Каковы средства создания комического в сказках салтыкова щедрина как мужик двух генералов прокормил

Каковы средства создания комического в сказках салтыкова щедрина как мужик двух генералов прокормил

Сочинение: Сатирические приемы в сказке Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

В итоговый период своего творчества М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к иносказательной форме сказки, где, описывая житейские ситуации «эзоповым языком», высмеивает пороки современного писателю общества.

Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм – для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их.

Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются».

Таким образом, используя различные сатирические приемы, иносказательную форму «эзопова языка», М.Е. Салтыков-Щедрин выражает собственное отношение к взаимоотношениям между людьми, обладающими властью, и простым народом. Писателем высмеивается и неприспособленность генералов к жизни, и тупое исполнение мужиком всех прихотей господ.

Просидевших всю жизнь в регистратуре генералов можно было и не отправлять на необитаемый остров, достаточно было завести их в поле или в лес, оставив одних, как в сказках, можно было и отменить крепостное право, как в жизни.

Конечно, сказка – ложь, преувеличивает писатель, и не было настолько глупых и неприспособленных к жизни генералов, но в любой сказке есть намек. Намекает автор и на безвольность и зависимость мужика, и на беспомощность «генералов», которые бы умерли от голода и холода, если бы рядом не оказался мужик. В сказке много условностей, фантастики: неожиданное перемещение на необитаемый остров двух генералов, там же очень кстати обнаружился и мужик. Многое преувеличивается, гиперболизируется: полная беспомощность генералов, незнание того, как сориентироваться относительно частей света и т.д. Использует автор сказки и гротеск: огромные размеры мужика, съеденный орден, суп, сваренный в ладонях, сплетенная веревочка, не дающая мужику сбежать.

Сами сказочные элементы, используемые автором, – уже сатира на общество того времени. Необитаемый остров – реальная жизнь, которой генералы не знают. Мужик, исполняющий все желания, – скатерть-самобранка и ковер-самолет в одном лице. Салтыков-Щедрин издевается над генералами, которые родились и состарились в регистратуре, над регистратурой как общественным учреждением, которую «упразднили за ненадобностью» и над мужиком, который сам себе веревочку сплел, сам и счастлив, что «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися!». И генералы, и мужик с Подьяческой, но какие разные они в Питере и на острове: на необитаемом острове мужик необходим, значимость его огромна, а в Питере «висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит», маленький, незаметный. Генералы же на острове бессильны, как дети, а в Питере всемогущи (на уровне регистратуры).

Салтыков-Щедрин от души посмеялся над всеми, над теми, кого он называл «детьми изрядного возраста», так как взрослым иногда заново нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, где граница между добром и злом.

Сочинение на тему «средства создания комического в сказках салтыкова-щедрина» ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!

М. Е. Салтыков-Щедрин – знаменитый писатель-сатирик, создавший сказки «для детей изрядного возраста» . В них он показал российскую действительность во всей ее неприглядности. Образы его сказок легко узнаваемы. Премудрый пескарь, всю жизнь дрожавший в своей норке, дикий помещик, мечтавший о чистейшем воздухе без мужицкого духу и другие герои – частое явление и современной жизни. Читая сказки Салтыкова-Щедрина, узнавая в героях знакомых людей, мы смеемся. Но в то же время задумываемся над человеческими пороками, над несовершенством государственного устройства, где возможны такие герои, как медведь на воеводстве.

Какие же средства помогают писателю создавать комическое в своих произведениях? Прежде всего это сатира. Сатирическое изображение героев, будь то генералы или помещик, или просто вяленая вобла, заставляет читателя улыбаться, а иногда смеяться. Но смех этот горек, потому что совсем не весело сознавать, что герой, скрывающийся за премудрым пескарем, бесцельно потратил свою жизнь лишь на то, чтобы сохранить ее. И что же он имеет в конце концов? Ничего. Одна пустота: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто» .

Больно видеть, как умелый, ловкий мужик, который все умеет, с рабской покорностью плетет веревку, чтобы генералы могли его связать: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать» .

Читать полностью по ссылке :

М. Е. Салтыков-Щедрин – знаменитый писатель-сатирик, создавший сказки «для детей изрядного возраста». В них он показал российскую действительность во всей ее неприглядности. Образы его сказок легко узнаваемы. Премудрый пескарь, всю жизнь дрожавший в своей норке, дикий помещик, мечтавший о чистейшем воздухе без мужицкого духу и другие герои – частое явление и современной жизни. Читая сказки Салтыкова-Щедрина, узнавая в героях знакомых людей, мы смеемся. Но в то же время задумываемся над человеческими пороками, над несовершенством государственного устройства, где возможны такие герои, как медведь на воеводстве.

