Отчет по теме самообразования: «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения»
статья
Отчет по теме самообразования: «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет по теме самообразования: «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения» | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
учителя начальных классов Добрыниной Натальи Васильевны
по теме: Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании (3год)
Тема самообразования 3 года изучения:
«Решение задач разными способами как средство повышения интереса и качества обучения»
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Цель:
— обучение младших школьников решению задач разными способами, способствующими повышению уровня познавательного интереса.
Задачи:
— расширять знания детей о разных способах решения задач;
— учить различным приёмам, помогающим решать задачи;
— развивать умения решать задачи разными способами.
Актуальность темы.
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего поколения, оборона страны и т.п.), задачи определенных коллективов и групп (сооружение объектов, выпуск литературы, установление связей и зависимостей и др.), а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями. Проблема решения и чисто математических задач, и задач, возникающих перед человеком в процессе его производственной или бытовой деятельности, изучается издавна, однако до настоящего времени нет общепринятой трактовки самого понятия «задача». В широком смысле слова под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследования и разрешения человеком.
Л.М. Фридман так описывает происхождение понятия «задача»: проблемная ситуация образуется из следующих компонентов: действующего субъекта С, цели его деятельности — объекта О, на который направлена деятельность субъекта С, и преграды (затруднения) П. Однако указанное условие возникновения проблемной ситуации (наличие преграды на пути осуществления цели деятельности) является лишь необходимым, но недостаточным для того, чтобы субъект действительно «вошел» в проблемную ситуацию. Надо чтобы он осознал, заметил эту преграду и чтобы захотел устранить (преодолеть) ее. Следовательно, проблемная ситуация — это не просто затруднение, преграда на пути деятельности субъекта, а осознанное им затруднение, способ устранения которого он желает найти. Только в этом случае у субъекта возникает активная мыслительная деятельность. Субъект рассматривает и анализирует возникшую ситуацию, выявляет все ее составные части, связи и отношения между ними, характер и особенности преграды. Тем самым возникает описание проблемной ситуации, т.е. ее знаковая модель — это и есть задача.
Работая над данной темой по самообразованию, я столкнулась с такой проблемой, как решение текстовых задач разными способами. Поэтому моя задача как учителя, помочь в этом ребёнку. Выбрать такие формы, методы работы, которые способствовали бы общему развитию решать задачи. Особенность начального курса математики заключается в том, что он строится на системе задач и практических работ. Каждое новое понятие усваивается при решении тех или иных задач. На решение задач тратится значительная часть учебного времени. И это не случайно. Обучение решению задач мы связываем не только с реализацией образовательных, но и развивающих, и воспитательных целей.
За время обучения в школе каждый ученик решает огромное количество задач. Некоторые ученики овладевают общим умением решать задачи, а многие, встретившись с задачей незнакомого вида, теряются и не знают, как её решить. Причин такого положения много и одной из них является то, что одни ученики вникают в процесс решения задач, изучают их. Другие же не задумываются над задачей, стараются решить её как можно быстрее, не анализируя в должной степени, не выделяя из решения общие приёмы и способы.
Конечно, любые задачи научиться решать невозможно, всегда встретится такая задача, которую не решить. В начальной школе задачи выполняют не только функцию самостоятельного объекта изучения, но и важного средства, с помощью которого младшие школьники осваивают математические понятия, такие, как: «задача», «условие», «вопрос», «требование», «известное», «данное», «неизвестное», «столько же», «больше (меньше) на », «больше (меньше) в раз» и др.
Учителю необходимо сформировать умение решать задачи, а для этого, прежде всего, он должен уметь решать их сам, а так же владеть необходимыми знаниями, чтобы учить этому других.
Если же учащиеся будут уметь решать текстовые задачи различными способами, то у них будут развиваться основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, аналогия, абстракции), зрительная и слуховая память, устная монологическая речь, произвольное внимание, воображение, воспитываться трудолюбие, любовь к окружающему миру, усидчивость, любознательность, терпение, настойчивость и др.
Научить детей решать задачи — значит, научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. От того, насколько хорошо усвоены учащимися эти связи, зависит их умение решать задачи. Учитывая это, в начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач будем называть задачами одного вида. Работа над задачами не должна сводиться к натаскиванию учащихся на решение задач сначала одного вида, затем другого и т. д. Главная ее цель — научить детей осознанно устанавливать определенные связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение. Чтобы добиться этого, учитель должен предусмотреть в методике обучения решению задач каждого вида такие ступени:
1)подготовительную работу к решению задач;
2)ознакомление с решением задач;
3)закрепление умения решать задачи.
Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия. Каждая конкретная учебно-математическая задача предназначена для достижения чаще всего не одной, а нескольких целей: педагогической, учебной, дидактической, а формулировки этих целей подсказывает содержание самой задачи. Справедливо считать, что любая задача, включенная в урок, должна быть обязательно решена на этом уроке, решение доведено до конца и записано соответствующим образом. В результате деятельность учащихся на уроке зачастую однообразна, так как наполнена большим объемом механической и непродуктивной работы. Чтобы этого избежать и чтобы дети не уставали на уроке, с энтузиазмом принимались за работу, необходимо использование разнообразных форм и методов проведения урока в целом и решения текстовых задач в частности.
Курс обучения младших школьников математике по программе М.И Моро предполагает формирование у детей ряда представлений и понятий, ознакомление учащихся с некоторыми теоретическими фактами, формирование умений и отработка соответствующих навыков применения теоретических знаний. Коме того, программа предполагает доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Рассматриваемые в начальном курсе математики основные понятия, отношения, взаимосвязи и закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.
Процесс формирования способностей
Анализируя имеющиеся в методической литературе описания различных способов решения текстовых задач, я пришла к выводу, что детей начальной школы можно научить решать задачи разными методами, обусловленными различием разделов знаний:
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ – путём выбора и выполнения действий над числами.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ – с помощью составления и решения уравнения.
ПРАКТИЧЕС КИЙ — средством предметной модели.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ — построением геометрических фигур и измерением соответствующих величин.
Главной моей задачей, как учителя, была задача: разработать свою систему работы, связанную с решением текстовых задач, с использованием разнообразных форм работы над текстовой задачей.
Работу над задачей начинаю с 1 класса. Знакомлю детей с этапами решения задач:
1 этап- Восприятие задачи .
Цель: понять задачу, т.е. выделить все множества и отношения, зависимости между ними, лексическое значение слов.
Приёмы выполнения: к раткая запись; р исунок; ч ертёж; т аблица.
2 этап – Поиск плана решения задачи.
Цель: « связать» вопрос и условие.
Приёмы выполнения: рассуждаем от условия к вопросу; рассуждаем от вопроса к условию, составляем модель или уравнение.
3 этап – Выполнение плана.
Цель: решение задачи в соответствующей математической области (методы решения) : а рифметика; а лгебра; г еометрия.
У Кости было 6 машинок. Когда на день рождения ему подарили ещё несколько машинок, то их стало 9. Сколько машинок подарили Косте?
Ответ: 3 машинки.
Практический метод:
ОООООО
Алгебраический метод:
6+х =9
х=3
Ответ: 3 машинки подарили.
Геометрический метод
6 ?
9
4 этап – Проверка решения.
Цель: убедиться в истинности выбранного плана и выполненных действий.
Приёмы выполнения: р ешение другим способом; п рикидка ответа; с оставление и решение обратных задач и др.
В школьном курсе нет четкого разделения методов, в том смысле, что авторы школьных учебников не дают напрямую схему какого либо метода. Поэтому, решая задачи любого типа, пусть даже наиболее удобным методом не стоит забывать о других способах её решения.
Практика
Обучение решению задач веду, используя элементы технологии С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении. Методические приёмы этой технологии позволяют мне оптимально включать в работу всех детей, вести непрерывную обратную связь со всем классом. Комментируемое управление даёт хорошие результаты при решении задач, начиная с первого класса. Опорные схемы оформляю в виде таблиц, карточек, наборного полотна, рисунков. Схемы помогают моим ученикам снять скованность, страх ошибки. Она становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а всё внимание детей направлено на размышление, осознание причинно-следственных связей и зависимостей.
В своей практике применяю КСО ( коллективный способ обучения)по А.Г.Ривину, В.К.Дьяченко. Применение КСО кардинально меняет ситуацию. На моих уроках говорит каждый ученик, причём говорит на языке задачи. Учебный процесс осуществляю через 4 организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. При решении задач на уроке, работая в парах сменного состава, каждый ученик становится одновременно и учителем. Отвечает на вопросы задачи, сам составляет вопросы и задаёт их, ищет другой способ её решения. КСО способствует реализации образовательных целей, развивает познавательную активность и самостоятельность, приучает моих детей к ответственности, расширяет границы межличностных отношений, делает процесс решения задачи, а затем и самооценки объективным.
3. Заключительная часть.
Задачи выполняют важную функцию в начальном курсе математики, а умение решить её разными способами является полезным средством развития у детей логического мышления, умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать связи между рассматриваемыми явлениями, находить признаки абстрактных математических понятий в реальных объектах и, следовательно, устанавливать связь теоретических знаний в области математики с жизнью.
Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся: прививается культура мышления, общения и выражения собственных мыслей, вырабатывается умение слушать мнение учителя и одноклассников, анализировать и оценивать услышанное, вырабатывается аккуратность в ведении записей, расширяется кругозор, воспитывается чувство коллективизма среди школьников и т.д.
Мне важно, чтобы умение решать задачи разными способами позволяло моим учащимся более свободно ориентироваться в простейших математических закономерностях окружающей действительности и использовать накопленные знания при дальнейшем изучении курса математики.
Статья «Системно — деятельностный метод обучения, как средство повышения качества образования».
методическая разработка на тему
Основная цель обучения по ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения универсальных способов деятельности. Без их освоения ребёнок не может учиться. И системно-деятельностный подход способствует развитию таких универсальных учебных действий, которые распространяются на все предметы, а также необходимы для решения задач практического характера. Чтобы ученик не оказался беспомощным в современном мире, надо его научить учиться, приобрести способность к самоизменению, саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»
«Системно — деятельностный метод обучения, как средство повышения качества образования».
Составила и провела
учитель начальных классов:
Фомина Оксана Викторовна
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». (Китайская мудрость)
Я бы хотела сейчас обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на одну из самых актуальных тем современного образования: системно-деятельностный подход в современной системе образования.
Другими словами, системно — деятельностный подход — это формирование умения действовать со знанием дела.
На сегодняшний день мы переживаем изменения во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что старые методы обучения не позволяют в достаточной мере обеспечить успешную адаптацию детей к жизни в современном обществе.
Основная цель обучения по ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения универсальных способов деятельности. Без их освоения ребёнок не может учиться. И системно-деятельностный подход способствует развитию таких универсальных учебных действий, которые распространяются на все предметы, а также необходимы для решения задач практического характера. Чтобы ученик не оказался беспомощным в современном мире, надо его научить учиться, приобрести способность к самоизменению, саморазвитию.
Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного ребёнка ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Проблемно — диалогическая технология, лежащая в основе программы «Школа 2100» создаёт для ребёнка ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию положительной самооценки и комфортного психологического состояния.
Эта программа обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Она адаптирована к стандартам II поколения.
Данный УМК реализует системно-деятельностный подход через ряд деятельностно-ориентированных принципов, а именно:
а) Принцип обучения деятельности.
Все предметные УМК, составляющие комплекс УМК ОС «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет мне в полном объёме реализовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися.
-технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
-технология оценивания учебных успехов;
б ) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
«Школа 2100» — это система развивающего обучения. В ней я активно реализую технологию проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. В понятии «проблемно-диалогическое» обучение первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
В настоящее время у меня первый класс по ОС «Школа 2100».
Первая трудность, с которой я столкнулась, используя технологии деятельностного типа, это вовлечение детей в диалог с учителем и друг с другом. Мои первоклассники были растеряны, не понимали, как они могут определить то, чем будут заниматься на уроке, зачем они будут это делать и для чего. Дети были не готовы самостоятельно определять цель своей деятельности, действовать по алгоритму, сверять свои действия с поставленной целью. Для развития этих умений мы вместе с детьми шаг за шагом отрабатывали алгоритм проблемно-диалогического урока. Особенно трудно проходил этап постановки учебной задачи. На первых уроках приходилось дожидаться ответа хотя бы одного ученика, который более удачно сформулирует цель деятельности или предложит план действий, но остальной класс в это не включался, а просто выжидал. (Желая сэкономить время на уроке, нередко хотелось самой назвать цель и план действия.)
Постепенно, думаю, мы решим наши проблемы. Так как дети на уроках становятся все более активными, вступают в диалог друг с другом, проявляют интерес к продуктивным заданиям. Они уже понимают структуру урока, готовы к тому, что сами будут формулировать основной вопрос урока, составлять план действия. Мои первоклассники привыкают работать с алгоритмами, схемами, таблицами. Конечно, говорить о конечных результатах нам очень рано.
В своей работе с моими первоклассниками я создаю ситуацию успеха, чтобы каждый получил и похвалу, и поощрение. Поэтому в 1-м классе я строю уроки так, чтобы дети максимально заинтересовались получением знаний (с УМК «Школа 2100 это оказалось несложно).
Рассмотрим урок в 1 классе на тему: «Перенос слов»
На 1 этапе использования системно-деятельностного подхода (а это мотивация к учебной деятельности) звучит примерно такой диалог:
— Будем бояться? (нет)
— А что будем делать? (начнём спокойно думать)
— Может так случиться, что мы с первого раза что-то не поймём? (да)
— Если мы что – то не поймем, то … (учитель нам поможет).
2 этап: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
Цель: обсуждение затруднений ( «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»
Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог;
В формировании проблемы мне помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у моих детей удивление и способствует появлению вопроса.
Продолжаем рассматривать урок.
Словарная работа : один ученик пишет под диктовку на доске: класс, тонна, собака, суббота.
— С нами писал слова наш сказочный герой Незнайка. Посмотрите что у него получилось. класс, тонна, собака, субб
— Почему Незнайка оборвал последнее слово?
— Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает?
— Чем сегодня будем заниматься, чтобы помочь Незнайке и научиться самим быть грамотными? Какую цель себе поставим? (научиться переносить слова).
-Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую можно по правилам или так, как захочет пишущий?
— Что бы вы предложили?
— Как вы думаете, на какой вопрос мы будем отвечать на уроке? (Как переносить слова?)
На уроке познакомимся с правилами переноса, потренируемся в переносе слов
3 этап: («открытие нового знания»).
Цель: решение учебной задачи
Способы : диалог, парная работа;
методы : подводящий к открытию диалог;
Это трудный этап и для учителя, и для ученика. Здесь дети должны понять, «чего они не знают» и найти выход из этого положения. Очень эффективна на этом этапе работа в парах.
Продолжу рассмотрение урока русского языка.
— Попробуйте перенести слова «суббота». (Дети работают в парах, я выслушиваю гипотезы и все записываю на доску).
После выдвижения своих версий, дети стремятся искать ответ на свой же вопрос.
— Смотрите, слово одно, а разных вариантов переноса много. Почему? Что мы пока не знаем? (не знаем, как правильно перенести слово)
— Посмотрите на доску и попробуйте сами сформулировать правила переноса слов.
На доске: груп-па су-ббота
Далее мы обязательно сравниваем с эталоном.
— Ребята, а где мы можем проверить свои предположения? (в учебнике)
4 этап:первичное закрепление.
5 этап:самостоятельная работа.
Рассмотрю далее урок русского языка. Все мы знаем, что очень полезно давать детям задания на развитие орфографической зоркости (найти ошибки). На доске записаны слова и разделены для переноса:
Ан-нушка А-нечка Аня Ан-на Ан-юта
— Найдите ошибки. (К доске выходят 2 человека: один говорит, другой исправляет).
6 этап:рефлексия учебной деятельности.
Тот же урок русского языка.
— Где эти знания можно применить?
В результате применения на уроке элементов системно-деятельностного метода, дети самостоятельно «открыли» и освоили новое знание.
Благодаря системно-деятельностному методу, проблемному диалогу дети активны, все думают и не боятся выражать свои мысли, какие бы они не были. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей (при групповой работе) позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. В 1 — м классе ещё нет отметок как результата образовательных достижений, но в моём классе за год обучения по программе «Школа 2100» появились дети, которые желают активно высказывать свою точку зрения, могут оценивать свои и чужие учебные действия, умеют результативно мыслить.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек формируется как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который приносит свои плоды, несомненно, не сразу, но ведет к достижениям.
При организации внеурочной деятельности я использую разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые занятия, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по теме «Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования».
Содержание: Введение……………………………………………………………….……3 Актуальность проблемы……………………………………….….………3Модульное обучение как педагогическая технология…………………..4Организация работы по .
Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (.
Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (.
В предлагаемом материале описывается как можно использовать на уроках в начальных классах таких интерактивных методов как работа в паре, работа в малых группах, прием «Микрофон», «Снежный ком», «2-4-в.
Leave a Reply