Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы детей

Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы детей

Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
методическая разработка по теме

Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка. Игры с песком снижают негативные проявления (страх, агрессию, тревожность), уменьшают проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида). В песочнице дети регулируют свое поведение, учатся общаться, взаимодействовать, налаживают эмоциональное общение со сверстниками.

Скачать:

Вложение Размер
pesochnaya_igroterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_emocionalnoy_sfery_doshkolnikov.docx 19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников

Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком

Сказочные этюды на выражение эмоций

Этюд па выражение страха «Мост Страха»

Инструкция: «Ребята, вы отправляетесь В дальнее путешествие, на пути вам встретится много преград. Самая главная и сложная из них — Мост Страха. Для того чтобы пройти по нему, необходимо взяться за руки, закрыть глаза и пройти по узкому мостику (мосток из ребристых дорожек). А обратно мы пойдем спиной друг к другу!»

Материал : ребристые дорожки, записи музыки с оттенками тревоги и радости.

Этюд на выражение гнева «Зыбучие пески»

Инструкция: «Представьте себе, что вы превратились в злых волшебников. Когда вы ступаете на горячий песок, ваши ноги начинают проваливаться. Вы гневаетесь, раздвигаете песок. »

Материал: ткань, имитирующая песок.

Этюд на выражение радости «Встреча с маленькими человечками»

Инструкция: «В небольшой песочной стране жили маленькие человечки. Они не умели радоваться. Я прошу пас научить их радоваться с помощью мимики, жестов, движений. Покажите человечкам, как выглядит радость».

Материал: песочница, фигурки гномов.

Этюд на выражение восторга «Ветер перемен»

Инструкция: «Ребята, представьте себе, что вы живете в городе, где никогда ничего не происходит. И вдруг однажды вечером по всем улицам города разнеслась музыка, и появился фокусник. Какое чувство вы испытаете?»

Материал: запись музыкального сопровождения, миниатюрные игрушечные домики, фигурка фокусника.

Упражнения на расширение представлений детей об эмоциях

«Портрет на песке»

Инструкция: «Ребята, нарисуйте на песке свой портрет:

© когда вам дарят новую игрушку;

© когда вас обидели;

© когда вы испугались;

© когда увидели радугу».

Инструкция: «Ребята, создаете в песочнице картину «Песчаные эмоции», используя разноцветный песок.

Материал: разноцветный песок.

Игра-тренинг на снятие напряжении «Песочная река»

Инструкция: «Ребятки, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Материал: запись релаксационной музыки.

Игры для развития общения

Инструкция: «Ребята, далеко-далеко есть страна понимания, где живут добрые люди, которые понимают друг друга без слов. Сейчас я загадаю слово и покажу его жестами, а вы скажете мне, что я загадала».

Детям предлагается самостоятельно поиграть в эту игру.

«Прием в королевстве Кривых зеркал»

Инструкция: « Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в королевство Кривых зеркал спасать друга, но чтобы пройти мимо стражников, вам необходимо с ними познакомиться и подружиться. »

Игра на оптимизацию самооценки «Мы — мастера»

Инструкция: «Ребята, сегодня вам, детям посчастливилось принять участие в конкурсе мастеров-ремесленников. Вам нужно рассказать всем, что они умеют делать лучше всего. Свой рассказ вам нужно начинать словами: «Я лучше всего умею делать. »

Упражнении на снятие агрессин и конфликтности

«Рыча, лев, рычи; стучи, поел), стучи»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам превратиться при помощи волшебных слов в паря зверей — во льва. По моему сигналу вам нужно порычать так громко, чтобы услышат все звери в лесу.

По моему второму сигналу рычание должно прекратиться.

(Дети выполняют задание по инструкции педагога.)

А теперь давайте покатаемся на поезде. Я сама стану во главе, а вы будете вагончиками. При движении мы будем произносить четко характерные звуки, выполнять движения».

Материал: запись музыкального сопровождения.

Инструкция: «Король сказочной страны объявляет жителям о поединке. Вам нужно выбрать себе действующих персонажей. Для того чтобы одержать победу, необходимо:

© соорудить совместно с персонажем друга сторожевую башню;

© проплыть под водой в песочной реке;

© написать парами песочное послание».