Какие же средства помогают писателю создавать комическое в своих произведениях? Прежде всего это сатира. Сатирическое изображение героев, будь то генералы или помещик, или просто вяленая вобла, заставляет читателя улыбаться, а иногда смеяться. Но смех этот горек, потому что совсем не весело сознавать, что герой, скрывающийся за премудрым пескарем, бесцельно потратил свою жизнь лишь на то, чтобы сохранить ее. И что же он имеет в конце концов? Ничего. Одна пустота: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».

Больно видеть, как умелый, ловкий мужик, который все умеет, с рабской покорностью плетет веревку, чтобы генералы могли его связать: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

Еще одним средством создания комического является эзопов язык. Очень часто героями сказок Салтыкова-Щедрина становятся представители животного мира: вобла, медведь, орел, пескарь. Но, как и в баснях, откуда заимствовал писатель этот прием, так и в сказках за животным обличьем легко различимы человеческие черты: трусость, низость, глупость и другие.

Сатира Салтыкова-Щедрина в его сказках настолько едкая, что иногда становится не по себе от изображаемых им картин русского быта. Достигает он такого эффекта, используя еще один прием – гиперболу, то есть преувеличение, часто переходящее в гротеск – сильное преувеличение. Вспомните помещика, который так одичал без мужика, что стал и обликом и повадками походить на зверя.

Используя сатиру, иронию, гиперболу, гротеск, Салтыков-Щедрин создает картины, не просто высмеивающие общественную жизнь 19 века, но и выражающие протест против рабского существования. Писатель «резко обнажал сущность отрицаемых явлений общественной жизни и казнил их оружием смеха».

Сочинение на тему «Средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина»

Проблемы общественного устройства стояли всегда, именно их в своих сказках анализирует и критикует Салтыков-Щедрин. Этим он показывает любовь к Родине, неравнодушие к тому, что происходит с родным народом и на любимой земле.

Салтыков-Щедрин – обличитель социального неравенства

Салтыков-Щедрин не понаслышке знал все пороки крепостного строя. Выросший в дворянской семье, он с детства впитал ненависть к порабощению крестьян. Салтыков Щедрин сам говорит о своем детстве, где страдания, испуг и голод крестьян вызывали в молодой душе писателя боль.

Щедрин поступает учиться в Царскосельский лицей. К сожалению, учебное заведение уже не то, каким было при Пушкине: ослабел преподавательский состав. В головы студентов насаждалась мысль о том, что их задача – «исполнение начальственных предначертаний». Тем не менее лицейские годы плодотворно сказались на мировоззрении писателя, именно там он знакомится с Петрашевским. Дружба известного утописта и писателя становится очень крепкой.

Уже в первых своих работах Салтыков-Щедрин критикует социальный строй и общественные порядки. За это Николай I ссылает писателя на Вятку. Там Салтыков-Щедрин еще больше укрепляется в идее обличения общественного устройства.

По возвращении из ссылки Салтыков-Щедрин работает в Министерстве, знакомится с Некрасовым и начинает работу в «Отечественных записках» и «Современнике». Будь то писательское дело или государственная служба, везде окружающие отмечали уникальную работоспособность Михаила Евграфовича.

Сказка – венец творчества писателя

Сказки являются венцом творчества Салтыкова-Щедрина. С одной стороны, обращение к этому жанру было обусловлено политическими мотивами. В 1881 году народовольцы убивают Александра II. После этого события печатные издания подвергаются жестокой цензуре. Соответственно, необходимо было изобретать новую форму, чтобы обратить внимание читателя к критике общественных проблем. Это подтолкнуло Салтыкова-Щедрина прибегнуть к эзоповскому жанру – сказке.

Была еще одна причина обращения писателя к сказке: как он считал, этот жанр ближе всего к народу, через него можно донести до любого читателя свои мысли. Использованные средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина не оставили равнодушными большинство слоев общества.

«Сказки для детей изрядного возраста» – так назывался первый сборник Салтыкова-Щедрина, куда вошло 28 сказок. Почему писатель так называет свою аудиторию? Дети с помощью сказок познают окружающий мир, так же, по мнению Салтыкова-Щедрина, и взрослые должны открыть глаза на окружающую действительность.

Сам писатель предстает в образе рассказчика – добродушного сказателя, через рассказы которого проступает саркастический смех. Критики охарактеризовали Салтыкова-Щедрина как «прокурора русской действительности».

Чаще всего в одной сказке поднято несколько актуальных тем. Их можно свести к четырем: обличение безграничной власти царя, господствующего класса, либерализма, также писателя волнует проблема народа.

Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

По своему объему сказка не превышает рассказ. Но в ней выявлено самое существенное в людях и их поведении.

1. Связь с народными сказаниями:

  • Зачины: «Жили да были», «В некотором царстве».
  • Числительные в нечисловом значении: «Тридевятое царство».
  • Присказки: «По щучьему велению».
  • Сказочные эпитеты: «Звери лютые».
  • Сказочные имена: «Иванушка-дурачок».

2. Прослеживается басенная традиция. Часто их называют баснями в прозе, потому что аллегорическим языком показаны человеческие пороки через образы зверей («Премудрый пискарь»).

3. Соединение реального и фантастического – основной источник, с помощью которого достигается комическое в сказках Салтыкова-Щедрина.

4. Для сказок характерен афористичный язык.

Юмор и сатира: различие понятий

Прежде чем анализировать средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина, необходимо определить, что использует автор: юмор или сатиру. Эти два понятия относятся к комическому эффекту, но есть у них существенное различие: юмор – это добрый смех, не переходящий на личности. С сатирой все обстоит иначе: это злая, едкая усмешка. Как правило, она высмеивает человеческие или общественные пороки. Протест и праведный гнев – это спутники сатиры.

Именно сатирический смех использует Салтыков-Щедрин в сказках. Такой смех должен заставить читателей задуматься, все ли хорошо в существующих порядках.

Как писатель добивается комизма

Рассмотрим средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина.

  1. Гипербола (преувеличение). Например, пискарь, живущий и дрожащий 100 лет в своей норе (сказка «Премудрый пискарь»).
  2. Гротеск (соединение реальности и фантастики). Можно сказать, что гротеск присущ большинству сказок Щедрина. Ведь его герои, как правило, оказываются в полуреальном-полуфантастическом мире («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – реальные генералы фантастическим образом переселяются автором на необитаемый остров).
  3. Аллегория (через образы животных показаны человеческие и общественные пороки). Например, сказка «Самоотверженный заяц», где осуждается рабское повиновение, пересиливающее инстинкт самосохранения. И это возведено до благородства.
  4. Эзопов язык. Прием, при котором авторская речь иронична, полна недомолвок и иносказаний. (Генералы, попав на остров, «заплакали первый раз после того, как закрыли регистратуру»).

Как видим, используются разнообразные средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина. Сочинение на эту тему должно освещать каждый прием.

Анализ комических средств в сказке «Дикий помещик»

Разберем одну из сказок, чтобы охарактеризовать средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина. «Дикий помещик» – одно из самых популярных произведений писателя этого жанра. В сказке повествуется о помещике, который остался без крепостных крестьян. Ему казалось, что, лишившись «мужика», заживет хорошо, но случилось все наоборот. Помещик настолько одичал, что стал похож на животное.

Салтыков-Щедрин поднимает в сказке важную мысль: безграничная власть помещичьего класса над крестьянством, тупость и никчемность жизни помещиков. Доносит автор свою мысль, используя характерные средства: гиперболу, гротеск, синекдоху и антитезу.

Гиперболичен образ помещика после того, как пропали крестьяне: оброс шерстью, когтями, утратил умение говорить. Если говорить о гротеске, достаточно привести в пример факт того, что из поместья пропали крестьяне. Кроме того, Салтыков-Щедрин легко переходит от реального к фантастическому: вот помещик живет при крепостных – ситуация реальная, дичает «без мужика» – фантастическая, мужик появился – жизнь снова стала реалистичной.

В композиции сказки использована антитеза – противопоставление: сытой жизни помещика с мужиком противопоставлена жизнь без мужика. Чтобы придать явлению рабского подчинения крестьянства масштабный характер, писатель прибегает к синекдохе, приему, при котором через часть выделяется целое: «мужик» в сказке – это все крестьянство в целом.

Язык автора ироничен, тон его характерен для эзопова языка (помещик не мог произносить уже членораздельные звуки, «но хвоста еще не приобрел»).

Мы рассмотрели средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина. Сочинение будет неполным, если не выделить художественные средства: метафоры («огненный шар») и эпитеты («золотое слово», «рассыпчатое тело»).

Использует автор и фольклорные мотивы. Этим достигается комическое в сказках Салтыкова-Щедрина. Сочинение по «Дикому помещику» – не исключение. Следует отметить: зачин («в некотором царстве»), присказки («жить да поживать»), фольклорные образы животных (рассудительный медведь, трусливый заяц, умный мышонок), троекратные повторы (три раза принимал помещик гостей, когда исчезли крестьяне).

Сказки Щедрина – памятник сатиры. Используя народную поэтическую традицию, писатель смог воплотить богатое идейное содержание.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply