Здоровый образ жизни по православному

Здоровый образ жизни по православному

С православной точки зрения, болезнь является уделом человека на земле, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества – стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь – закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням.

«Причина болезни – грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость», – утверждал преподобный Ефрем Сирин.

Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: «. дано мне жало в плоть. чтобы я не превозносился». Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

В ХХ веке болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание.
Это является выражением общего неправильного отношения к человеку как к сгустку мыслящей материи, или к жизни как только к движению материи. Православное понимание болезни шире медицинского.

«Болезную, братие, вместе с вами, – говорит св.Киприан. – Нисколько не утешает меня в болезнях моих то, что я сам здоров и невредим. Ибо пастырь уязвляется в язве своего стада. «.

Не только грех, но и беременность, например, еще в прошлом веке называлась болезнью, а с другой стороны, деторождение для женщины спасительно так же, как для мужчины труд в поте лица. В Ветхом Завете часто рядом стоят «труд и болезнь», а в величании святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову церковный народ поет: «. и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове. » Значит, и болезнью можно послужить проповеди Евангелия.

Особой болезнью, даже и с медицинской точки зрения, является старость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивое чувство. Таких христиан с иконописным ликом чаще всего можно встретить именно среди православных. Благообразие, однако, не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней. Внешняя и внутренняя красота таких личностей заставляет думать о их святости и о истинности православных путей спасения души.

Мы веруем, что смерть христианина является переходом к новому существованию, новой реальности – вечной жизни человеческой души с Богом. Какое значение имеет телесное здоровье во временной, земной жизни человека с точки зрения его вечного предназначения?

С православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, ибо очевидно то, что при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье может быть гибельным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным. Телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. Ветхозаветный мудрец советует нам: «Прежде болезни заботься о себе. «(Сир. 18, 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу. Для неправославных или неверующих во Христа Спасителя оценка «пользы или вреда» переносимых страданий находится за пределами человеческого разумения.

В рассказе «Живые мощи» («Записки охотника») И.С.Тургенев описал человека, которого неизлечимая болезнь постепенно привела к внутреннему обновлению.
Крестьянка Лукерья, умница и первая красавица, оказалась прикованной к постели. Сначала, по ее собственному признанию, ей было «очень томно», затем она «привыкла, обтерпелась» и даже стала расценивать свое положение лучшим по сравнению с теми, у кого нет пристанища, кто слеп или глух. Она благодарит Бога за то, что видит, слышит, чувствует запахи цветов и трав, за то, что у нее есть всегда «припасенная ключевая вода». В своем убогом положении она приходит к выводу: Бог лучше знает, что ей нужно. «Послал Он мне крест – значит, Он меня любит. » – это убеждение позволяет ей сохранить внутренний мир и терпеть страдания Христа ради. «Рассказывали, – пишет И. С. Тургенев, – что в самый день кончины она все слышала колокольный звон. Впрочем, Лукерья говорила, что звон шел не от церкви, а «сверху». Вероятно, она не посмела сказать: с неба».

Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она становится вольным страданием – подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания. Тем самым человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды: во-первых, Господь по молитвам болящего и его близких облегчает страдания больного вплоть до чуда исцеления; во-вторых, Господь посылает врача.

Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг – молитву, пост (немало болезней лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых. Некоторые больные этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется от тебя, ибо он нужен.» (Сир. 38, 12). Итак лечиться необходимо, важно другое – как и у кого.

Cвященник Игорь Райкевич, «Царскосельская газета»

Православные каноны как основа здорового образа жизни подрастающего поколения

специалист по работе с молодежью,

МБУ «Дворец молодежи», г. Ноябрьск

Православные каноны как основа здорового образа жизни подрастающего поколения

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье — это условие и залог полноценной и счастливой жизни.Оно помогает нам выполнять планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности. Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.Здоровый индивидуум — здоровое общество. Поэтому важно с детства прививатьребёнку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным.

Что же такое «здоровый образ жизни», в чём он заключается?Актуальны ли вопросы оздоровом образе жизни в молодёжной среде?Какова роль Православной Церкви в формировании здорового образа жизни подростков?На эти вопросы я попробую ответить в данном докладе.