Этюды на снижение импульсивности и демонстративности

Инструкция: детям предлагается посмотреться в песочное зеркало и нарисовать, какими они увидели себя.

Материал: «песочное зеркало», карандаши, цветные мелки, краски, альбом.

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам искупаться в теплом песке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под „песчаной водой» есть жители, которых нельзя наделать».

Материал: песочница, фигурки «подводных жителей».

Игры на снижение тревожности и незащищенности

«Что же спрятано в песке»

Инструкция: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигурки».

Материал: песок, фигурки.

«Сундучок с сюрпризом»

Инструкция: ребята открывают сундук с песком. Им предлагается одним пальцем, выполняя круговые движении, найти сюрприз.

Материал: сундучок с песком, сюрпризы — бусины, пуговицы, шишки.

Инструкция: «Сейчас вы отправитесь на бал. Вал не простой, а звериный. Пусть каждый ребенок по желанию выберет себе зверя, охарактеризует его и выполнит вместе с ним танцевальные движения в соответствии с выбранным образом»

Игры па снижение эгоизма

«Великая тайна пустыни»

Инструкция: «Сегодня нам предстоит разгадать тайну. Но это сможет сделать только тот, кто подарит самое дорогое своему другу».

После словесного обсуждения подарков и поступков раскрывается тайна, что самое дорогое в пустыне — это вода. Педагог выступает в роли путника, которому очень хочется

пить, и предлагает детям определенное количество воды. Им необходимо разделить воду на всех поровну.

Материал: песок, пода.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин зеркал»

Инструкция: «Я предлагаю вам побывать в магазине, где продаются различные необычные и волшебные зеркала. Если посмотреться в такое зеркало, то превратишься в Карабаса, Кота в сапогах, Спящую красавицу, Бабу Ягу. »

Дети «смотрятся в «волшебные зеркала» и проигрывают эпизод из их сказки.

Материал: «волшебные» зеркала.

Инструкция: «У каждого человека свой характер. Представьте себе, что вы попали в пещеру. Каждый здесь ведет себя по-своему, но все равно вам нужно суметь договориться, чтобы вместе найти выход».

Детям предлагаются следующие задания:

рисовать песком на стекле;

перевоплотиться (в животных пустыни, жаркое солнце, капельки дождя. );

собрать солнце из песочных лучиков;

разыграть истории из «волшебного мешочка», из «волшебного сосуда».

Источник: «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дтей дошкольного возраста» О.Ю. Епанчинцева

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию.

Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка — это и есть собственно эмоция.

Представление опыта работы по теме «Синтез искусств как средство развития эмоциональной сферы дошкольников».

в материале рассказывается о влиянии развлекательных мероприятий на развитие ребенка.

У большинства детей дошкольного возраста отмечают недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии .

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи.

Методическая разработка «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии

У большинства детей дошкольного возраста отмечают недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Таким образом, возможности освоения окружающего мира этими детьми оказываются не всегда доступно.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Одним из таких направлений является песочная терапия. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития познавательных процессов.

Скачать:

Вложение Размер
metod.raz_._pesochnaya_terapiya.docx 47.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа

г. Райчихинска

Заведующая МДОАУ д/с № 2

Серёжникова С.А. ________

«____» __ 08 _2019 г.

Утвержден педагогическим советом

№ 1 от _ 30 _._ 08_ _ 2019г.

«Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

в группе для детей с ФФНР на 2019-20 уч. год.

Выс. кв. категории

г. Райчихинск 2019 г.

У большинства детей дошкольного возраста отмечают недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Таким образом, возможности освоения окружающего мира этими детьми оказываются не всегда доступно. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М.М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Исходя, из выше сказанного зарубежными и отечественными педагогами и исследователями разрабатывались упражнения для развития кистей рук и пальцев. Одним из таких направлений является песочная терапия . Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития познавательных процессов. Ребенок сам решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать маленькими группами.

Игры на песке с фигурками особенно плодотворны в работе с логопатами, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Воспитанники же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, такие игры дают им богатые кинестетические ощущения.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Цель разработки — обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья через применение игр с песком.

В методической разработке представлены следующие педагогические технологии:

  1. Игровые технологии, направленные на развитие умения общаться в коллективе, развитие быстроты реакции, смекалки и т.д:

— Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры;

— Сакович Н.А. Технология игры в песок ;

— Зинкевич – Евстигнеева Т. «Игры с песком»;

— Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.

Эти технологии решают следующие задачи:

  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • театрально-игровые (обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка).

2 . Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения:

— Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».

3 . Здоровьесберегающие технологии, к которым относятся:

  • физкультурно-оздоровительные , направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, массаж, дыхательной гимнастики;
  • социально-психологические, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье:

— Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. Пособие.

  • образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения):

— Карвасарский Б. Д. Психотерапия;

— Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке;

— Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми;

— Сапожникова О.Б. «Песочная терапия в развитии дошкольников».

Форма организации – индивидуальная и подгрупповая , в соответствии с тематикой недели, как элемент психогимнастики.

Форма проведения – игровая.

Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому работа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности ребенка. Игра обеспечивает положительную мотивацию и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Материал подбирался на развитие мелкой моторики и развитие речи, познавательных процессов, воображения и творческого мышления.

Форма проведения работы с песком : использование игр и упражнений, творческих заданий, придумывание рассказов, творческие путешествия.

Таким образом, к концу учебного года дети обретут уверенность при работе с песком, преодолеют неловкость мелкой моторики рук и неточность движений, станут психологически свободными, научатся самовыражаться, станут более общительными и доброжелательными при работе в коллективе.

Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников

Савина Анастасия
Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Эмоциииграют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Психика ребенка более ранима, и сталкиваясь на своем пути с серьезными трудностями в общении с детьми и взрослыми, получает травмирующие переживания. Накопление эмоционального напряжения у ребенка проявляется как в дефектах социально – эмоционально развития, так и в психосоматических проявлениях.

Негативные способы поведения дети часто переносят в игру. А ведь игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. Игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Как говорил К. Д.Ушинский: «Самый лучшая игрушка для детей-кучка песка».

Песочная игра-это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребенок играет в то, что у него «болит».

Для детей песочная терапия – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их.

Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного к физическому.

Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов. При помощи песка, воды и фигурок внутренний образ, часто скрытый в подсознании, становится зримым во внешнем творении.

Игра с песком – это своеобразная самотерапия ребёнка с помощью психолога.

Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Управляя игрушками, ребенок может выразить то, что у него не получается передать словами – как он относится к себе, родителям и окружающим его людям, к определенным событиям в его жизни. И, перестраивая в процессе игры свой «песочный» внутренний мир, малыш также делает это внутри себя, постепенно принимая свои страхи и осознавая внутренние противоречия.

Швейцарский психиатр и психотерапевт, основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Чем же еще полезны игры в песок?

• Формируют у ребенка представления об окружающем мире,

• Развивают мелкую моторику, глазомер,

• Развивают психические процессы, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления,

• Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение,

• Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу,

• Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Позиция психолога при этом-это «активное присутствие», а не руководство процессом.

В процессе работы важно помнить основные правила: соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;

• прислушивайтесь к чувствам малыша, он должен ощущать безопасность пространства;

• наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир малыша без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

Польза песочной терапии для детей.

Песочная терапия будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей,которые столкнулись со следующими проблемами:

Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочие

Фобии, страхи, тревожность, панические состояния

Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата)

Нежелание рассказывать о себе

Конфликтная ситуация со сверстниками

Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость

Различные межличностные и внутриличностные конфликты

Однако, помимо психологической помощи ребенку,

песочная терапияпредоставляет следующие возможности:

Помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе

Способствует навыку самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций

Формирует чувство комфорта

Развивает творческий потенциал

Формирует образно-логическое мышление

Тренирует мелкую моторику рук

Снимает мышечное напряжение

Строит гармоничный образ мира

В песочной терапии

мир детства вновь распахивает перед человеком

свои двери, и эти же двери

ведут в бессознательные

и скрытые в нем тайны.

Прикреплённые файлы:

pesochnaja-terapija-kak-sredstvo-korekci-yemocionalnoi_b6vq9.pptx | 7219,55 Кб

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно», — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога — психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: «Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply