Опорный конспект как предметно знаковое средство обучения

Опорный конспект как предметно знаковое средство обучения

Использование опорных конспектов на уроках
методическая разработка на тему

В начале XXI века появляется особое графическое средство обучения – рисуночно-идеографическое письмо . Оно представляет собой особую знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов пиктограмм и идеограмм. Блок-схема, блоковая система обучения, опорные конспекты, рисуночное письмо, рисуночно-идеографическое письмо являются синонимами и отражают сущность графического средства обучения.

Скачать:

Вложение Размер
opornye_shemy_na_uroke.doc 576 КБ

Предварительный просмотр:

Использование опорных конспектов на уроке.

Составитель Литова О.А.

Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 г., ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы.

С 1987 г. заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Проживает в Донецке. Его педагогический стаж — 53 года. Из них 40 лет — исследования и эксперименты. Издано более 30 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена «Николая Чудотворца» за приумножение добра на Земле.

В.Ф.Шаталов по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой. Виктор Федорович брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное. Шаталов «минимизировал» учебники — «выжал из них всю воду», оставил лишь существенное. В начале урока Шаталов дает материал в целом. Он сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать «общую картину», то кусочки легко встанут на свои места. На уроках все необычно: дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, загодя зная, что они им под силу.

Один из стержней шаталовской методики — опорная схема (далее — ОС) — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. рассматривается как частный метод.

Сравним его с традиционной системой обучения. На обычном уроке действует следующая взаимосвязь учителя и школьников: Учитель (У) — Слово (С) — Школьник (III). Между тем общеизвестно, что информация (знания) воспринимается мозгом человека в виде образов, символов, знаков, кодов. Слово — ассоциативный раздражитель. В системе взаимодействия «учитель — школьник» должно быть еще одно звено трансформации слова учителя в форму, максимально адаптированную для восприятия учащимися. Наиболее оптимальная форма, а потому получившая наибольшее распространение, — опорная схема. Это закодированная в виде знаков, символов, образов, понятий, определений новая информация урока (ее основное содержание, причинно-следственные и ценностно-ориентированные связи), представленная на бланке, выполняющем специфические дидактические задачи. Причем в ОС может выражаться любая новая информация каждого учебного предмета. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности.

Примечательно, что система обучения Шаталова без оговорок нравится его ученикам: они работают творчески, с увлечением, никто не шалит на уроках, дисциплине в классе может позавидовать любой педагог.Все отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке. Уроки Шаталова дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников.

Практика показывает , что эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и составляет. Учителя не понимают, а потому и отрицают чужие ОС, поскольку закодированное и символическое выражение информации сугубо индивидуально. Ведь в ОС кодируется материал именно этого урока, объяснения именно этого учителя и учитываются индивидуальные особенности именно этих учащихся. Не ОС определяет содержание урока, на что ориентировали учителя в бытовавшей системе внедрения шаталовской методики, а, напротив, содержание урока определяет ОС. Учитель должен знать виды (всего их семь) и формы ОС, уметь варьировать их. Должен он знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма.

Важно учить педагога организации процесса составления ОС. Распространена ошибка, когда пытаются составить ОС сразу полным блоком и в окончательном виде. Такой подход обычно заканчивается неудачей и порождает неверие в свои силы. При составлении ОС необходимо соблюдать следующие этапы:

  • определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке;
  • дифференцировать словесно-образное и знаково-симво-лическое выражение каждого понятия (составление опорных сигналов);
  • составить опорные сигналы в их отдельных взаимосвязях;
  • составить полный бланк ОС.

Опорные схемы на уроках биологии

В начале XXI века появляется особое графическое средство обучения – рисуночно-идеографическое письмо [6, 7, 8]. Оно представляет собой особую знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов пиктограмм и идеограмм.

Отметим, что слова и словосочетания блок, блок-схема, блоковая система обучения, опорные конспекты, рисуночное письмо, рисуночно-идеографическое письмо являются синонимами и отражают сущность графического средства обучения.

Организация проведения уроков биологии с применением графического конспекта (блока).

Применение графического конспекта на уроках биологии предполагает, что главной дидактической единицей остаётся урок с его конкретными целями и задачами. Основной целью здесь является активизация внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок. К данному уроку применимы задачи классического уровня: образовательная, обучающая, воспитывающая. Образовательная сущность применения графического конспекта состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации. Развивающая задача заключается в продолжение развития логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков. Воспитательная сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда. Всё это вместе взятое позволяет затрагивать глубинные психические процессы, связанные с откладыванием в памяти учащегося взаимосвязанных частей учебной информации.

