обнаженный сад», «сердце стало холодней». Но в природе столько красоты, что она побеждает тревогу».)

— Какими красками рисуется осенний пейзаж? (Краски нарядные, яркие, насыщенные. Не только привычная желто-красная осенняя гамма: «красным пламенем настурции горят», «как пламя рдеют поздние цветы», но и холодные краски: «серебряный мороз», «на серебряном просторе», «бирюзой сияет небо», и даже неожиданный зеленый: «зеленеет след колес».)

— Какова роль метафор? («Серебряный мороз», «на серебряном просторе», «свежим глянцем зеленеет след колес»; «звонкий холод». Эти метафоры создают зримость, осязаемость образов природы у Бунина.)

-Какое значение имеют метафорические сравнения в двух последних строфах: «Красным пламенем горят настурции горят. »; «Но как пламя рдеют поздние цветы»?

(Красное пламя настурций, пламя поздних цветов – напоминание о том, что, несмотря на холод в природе и холод в сердце, теплится живой огонь души природы)

После презентации всех анализов учитель предлагает ребятам из других групп добавить что-то

( по желанию)-образы,эпитеты ,ассоциации на « деревья» соседей,чтобы завершить работу. После этого учитель предлагает обсудить результаты работы. А теперь ребята вы можете добавить что-то на каждое из этих деревьев Смотрите ,ребята,какие красивые деревья у вас получились.

4.Молодцы,ребята.Вы сегодня очень хорошо поработали как каждый отдельно,так и в команде.

6.Выводы.( презентация№ 3) Родная природа всегда вдохновляла поэтов как в 18,19так и 20веке.И это мы увидели в стихотворениях Жуковского,Алексея КонстантиновичаТолстого и Ивана Алексеевича Бунина Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но те стихотворения,о которых мы говорили с вами сегодня-это не просто описание природы Пейзажная лирика передает настроения, чувства и переживания человека.

Как же хорошо ребята ,что мы живём в средней полосе и можем наблюдать смену 4 времён года: мы можем видеть снег,первые зёлёные листочки, подснежники и ландыши,цветущую вишню и яблоню,почувствовать запах липы и созревших яблок ,увидетьвсе краски осени. Всё это дарит нам наша любимая русская природа..природа нашей родины

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот.

У реки березка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

7.Рефлексия .А сейчас я хочу ,чобы вы поделились впечатлениями от этого урока.Для этого ,пожалуйста,закончите 4 предложения.

Leave a Reply