В современном мире под термином здоровый образ жизни чаще всего подразумевается посещение тренажерного зала и воздержание от алкоголя, табакокурения и психоактивных веществ. Действительно, занятия спортом и трезвость являются неотъемлемыми составляющими здорового образа жизни, но не единственными. Не менее важны гигиена и правильное питание, а также эмоциональное, социальное и духовное самочувствие человека.Таким образом, здоровый образ жизни – этоиндивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье).

Несмотря на различие и противоборство всех мировых религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направлены на формирование у человека установок на ведение здорового образа жизни.

Православие рассматривает человека в триединстве: Дух, душа и тело. Современная медицина исключает Дух, избирая объектом внимания только душу и тело. Православие же считает, что очень много зависит от Духа человека, выстраивая такую иерархию: Дух, душа, тело. При этом ни в коей мере церковь не призывает забыть о теле. Наоборот — грех не заботиться о нём, ведь тело — сосуд Духа.

Среди грехов — болезней, разрушающих как личность, так и род, и народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние. Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие. Напротив, полезны для здоровья переживания таких благородных чувств, как: приветливость, бескорыстие, беспристрастие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадание, ясность ума.

Православные каноны являются церковными законами, в большинстве случаев изданными для лечения появившихся в жизни ошибок или злоупотреблений. Некоторые каноны только определяют иерархический порядок церковного управления и суда. Другие — направлены к предупреждению и устранению разных греховных явлений. Некоторые каноны имеют догматическое значение, другие — дисциплинарное. И, несмотря на то, что последние каноны формулированы подобно гражданским законами с санкциями за те или иные преступления, они по существу носят другой характер. Их цель прежде всего — не кара за то или иное преступление, как это бывает в гражданских законах, а лечение души грешника, предохранение его от большего греха.

Таким образом, каноны, указывая нам на греховность ряда явлений в жизни, предоставляют основу для ведения здорового образа жизни,что обеспечивает человеку физическое и душевное здоровье.

Одно из непременных условий жизни православных людей — соблюдение постов. Пост — это не только запреты на определенные продукты питания, но и большая духовная работа. Это особые периоды, когда Господь показывает человеку, как мало ему надо, освобождает ему время для раздумий о божественном. А результаты поста в чисто телесном плане — чистка организма, укрепление здоровья.

Основная причина обращения к наркотикам и алкоголю – потребительское мировоззрение, духовная опустошенность, давление со стороны сверстников и медиа (телевизор), потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров, стремление быть «как все»(мнимые). Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис современной семьи, отсутствие здоровых взаимоотношений, трезвых ориентиров. Так или иначе, всегда легче и дешевле предотвратить болезнь зависимости, чем вылечить. Необходимо нам (взрослым) являть собой пример трезвости и здоровья, жить так, чтобы наши непосредственные действия можно было назвать профилактическими.

После изгнания Адама из Рая Бог заповедовал человеку «в поте лица добывать хлеб свой». Таким образом, физический труд является одним из неотъемлемых условий для полноценного существования человека. Недаром в православных монастырях молитва прерывается трудовыми послушаниями и рукоделием, а в епархиальных реабилитационных центрах трудотерапия является одной из неотъемлемых основ для успешного выздоровления.
Поэтому, чтобы исполнять заповедь о трудовом послушании в современном городском, малоподвижном образе жизни, необходимы добровольные физические нагрузки, т.е. занятия спортом!

Итак, формула здорового образа жизни — это спорт, правильное питание и эмоциональная уравновешенность. Сказать другими словами – трудовое послушание, пост и духовное бдение. Необходимо работать по всем трём направлениям, и не забывать, что «Дух превыше плоти». Или, словами Апостола Павла – «дух бодр, плоть же немощна».

Господь нас изначально наделил внутренней защитой от всяких угроз.

Такой защитой для нас является иммунная система, которая исправно работает, если человек живёт по Законам Божиим. Самая важная задача сейчас — найти тот язык, который способен передать современной молодёжи Евангельские истины, чтобы молодой человек понимал, что что-то делать нельзя не потому, что Церковь так определила, а потому, что это разрушает человека. С раннего возраста человек должен понимать, что есть вещи, которые уже нельзя никогда достичь в зрелом возрасте. Если молодое дерево гниёт в раннем возрасте, оно никогда не вырастет в здоровое дерево.

