Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения

Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения

Театрализованная деятельность, как источник развития воображения у детей дошкольного возраста

Наталья Дубровина
Театрализованная деятельность, как источник развития воображения у детей дошкольного возраста

Значение театрализованной игры для развития личности дошкольника трудно переоценить. В процессе создания и воплощения художественного образа ребенок осваивает и осмысливает окружающую действительность, творит, открывая что-то новое в себе и для себя, учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе. Умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная игра способствует социально – нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения. Способствует пониманию ребенком смысла человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких чувств, как сочувствие, сопереживание. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развивается речь и остальные психические процессы: воображение, мышление, память, внимание.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героям. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

— игры в кукольный театр;

Театрализованная деятельность способствует развитию:

— психофизических способностей (мимики, пантомимики);

— психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

— речи (монолог, диалог);

— творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

В процессе взросления у ребёнка развиваются разные процессы, в том числе воображение. Воображение — психический процесс сознания нового в форме образа, представления им идей.

В зависимости от особенностей протекания процесса воображения и его обусловленности различают следующие виды воображения: непроизвольное и произвольное.

1.Непроизвольное воображение – это процесс, когда новые образы осуществляются сами собой в сознании человека без заранее поставленной цели.

2.Произвольное воображение осуществляется преднамеренно в связи с заранее поставленной целью.

В зависимости от степени активности воображение бывает пассивное и активное.

а) Пассивное воображение – это создание образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным.

преднамеренное воображение – это создание образов (грез, иллюзий) не связанных с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь.

непреднамеренное воображение это ослабление деятельности сознания при его расстройствах в полудремотном состоянии, во сне, при галлюцинациях.

б) Активное воображение – это создание образов, которые направлены на решение определенных задач. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим.

1. 1. воссоздающее воображение – процесс создания тех или иных образов, соответствующих описанию. Участие воображения в этом процессе зависит от количества информации, индуцирующей возникновение представлений: чем больше информации, тем меньше остается работы на долю воображения.

1. 2. творческое воображение – это самостоятельное создание образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом. Творческое воображение ценно своей социальной значимостью и направлено на выполнение творческой или личностной задачи. Существуют также разновидности воображения: фантазия, мечта, грезы.

3. Фантазия – это создание представлений о нереальных вещах, явлениях, событиях, включенное в разные виды воображения. Фантазия присуща каждому человеку, но все люди (особенно дети) различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

4. Мечта – образ желаемого будущего. Она возникает под влиянием у человека убеждений, потребностей, интересов, особенностей характера. По своему содержанию мечта может быть связана с возвышенными, благородными, общественно важными целями или, наоборот, с незначительными, мелкими, а иногда низменными побуждениями.

5. Грезы – мечта, не связанная с жизнью. Грезы расслабляют волю, снижают активность человека, замедляют его развитие.

6. Творческое воображение — воображение в ходе, которого человек самостоятельно создает новые образы или идеи представляющие ценности для других людей и общества в целом. Развивая воображение педагог может пользоваться разными средствами, одним из которых может быть театрализованная деятельность.

Прежде чем начать разговор о педагогическом руководстве детской творческой игрой, следует определить само понятие «театрализованная игра».

В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л. С. Фурминой, театрализованные игры — это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Как считает Л. С Фурмина, театрально-игровая деятельность для детей-дошкольников представляет наибольший интерес, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

Несколько иной подход в работах Л. В. Артемовой. Согласно ее исследованиям, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Игра-драматизация в науке определяется как «предэстетическая деятельность» (А. Н. Леонтьев, является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра-драматизация рассматривается как вид художественной деятельности дошкольников и отвечает их потребностям в чем-то необычном, в желании самим перевоплощаться в образы сказочных персонажей, воображать, чувствовать себя кем-то другим. Н. С. Карпинская отмечает, что результаты деятельности дошкольников в игре-драматизации еще не являются искусством; однако, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, насколько это для них доступно, поэтому наблюдаемые достижения дают право рассматривать игру-драматизацию как приближение к деятельности художественной, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Для проведения театрализованных занятий в детском саду необходима соответственная организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы, ограничено включена в различные занятия (музыка, рисование, а также запланирована регламентировано. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время может быть организована театральная студия («В гостях у сказки», «Театр-малышам», «Театральный салон»). Полезно, когда результаты работ по музыке, изобразительному искусству, художественному труду в конечном итоге объединяются в целостный продукт. Это может быть концерт, вечер досуга, спектакль или какой-либо праздник. В таких мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного одной целью.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театральную деятельность детей, следует учитывать:

— индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

— особенности эмоционально-личностного развития;

— интересы, склонности, предпочтения и потребности;

— любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;

— возрастные и поло-ролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремления ребят участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театральной деятельности детей в каждой группе должны быть оборудованы «уголок сказки», а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонности и потребности дошкольников пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены: перчаточный театр, костюмы, маски, различные куклы и игрушки, книжки, составляющие репертуар, рисунки детей и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.

Развитее любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций, костюмов. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материала, бросовый материала, различные ткани для изготовления костюмов и декораций.

Учет возрастных особенностей ребенка как граней его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе учитывать возрастное назначение оборудования и материалов.

Учитывая поло-ролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование, отвечающее интересам, как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предлагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:

— обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

— представление права и свободы выбора;

— создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;

— возрастная и поло-ролевое назначение оборудования и материала.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей как на немедленное, так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Они повторяют сюжеты, разыгранные взрослыми на Троицу, на улице плетут венки, обмениваются ими.

Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Дошкольники с удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.

Большое влияние на детей оказывает не все увиденное и услышанное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.

Педагогическое руководство игровой деятельностью в наиболее общем плане касается следующего: а) воспитания у ребенка основ общей культуры, б) приобщения детей к искусству театра, в) развития творческой активности и игровых умений детей.

Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребности духовного свойства, которые выступают главной побудительной силой поведения личности, источником ее активности, основанием всей сложной системы мотивации, составляющей ядро личности. Культурные потребности включают в себя потребности в художественно-эстетической деятельности, в освоении и созидании ценностей искусства, в расширении кругозора, потребности в творчестве. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно-ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы: в музыке, в изобразительном, хореографическом и театральном искусстве, в архитектуре, литературе, а также привитие навыков общения и взаимодействия с партнером в разного рода деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.).

Дети знакомятся с театральными профессиями: актер, режиссер, художник-декоратор, гример, сценарист, осветитель, хореограф, дирижер, художественный (музыкальный) руководитель, инструменталист (оркестрант).

В образовательном процессе детского сада педагогический театр знакомит детей с серией постановок. Составляется программа выступлений детей и взрослых в спектаклях. В течение нескольких лет пребывания в детском саду ребенок воспринимает различные виды театра (кукольного и драматического, разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения. Все это обогащает художественное восприятие, оно формируется как активный творческий процесс, в результате которого развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные наклонности детей.

Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

b]Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности с младшими дошкольниками[/b]

— «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.

Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.

Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.

Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Ожидаемые результаты.

Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).

Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Заключение

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.

Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Поэтому необходимо использовать в детском саду все виды детской театральной деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» На сегодняшний день.

«Игровая мастерская» как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста Тема выступления: «Игровая мастерская», как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста». «Без работы.

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

«Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста» с использованием технологии ТРИЗ Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок. В. А.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Декупаж для развития воображения детей старшего дошкольного возраста Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста» «Дети должны жить.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста Первая младшая группа. План: 1. Вступительное слово; 2. Задачи — поставленные перед детьми; 3. Процесс запоминания; 4. Перед собой поставила.

Leave a Reply