Организация урока с применением графического конспекта состоит из следующих этапов: вводно-мотивационный, операционно-познавательный, контрольно-оценочный. На первом этапе происходит знакомство учащихся с планом урока, его целями и задачами. Затем проводится краткий инструктаж работы с учебником, тетрадью, а также требованиями к оформлению графического конспекта. Познавательная деятельность учащегося на операционно-познавательном этапе направлена в основном на изучение учебного материала, результатом чего является структурно-логический конспект, составленный каждым учеником индивидуально. Это основной этап урока, где осуществляется наивысшая активизация внутренних процессов в ходе восприятия и переработки новой информации с помощью рисунков, знаков, символов. Здесь происходят три уровня усвоения учащимися знаний и умений: репродуктивный, конструктивный, творческий. На репродуктивном деятельность ученика направлена в основном на изучение и воспроизведение учебного материала. Это необходимо для создания базовых знаний всех школьников без исключения. Следует отметить, что ученик составляет рассказ с использованием своих рисунков-сигналов. На конструктивном (эвристическом) уровне учащиеся перекомбинируют, конструируют знания, добытые в ходе подготовки, т.е. на репродуктивном уровне. Здесь деятельность каждого ребенка направлена на сравнение, анализ и обобщение полученной информации. Новый учебный материал подвергается мыслительной переработке, а информация, которая основывается на логической структуре запоминания, из кратковременной памяти переходит в долговременную. Творческий уровень предполагает, что знания приобретаются учащимися в ходе самостоятельного поиска. Он проявляется в дополнении сведений по частным вопросам, использовании научно-популярной литературы, собственных наблюдений и т.д. На всех выше перечисленных уровнях учитель выступает в роли консультанта.

Далее следует контрольно-оценочный этап, где учащиеся по желанию или по выбору преподавателя воспроизводят текст учебника по своим конспектам. Таким образом, итогом работы ребенка является графический конспект, структурно-логически выполненный, воспроизведённый им и оцененный учителем.

Требования для учащихся к оформлению графического конспекта (рекомендации).

  • Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради.
  • Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими.
  • Необходимый текст оформлять печатными буквами.
  • При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!
  • При составлении конспекта использовать дополнительную литературу.
  • При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.

Работа с учебной информацией по составлению и использованию графических конспектов учащимися, как показывает практика, процесс творческий, увлекательный, дающий существенные результаты, как для учителя, так и для самих учащихся. Положительной стороной здесь является то, что: развивается монологическая речь, происходит выявление основного, главного учебного материала, улучшается качество обучения, знания становятся осмысленными, воспитывается художественный вкус, исчезает страх перед вызовом, развиваются творческие навыки, появляется уверенность в себе.

Обучать составлению графических конспектов можно с шестого класса, т.к. учащиеся уже имеют определённые знания, умения, навыки. Потенциал конспектов огромен и не ограничивается только облегчением понимания учебного материала, его запоминания и воспроизведения. С его помощью удобно и быстро записывается лекционный материал, что, несомненно, поможет будущим студентам в получении выбранной профессии. В конечном счете, происходит усвоение и развитие учебной информации с помощью ассоциативного восприятия. Безусловно, в старших классах такая форма уже не будет ярко выражаться в рисунках, но, к тому времени учащиеся, как правило, уже вырабатывают свою индивидуальную знаковую систему.

5.1. Понятие о предметно-знаковых средствах обучения

Предметно-знаковые средства обучения — это дидактические средства, выраженные знаками (формулами, бук­вами, словами) естественных и искусст­венных языков, организующие познава­тельную деятельность обучаемых.

К предметно-знаковым средствам обучения относятся учебная литература (УЛ) и разнообразный дидактический материал (Д.м.).

Учебная литература – совокуп­ность письменных произведений, изла­гающих предметное содержание образо­вания и организующих различные виды учебной деятельности с учетом возрас­тных или иных особенностей обучаемых:

Дидактический материал – знаковое дидактическое средство, которому передана определенная часть функций преподавателя в рамках изу­чения ограниченного фрагментированного объема учебной информации.

инструкционно-техно логические карты (И.т.к.);

опорные конспекты (O.K.);

рабочие тетради (Р.т.);

педагогические программные сред­ства (ППС);

учебные кино- и видеофильмы и мн. др.

5.1. Технология конструирования опорного конспекта

Опорный конспект это составленное по определенным принципам, предметно-знаковое средство, передающее в наглядной лаконичной форме основные содержательные вехи учебного материала одной или нескольких тем, в логике познавательной деятельности учащихся.

Опорный конспект содержит только основное содержание изучаемого материала и подает его в целостной форме, в виде опор, опорных сигналов с использованием рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем.

Опора ориентировочная основа действий, способ внешней органи­зации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

Опорный сигнал ассоциативный символ (знак, слово, схема, рису­нок), заменяющий некое смысловое значение.

Следовательно, опорный конспект является системой опорных сигна­лов, представляющей собой наглядную конструкцию, замещающую систе­му фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

При составлении опорных конспектов учебная информация кодирует­ся в виде смысловых, наглядных, словесных опор, способствующих форми­рованию понятий и быстрому их запоминанию. С этой целью в опорный конспект для представления информации вводятся различные схемы (блок-схемы, принципиальные схемы и т.д.), диаграммы (временные, векторные, потенциальные), графики, мнемонические приемы (аббревиатура, логиче­ские цепочки, символы, жизненные ассоциации). При составлении опорных конспектов происходит сжатие информации, поэтому одна страница опор­ного конспекта иногда передает содержание нескольких страниц учебника. Установить неизменную пропорцию этого сжатия информации, конечно, нельзя даже в рамках одной и той же дисциплины, так как она меняется от темы к теме. К тому же материал некоторых предметов вообще трудно поддается сжатию.

При разработке и применении опорных конспектов необходимо учи­тывать следующие психологические аспекты:

Материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко вос­принимается и запоминается. Компактное представление информации дает возможность охватить материал фронтально.

Создается основа осуществления логических операций, способст­вующая сохранению основных знаний в долговременной памяти.

Способ подачи информации повышает внимание учащихся, удачно подобранные, ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, способствуют прочному запоминанию и в некоторой степени снятию утом­ления.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

Лаконичность (300–400 печатных знаков). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 — 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

Унификация печатных знаков, то есть использование единой символики по одному предмету. Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то же время все блоки между собой связаны логически.

Ассоциативность. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации;

Доступность воспроизведения. Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.

Цветовая наглядность и образность требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание;

Опорный конспект как средство развития учащихся

Сущность и основное назначение опорных конспектов, технология их разработки. Методика применения опорных конспектов в учебном процессе. Феномен идентификации словесного образа и текста. Планирование учебных занятий с использованием опорных конспектов.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.12.2012
Размер файла 464,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Сущность и назначение опорных конспектов
  • 2. Технология разработки опорных конспектов
  • 2.1 Этапы разработки опорного конспекта
  • 2.2 Мнемонические приемы
  • 3. Методика применения опорных конспектов в учебном процессе
  • 3.1 Планирование учебных занятий с использованием опорных конспектов
  • 3.2 Методика применения опорных конспектов
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Первобытный человек, выбивая на скале незамысловатые фигуры, кодировал доступную ему информацию. Человек современный, захлестываемый информационным валом, вынужден пойти по тому же пути. Все обширнее становится пласт знаний, который обозначается символами. Только сейчас это уже не петроглифы на серых камнях, а знаки, высвечивающиеся на экранах мониторов. Изменился характер начертания, иные в них вкладываются смыслы, но суть остается прежней. Мы идем «назад, в будущее».
  • Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.
  • 1. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом — будущее. С «формулами» жевательных резинок, газированных напитков, бытовой техники мы сталкиваемся на каждом шагу. А ведь по большому счету ОК — это реклама учебного материала.
  • 2. Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект — идеальная Главная страница раздела или темы.
  • Возвращаясь к самой болевой точке темы, отметим, что алгоритм необходимо заменить технологией, позволяющей учителю работать и эффективно, и творчески. Разница между этими двумя подходами должна быть не в терминах, а в самой организации работы. Ее необходимо тщательно продумать, согласовать с реальными условиями учебного процесса и потребностями ученика. Мы имели возможность убедиться в том, что и самые дельные чужие рекомендации не гарантируют собственного хорошего результата. При построении технологической цепочки должны соблюдаться определенные принципы, которые вытекают из специфики предмета и природы самого ОК.

Опорные сигналы и опорные конспекты — основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно-воспитательным процессом базируется на категориях «оценка», «повторение», «контроль» и «самоконтроль».

Как подвести ученика к успеху, облегчив его учебный труд? Тут надо

подумать о мнемонике, которая и призвана помочь ученической памяти и пониманию. Один из главных ее инструментов — опоры. Зрительные, звуковые, смысловые — к такому выводу приходит В.Ф. Шаталов.

Опорные сигналы в системе В.Ф.Шаталова — весьма оригинальный вид

наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средстваконкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах.

Начнем с самого простого: буква в слове — это опорный сигнал. Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее следовало назвать просто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляя слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них.

Буква — опора. Буква — сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы — это и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию. Известны и специальные мнемонические приемы, своеобразные опорные сигналы, которые придуманы для того, чтобы облегчить запоминание. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге? Информацию можно закодировать и более экономным способом, например с помощью аббревиатур.

Неожиданность и экономность — принципы, на которых строятся опорные сигналы. Но есть еще и другие. Среди них — принцип ассоциации. В многочисленных брошюрах с опорными сигналами по разным учебным предметам можно встретить самые неожиданные слова и предложения. Что, к примеру, скажут непосвященному читателю такие записи на страницах брошюр с опорными сигналами по физике, как кварк, Древний Рим, усики, Аморфное состояние неустойчиво — глицерин и т.п.? Но в том-то и дело, что каждый из этих сигналов несет в себе обильную информацию и, самое главное, помогает восстановить (высветить!) ее содержание. Запоминается же он на всю жизнь».

Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее понятую информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента.

Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов как из кирпичиков.

Он помогает учащемуся воспринимать какую-либо тему целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки учителя становятся понятными.

Основные принципы составления опорного конспекта:

· Лаконичность (300-400 печатных знаков).

· Структурность (4-5 связок, логических блоков).

· Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого,

оригинальное расположение символов)

· Унификация печатных знаков.

· Автономность (каждый из 4-5 блоков должен быть самостоятельным).

· Цветовая наглядность и образность.

При разработке и применении опорных конспектов необходимо учитывать следующие психологические аспекты:

1. Материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко воспринимается и запоминается. Компактное представление информации дает возможность охватить материал фронтально.

2. Создается основа осуществления логических операций, способствующая сохранению основных знаний в долговременной памяти.

3. Способ подачи информации повышает внимание учащихся, удачно подобранные, ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, способствуют прочному запоминанию и в некоторой степени снятию утомления.

2.1 Этапы разработки опорного конспекта


1. Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная информация, исторические справки, высказывания известных ученых и т.д.


2. Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).


3. Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал.


4. Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.


5. Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.


6. Кодирование значимости учебной информации в цвете. При разработке опорных конспектов не существует жестких условий при выборе цвета. Однако желательно следовать рекомендации по использованию некоторых цветов:


*использовать не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;


*иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;


*обеспечивать хороший контраст фигур и фона;


*избегать комбинации красного и желтого цветов;


*избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.


опорный конспект образ текст


2.2 Мнемонические приемы

«Осмысленное» запоминание и «механическое» запоминание. В психологической литературе для обозначения этих понятий обычно используются другие слова. Говоря об осмысленном запоминании, психологи обычно употребляют слова «память», «сознание», «осознание», «осмысление». А под механическим запоминанием подразумевается «реминисценция».

Спор о том, какое запоминание лучше — осмысленное или механическое — бессмысленный. Так как нельзя противопоставлять память реминисценции. Это как «темное» и «светлое», «холодное» и «горячее». Человек использует в учебе и в жизни и то и другое. При обучении запоминанию необходимо учиться и осмысленному запоминанию и механическому.

Вот как толкует слово «память» Пьер Жане (Эволюция памяти и понятия времени, 1928 г.): «Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное, — действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, которое составляет основу привычек и навыков».

При разработке опорных конспектов используются специальные приемы отбора, структурирования и отображения учебной информации, получившие название мнемонические приемы.

Мнемоника, мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем припоминаемого материала путем образования искусственных ассоциаций. Одним из наиболее известных приемов М. является установление связей между запоминаемыми объектами и конкретными частями воображаемого пространства (напр., мысленно представляемой стены комнаты).

Постоянно тренируясь в использовании различных искусственных приемов заучивания, некоторые мнемонисты приобретают способность быстро запоминать очень большой, притом часто бессмысленный, материал (последовательность цифр, наборы бессмысленных слогов и т. п.) и демонстрируют свое искусство на публичных выступлениях. Однако для подлинного повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов М. может иметь лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а существенные, логически оправданные осмысленные связи как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем-либо ранее уже известным.

Мнемонические приемы выполняют роль своеобразного «мостика», позволяющего облегчить запоминание учебного материала и увеличить объем памяти.

Различают следующие разновидности мнемонических приемов:

*опорные слова, словосочетания;

Создание жизненных ситуаций, аналогий при объяснении учебного материала облегчает понимание принципа действия устройства и дает дополнительную опору для его запоминания.

Ассоциация — система приемов, облегчающих запоминание и понимание учебного материала, ассоциации создают внешние опоры с уже хорошо известными фактами и представлениями, чем облегчают понимание и запоминание формируемых знаний.

Аббревиатура широко применяется в опорном конспекте для выделения информации, учебного материала, связанного с обозначением марок проводов, материалов. Запомнить несколько знаков легче, чем сложное название, но еще проще ассоциировать несколько букв с реальными объектами. При использовании аббревиатуры в опорном конспекте необходимо отражать приемы ее расшифровки.

Символика применяется при изучении технических дисциплин и позволяет значительно улучшить структуру представляемой информации, придает ей динамичный характер. Примером символики могут служить хорошо знакомые учащимся значки:

> — сложная опосредованная зависимость.

Логические цепочки используются в опорных конспектах и позволяют расширить причинно-следственные связи в физических процессах с помощью символов и знаков. Такая лаконичная форма записи наглядно отражает информацию по рассматриваемому вопросу.

Leave a Reply