В связи с необходимостью активизации использования духовных начал в решении вопросов о здоровом образе жизни необходимо использовать новые, современные формы работы с молодёжью, которые бы соответствовали культурно-исторической эпохе. Нужно рассказывать подросткам о важности вечных ценностей — здоровье нации, необходимости семьи и ее благополучии, здоровом духе и здоровой вере в Бога, о любви, надежде и уповании на лучшее — на том языке, на котором говорит сегодняшняя молодежь.

Формы и методы работы с молодежью могут меняться в зависимости от аудитории, в которой они применяются. Для молодежи, которая в целом позитивно относится к православию, наиболее подходящим методом работы с этой группой представляется вовлечение молодых людей в различные формы досуговой, творческой, физической, патриотической деятельности, совместимые с православной духовностью.

В муниципальном бюджетном учреждении «Дворец молодёжи» занимаются 424 воспитанника, из них 91 – в гражданско-патриотических, 116 – в социально-досуговых, 44 – в художественно-эстетических клубах и 173 ребёнка занимаются в физкультурно-оздоровительных секциях. Главное, надо четко понимать, ради чего занимается подросток тем или иным видом деятельности. То есть, заниматься, например, спортом не ради угождения своего тщеславия, а ради защиты своих близких и друзей. Такая позиция христианству не противоречит.

Воспитанники объединения «Волшебная страна», где, в основном, занимаются дети с ограниченными возможностями, в этом году побывали на экскурсии в Храме Архистратига Божия Михаила — «История крещения Руси», участвовали в городском конкурсе «Дорога к Храму».

Православная Церковь благословляет здоровый образ жизни, т.к. тело человека — это храм Божий, в котором живёт Святой Дух. Специалистов «Дворца молодёжи»также волнует настоящее и будущее наших детей, поэтому работа учреждения направлена на то, чтобы увидеть молодое поколение духовно и физически здоровым.

Список литературы

1. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. — М.: Мир, 2003. — 368с.

2. Градополов, К.В. Бокс; М.: Физкультура и спорт; Издание 3-е, испр. и доп., 2006.

3. Дмитриевский Димитрий, прот. История Православной христианской Церкви. М.: РуссшйХронографъ. 2003.

4. Дробышева Н.А. Детская правда. Минск, 2002.

5. Епископ Григорий (Граббе). Церковь и ее учение в жизни. Православие. Традиции. Люди; Изд-е Вече, 2010. 320 с.

6. Колпакова М.Ю. Отцы и дети: от диалога к единству //Воспитание школьников. – № 5, 2001.

7. Фридман Л.М. Психология воспитания: Кн. для всех, кто любит детей. М., 1999. 203 с. (Практическая психология)

    Искандер 13 ноября 2014 г.

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.

Ольга Христофорова, кандидат культурологии, доцент Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, специалист в области медицинской антропологии, фольклористики, визуальной антропологии, Москва:

Западный менталитет таков, что люди вкладываются в свое здоровье, как в очень ценный проект, который может пригодиться в жизни. Сознание русского человека устроено иначе. Да, в нашей стране издается масса газет и журналов о здоровье. Но даже сейчас, в, казалось бы, просвещенном современном обществе существует огромный перекос в сторону нетрадиционных методов лечения. В чем причины этого?

Если посмотреть с исторической точки зрения, то научная медицина (ее еще называют биомедициной или медициной западного типа) довольно молода, ей всего около двухсот лет. В России XIX века медицина была распространена только в высших слоях общества, а крестьяне активно начали знакомиться с ней только при советской власти. Прошло чуть больше века, а традиционное крестьянское отношение к болезням осталось, по сути, прежним, поскольку три поколения — еще не срок для перемены менталитета.

В чем суть традиционного отношения к здоровью? Об этом еще в XIX веке писали этнографы и это предмет изучения современных ученых. С одной стороны, болезнь — «от Бога», она дана либо в наказание за грехи, либо как испытание. Раз Бог наказал болезнью — Он и вылечит. До сих пор в прихрамовой среде, особенно среди пожилых людей, можно встретить такое мнение, что болезни не нужно лечить — что их нужно «отмаливать».

С другой стороны, в сознании народа болезнь часто — следствие колдовства, порчи, сглаза. Все это лечили у знахарей. А вот профессиональных врачей крестьяне позапрошлого века очень не любили, считалось, что они могут «уморить». Причина — страх перед незнакомым, чужим человеком, еще городским к тому же! Часто врачи были немцами, а немцев, как всех иностранцев, недолюбливали. Кроме того, у врачей были горькие лекарства, а хорошая вещь, по мнению крестьянина, просто не может быть невкусной, горькая — значит, отрава. Потому врача, как и знахаря, боялись: захочет — вылечит, захочет — покалечит.

Еще одно следствие крестьянского отношения к здоровью — это поиск панацеи, единого средства от всех болезней, желательно дешевого и простого. Если лечить рак — то за три дня! Люди хотят чуда, но не хотят планомерно и тяжело трудиться каждый день. Тут, кстати, можно провести аналогию с отношением некоторых людей к Православию: вера в чудеса может сочетаться у них с неумением жить в любви и мире с ближними.

Профессор Александр Чучалин, директор ФГУ НИИ Пульмонологии Федерального медико-биологического агентства, академик РАМН, Москва:

Здоровье — это душевное, духовное, физическое и социальное благополучие человека. Мы говорим о росте экономики, ВВП, при этом качество жизни, которое предполагает физическую активность, хорошее самочувствие, высокий эмоциональный фон наших сограждан, — остается крайне низким.

Полученные данные неутешительны. Здоровыми себя чувствует только одна пятая часть опрошенных. Эти данные, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают реальную ситуацию.

Большинство респондентов в качестве причины своего нездоровья отмечают невозможность соразмерно организовать отдых, работу, сон. Это характерно для периода роста рыночной экономики. Человек находится в постоянном беспокойстве, он много работает, чтобы удержаться на своем рабочем месте, он должен быть конкурентоспособным, чтобы расти карьерно. Это приводит к состоянию постоянного стресса.

В целом результаты опроса отражают тенденцию: люди устают физически и психологически, не находят времени, чтобы заняться физкультурой, пройти профилактику, лечение, у них появляются вредные привычки — злоупотребление кофе, курение, алкоголизм. Многие не могут позволить себе пройти лечение в платных клиниках и отмечают недостаточное качество медицинского обслуживания в общедоступных медучреждениях.

Александр Недоступ, председатель исполнительного комитета общества православных врачей России, профессор кафедры факультетской терапии №1, научный руководитель кардиологического отделения Московской медицинской академии им.КИ.КМ.КСеченова:

Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.

Показательно хотя бы то, что понятие «медицинская помощь» в языке профессионального сообщества и чиновников от медицины заменяется понятием «медицинские услуги». Государство пытается создать рыночные условия в медицинской сфере, оперируя аргументами — бездумными кальками с западной жизни: «самые выгодные инвестиции — в свое здоровье», «гражданин должен нести ответственность за свое здоровье». После системы здравоохранения, созданной в Советском Союзе, мы оказались просто не готовы к такому. В Союзе было много плохого, но давайте говорить честно — та система здравоохранения гарантировала человеку помощь, и в 1977 году на форуме Всемирной организации здравоохранения она была признана лучшей в мире.

Есть тенденция закрывать поликлинические отделения из-за высоких затрат на их содержание, за неотложную помощь берется плата по прейскуранту, люди годами не бывают у врача — чтобы записаться на прием к терапевту, больному нужно к шести утра прийти за талончиком.

Говорить о культуре отношения граждан к своему здоровью, при этом не создавая соответствующих условий, — это лицемерие.

И создавать эти условия должно государство. Если диагностика, профилактика и медицинская помощь будут доступны как в организационном, так и в материальном плане, то граждан не нужно будет долго призывать разумно относиться к своему здоровью.

Кроме того, я убежден, что просветительская деятельность в этом направлении не будет лишней. Начиная со школьной скамьи, а потом в вузе, подрастающему поколению нужно прививать навыки здорового образа жизни. И это не должно сводиться к рассказу об элементарных нормах гигиены. Нам не нужно рассказывать о том, что нужно чистить зубы дважды в сутки и мыть руки перед едой. Нам следует прежде всего дать некие нравственные ориентиры, сформировать целостное мировоззрение.

Для нас очевидно, что нравственное состояние влияет и на телесное здоровье.

И у медицины есть тому объяснение. Если человек совершает плохой поступок, действует против совести, то у него появляются беспокойство, тревога, раздражительность. Это воздействует на подкорковые структуры головного мозга, которые отвечают за жизнедеятельность внутренних органов, в результате чего возникают различные заболевания.

Священник Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь»:

В отношении к здоровью встречаются две крайности: или полное пренебрежение, или забота о здоровье, доходящая чуть ли не до его обожествления. Так, демографы пытаются понять причину сверхвысокой смертности относительно молодых людей в России, особенно мужчин. Смертность у нас выше, чем в благополучных странах с развитой медициной, и даже чем в государствах, где медицина находится на более низком уровне. Причина в том, что наши соотечественники чаще других пренебрегают своим здоровьем, идут на неоправданные риски. В результате среднестатистический мужчина в России не доживает до пенсии. Это стало особенностью нашей психологии: рисковать на дороге, в жизни, рисковать везде и всюду, подвергая жизнь опасности. Такое безумное поведение граничит с попытками суицида и не вписывается не то что в рамки христианской морали, но и простого здравого смысла. Нельзя есть и пить что попало, переносить болезни на ногах, годами не обращаться к врачу до тех пор, пока не окажешься при смерти… Подумаем хотя бы о детях.

В то же время иногда забота о здоровье доходит до сверхидеи. Даже поговорка такая есть: «Главное — это здоровье!». Здоровье — это, конечно, не главное. Точнее, главное только для нашего тела, но ведь есть еще и душа. В последнее время модны различные опросы общественного мнения, касающиеся системы ценностей нашего общества. Здоровье неизменно занимает первые две-три строчки. В разном порядке первые места достаются здоровью, успеху в работе, деньгам, семье. Бог занимает в этой системе ценностей «почетное» четвертое место. Что это значит? Это значит, что человек верит в Бога, благочестив, ходит в Церковь, соблюдает обряды, но при этом у него есть ценности, которые он ставит превыше Бога. То есть если такой среднестатистический верующий встанет перед выбором: работа или Бог, здоровье или Бог, в обоих случаях будет выбрано первое. Или если для сохранения здоровья или успеха на работе потребуется нарушить заповедь, это будет сделано. И о здоровье зачастую думают больше, чем о Боге. Кстати, многие неоязыческие и деструктивные культы используют эту страсть и выстраиваются на заботе о здоровье — вплоть до того, что преподносят себя как системы оздоровления. Это примитивное языческое «Порфирий-Ивановство», и Рейки, и утонченная, сложная для понимания европейца йога со всеми ее многочисленными разновидностями, и шаманизм, тесно связанный с целительством, это и Сахаджа-йога… им же несть числа. Можно сказать, что большинство культов не обходится без обещаний дать посвященным некую систему оздоровления, которая принесет новому адепту здоровье и долголетие. Здоровье играет роль приманки, наживки. И ради здоровья человек отрекается от веры… Потом теряет и то, и другое. Иногда встречается такая крайность: человек готов беседовать о здоровье часами, проводить полжизни в разговорах о биодобавках, рецептах, завалить свой дом баночками, настойками, книжками по оздоровлению. Когда такие «озабоченные» встречаются, они могут часами говорить и говорить о лекарствах, витаминах, аптеках, болезнях… Увы, к великому сожалению, это встречается не только в сектах, но и среди православных. Такое трепетное отношение к здоровью показывает, что оно становится нашей страстью, чем-то настолько важным в жизни, что готово заслонить собой все остальное. На страсти к здоровью строится целая отрасль бизнеса, индустрия добавок, книжек, рынок услуг. Здоровья больше не становится. И чем хуже у нас здоровье, тем лучше для торговцев здоровьем.

Читайте также другие материалы темы «Христианское отношение к здоровью»:

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply